Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Тасеево 24 мая 2012 года Тасеевский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи ГУРОЧКИНОЙ И.Р., при секретаре УСОВОЙ М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухиной Нины Петровны к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100%), У С Т А Н О В И Л: Золотухина Н.П. обратилась в суд по тем основаниям, что она обратилась в управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района с просьбой принять документы и подать заявление о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогу-пенсионеру, работающему и проживающему на селе. Однако на свое заявление она получила отказ на основании положений ст. 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» в виду того, что у нее нет стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Вместе с тем с <данные изъяты> она проработала в основном воспитателем, стаж ее педагогической работы в сельской местности, в рабочем поселке <данные изъяты> Так, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в Тасеевском леспромхозе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитателем детского сада <адрес> комбината «Енисейзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитателем детского приюта <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем СРЦН «Тасеевский». Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100 %). В судебном заседании Золотухина Н.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении, подтвердив все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ ей как педагогу-пенсионеру управлением социальной защиты предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение. Когда она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УСЗН с просьбой принять документы и подать заявление о предоставлении мер социальной поддержки, то ей было отказано со ссылкой на то, что на основании Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года меры социальной поддержки педагогам, которые работали в ведомственных образовательных учреждениях, не предоставляются. Считает отказ УСЗН не законным, и просит удовлетворить ее требования. Представитель ответчика – управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района Подобулкина Т.В. исковые требования не признала, при этом пояснила, что согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений – устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ, а федеральных государственных образовательных учреждений – устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» субъектом 10 июня 2010 года был принят Закон Красноярского края № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым установлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат в объеме, соответствующем ст.55 Федерального закона «Об образовании». Однако указанные меры предусмотрены только для педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности. Кроме того, Законом Красноярского края от 01 декабря 2011 года № 13-6597 с 01 января 2012 года введена новая категория лиц, получающих меры социальной поддержки по Закону края № 10-4691 – педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности составляет не <данные изъяты> (педагоги-пенсионеры). Тем самым Законом РФ «Об образовании» и Законом Красноярского края № 10-4691 определен закрытый перечень образовательных учреждений, педагогическая деятельность в которых дает право на получение мер социальной поддержки. Поскольку Золотухина Н.П. работала в ведомственных детских садах, стажа работы в краевых государственных или муниципальных учреждениях образования не имеет, то ей не могут предоставляться меры социальной поддержки по Закону Красноярского края. Представитель соответчика – Министерства финансов Красноярского края, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (согласно почтового уведомления извещение получено ДД.ММ.ГГГГ), в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления просит рассмотреть дело в их отсутствие. Из поступивших в суд возражений следует, что представитель Министерства финансов Красноярского края просит в удовлетворении исковых требований Золотухиной Н.П. отказать в полном объеме. Представитель соответчика – Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (согласно почтового уведомления извещение получено ДД.ММ.ГГГГ), в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления просит рассмотреть дело в их отсутствие. Из поступивших в суд возражений следует, что представитель Министерства финансов Российской Федерации считает, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать. Выслушав истца, представителя ответчика – УСЗН администрации Тасеевского района, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам: В соответствие с абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции от 28 февраля 2012 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федеального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Из буквального толкования указанной нормы Закона РФ «Об образовании» следует, что «до достижения ими пенсионного возраста» относится только к праву на получение пенсии за выслугу лет, при этом остальные льготы, в том числе и право на бесплатное отопление и освещение, возрастом не ограничивается. Статья 55 Закона РФ «Об образовании» закрепляет право педагогов на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности. Норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, а также условия сохранения за ними права на льготы при переходе на пенсию, не содержат ни Закон РФ «Об образовании», ни иные федеральные законы, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию была установлена нормативно правовыми актами СССР, а именно: Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ»; Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности»; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых условий жизни сельского населения»; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 января1985 года № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах»; Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)». В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. В определении Конституционного суда РФ от 04 декабря 2007 года № 958-О имеется разъяснение о том, что согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества независимых государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению. Таким образом, правом на получение льготы, предусмотренной п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию и имеющие определенный стаж работы, в том числе в детских дошкольных учреждениях. Судом установлено, что Золотухина Н.П. обратилась в управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района ДД.ММ.ГГГГ году, как лицо, получающее ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки, с просьбой принять документы и подать заявление о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогу-пенсионеру, работающему и проживающему на селе. Однако она получила отказ на основании Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 в виду того, что у нее нет стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Данное обстоятельство подтверждается ответом управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района на обращение Золотухиной Н.П. с отказом в предоставлении мер социальной поддержки. Законом Красноярского края № 13-6597 от 01 декабря 2011 года внесены изменения в Закон края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», который дополнен абзацем 2 ст.2 следующего содержания «а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, общий стаж по основному месту работы которого в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности составляет не менее 10 лет». Действие указанной нормы начинается с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, согласно Закону Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 (в редакции от 01 декабря 2011) «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, если педагогические работники, являются педагогическими работникам краевых государственных или муниципальных образовательных учреждений, вышедшими на пенсию и проживающими в сельской местности, при общем стаже в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет. Согласно ст. 7 указанного Закона предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. Приведенные положения Закона Красноярского края указывают на его действие в отношении педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений. Управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района, отказывая в предоставлении мер социальной поддержки по Закону Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 в редакции от 01 декабря 2011 года, ссылается на то, что Золотухина Н.П. не имеет стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Из предоставленной трудовой книжки Золотухиной Н.П. следует, что она работала в качестве воспитателя детских садов, но ведомственной принадлежности, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада Тасеевского леспромхоза Всесоюзного лесопромышленного объединения «Красноярсклеспром» Минлеспрома СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада <адрес> комбината «Енисейзолото», а также работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского приюта <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем СРЦН «Тасеевский». Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Золотухина Н.П. получала меры социальной поддержки как педагогический работник образовательных учреждений, вышедший на пенсию и проработавший в сельской местности более 10 лет. Прекращение предоставления мер социальной поддержки Золотухиной Н.П. вызвано наличием в ее трудовой деятельности работы в ведомственных образовательных учреждениях, иных оснований для прекращения выплат не указано. Вместе с тем, предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности было урегулировано законодательными актами Союза ССР, указанными выше. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, сохранили свое действие и применялись после принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании». В Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, подчеркнуто, что из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Статья 55 Закона РФ «Об образовании» не устанавливает, что получение указанных льгот педагогическими работниками связано с формой собственности образовательного учреждения. Иначе нарушался бы принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых и должно осуществляться изменение правового регулирования в социальной сфере. Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 02 апреля 2009 года № 553-О-П - правоприменители, включая суды общей юрисдикции, реализуя свои полномочия, не могут придавать положениям Закона субъекта Российской Федерации значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в данном Определении. Суд находит, что Золотухина Н.П. работала в учреждениях государственного значения в бывшем СССР, которые в то время не относились к краевым (областным) государственным или муниципальным учреждениям, а относились к предприятиям союзного подчинения. Разделение на муниципальных служащих произошло после распада СССР и введением законов об органах местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»», устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Таким образом, возмещение спорных расходов законодательно определено на субъект Российской Федерации, который имеет законодательно закрепленную возможность возмещения состоявшихся расходов, произведенных субъектом РФ. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что требования Золотухиной Н.П. о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100%) являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Золотухиной Нины Петровны к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100%) – удовлетворить в полном объёме. Признать за Золотухиной Ниной Петровной право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100 %). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд. Председательствующий: подпись И.Р. Гурочкина Дело № 2-87/2012