Дело по заявлению прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хандальского сельсовета о признании незаконным бездействия и возложении обязанности об устранении допущенных нарушений.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2012 года с. Тасеево

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:

судьи Саюнова В.В.,

с участием:

заместителя прокурора Тасеевского района советника юстиции Вундер Н.Г.,

представителя заинтересованного лица:

органа, бездействие которого оспаривается: главы администрации Хандальского сельсовета ФИО3,

при секретаре Зайцевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хандальского сельсовета, Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации Хандальского сельсовета, выразившееся в не разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет: с. Хандала, с Бакчет, не согласовании данного проекта с уполномоченным органом ОГИБДД МО МВД России «Абанский», и возложении обязанности об устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тасеевского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Хандальского сельсовета незаконным и обязывании устранения допущенных нарушений по тем основаниям, что при проведении проверки установлено, что администрацией Хандальского сельсовета надлежащим образом не выполняется требование федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет: с. Хандала, с. Бакчет.

По сведениям ОГИБДД МО МВД России «Абанский» по состоянию на 25.08.2011 года во всех муниципальных образованиях Тасеевского района, в том числе в Хандальском сельсовете, отсутствуют проекты организации дорожного движения. В ОГИБДД МО МВД России «Абанский» администрацией Хандальского сельсовета не представлены на согласование проекты организации дорожного движения на территории населенных пунктов: с. Хандала, с Бакчет, которые должны содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса.

В настоящее время дорожное движение в населенных пунктах муниципального образования Хандальский сельсовет надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории населенных пунктов администрацией Хандальского сельсовета установлены с нарушением ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Не везде установлены дорожные знаки, в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги, в том числе и знаки приоритета, определяющие очередность проезда перекрестка, тем самым создавая аварийно опасную ситуацию. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенных пунктов Хандальского сельсовета, в связи с чем, такое бездействие должно быть признано незаконным.

В судебном заседании заместитель прокурора Тасеевского района Вундер Н.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель органа, бездействие которого оспаривается глава администрации Хандальского сельсовета ФИО3 заявленные требования прокурора признал в полном объеме и пояснил, что работа не выполнена из-из отсутствия финансирования.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора Тасеевского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статья 20 Конституции РФ констатирует, что каждый гражданин РФ имеет право на жизнь.

Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а так же ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении закреплен в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения».

Статья 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 28.11.1011) устанавливает, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 28.11.1011) - к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 19.10.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст.12 Федерального от 19.10.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( в ред. от 19.07.2011), ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст. 21 Федерального закона от 19.10.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011), мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утверждаемых в установленном порядке.

Статья 22 указанного Закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу положений законодательства является обязательным наличие проектов организации дорожного движения автомобильных дорог, что является одним из условий повышения безопасности дорожного движения, а как следствие, служит целям защиты жизни и здоровья граждан - участников дорожного движения и пешеходов.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, дорожное движение определено как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно п.п. «н» п. 11 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, на Госавтоинспекцию возлагается изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 8 Устава Хандальского сельсовета Тасеевского района Красноярского края к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 12 Устава Хандальского сельсовета Тасеевского района, Красноярского края в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: с. Хандала, с. Бакчет, а также иные земли в границах сельсовета независимо от формы собственности и целевого назначения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на муниципальных дорогах в границах населенных пунктов: с. Хандала, с. Бакчет Хандальского сельсовета, законодательно возложена на администрацию Хандальского сельсовета.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тасеевского района проведена проверка соблюдения законодательства в части организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования Хандальского сельсовета и установлено, что администрация муниципального образования не выполняет требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенных пунктов с. Хандала, с. Бакчет. На момент рассмотрения дела в суде в ОГИБДД МО МВД России «Абанский» администрацией Хандальского сельсовета не представлен на согласование проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет: с. Хандала, с. Бакчет.

Администрацией Хандальского сельсовета на момент рассмотрения дела по существу не выполнены требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в части организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет – с. Хандала, с. Бакчет, не разработан и не согласован в уполномоченном органе проект организации дорожного движения в указанных населенных пунктах, что создает реальную угрозу здоровью и жизни граждан - участников дорожного движения на территории населенных пунктов.

Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах согласован Первым заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ 2 августа 2006 г. N 13/6-3853 и заместителем руководителя Федерального дорожного агентства 7 августа 2006 г. N 01-29/5313.

Согласно п. 1.4 Порядка заказчиком ПОДД (проекта организации дорожного движения) являются:

1) для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченное управлять этими дорогами;

2) для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;

3) для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;

4) для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком. Согласование проекта организации дорожного движения возлагается на организацию-проектировщика.

Таким образом, администрация Хандальского сельсовета как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет непосредственную обязанность заказчика по разработке и утверждению указанного проекта в отношении муниципальных автомобильных дорог в границах населенных пунктов с. Хандала, с. Бакчет Хандальского сельсовета.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Хандальского сельсовета принять меры по устранению указанных нарушений в срок до 01.11.2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.     Принять признание органа, бездействие которого оспаривается – главой администрации Суховского сельсовета Владимировым В.И. заявленных требований прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хандальского сельсовета Красноярского края.

2.     Заявленные требования прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хандальского сельсовета Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации Хандальского сельсовета, выразившееся в не разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет: с. Хандала, с. Бакчет, не согласовании данного проекта с уполномоченным органом – ОГИБДД МО МВД России «Абанский», и возложении обязанности об устранении допущенных нарушений удовлетворить в полном объеме.

3.     Признать бездействие администрации Хандальского сельсовета Тасеевского района, выразившееся в не разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет: с. Хандала, с. Бакчет и не согласовании данного проекта с уполномоченным органом – ОГИБДД МО МВД России «Абанский» - незаконным.

4.     Обязать администрацию Хандальского сельсовета Тасеевского района разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Абанский» проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Хандальский сельсовет - с. Хандала, с. Бакчет в срок до 01.11.2012 года.

5.     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тасеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Саюнов

Дело 2-94/2012