Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Тасеево 31 марта 2011 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего федерального судьи ГУРОЧКИНОЙ И.Р.,
с участием помощника прокурора Тасеевского района КОРШУНОВОЙ О.А., действующей по распоряжению прокурора Тасеевского района,
при секретаре УСОВОЙ М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района о признании бездействия администрации Тасеевского района по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки незаконным и обязании администрации Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тасеевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района по тем основаниям, что в с.Тасеево имеется объект социальной инфраструктуры – филиал ГП КК «Губернские аптеки» центральная районная аптека № 14, расположенный по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22, помещение 1. Помещение на первом этаже здания, расположенного по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22-1, является имуществом казны муниципального образования – Тасеевский район. Согласно ст.210 Гражданского Кодекса РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В настоящее время в помещении на первом этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево ул.Краснопартизанская, 22-1 расположена аптека, соответственно, собственником здания должно быть обеспечено ее оборудование специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам, в том числе инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно пользоваться ее услугами. Вместе с тем, данная обязанность администрацией Тасеевского района не выполнена, доступ инвалидов к филиалу ГП КК «Губернские аптеки» ЦРА № 14 ограничен, чем нарушены требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. В результате бездействия администрации Тасеевского района инвалиды, в том числе инвалиды, использующие кресла-коляски, лишены права на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры. Данное бездействие имеет место длительное время с момента ввода в эксплуатацию здания. Частью 3 ст.15 вышеуказанного Закона определено, что муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В бюджете района на 2009, 2010, 2011 годы денежные средства на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к аптеке, не предусматривались. Просит признать бездействие администрации Тасеевского района по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в помещении на первом этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22-1, незаконным, и обязать администрацию Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в помещении на первом этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22-1, а именно: установить на входе пандусы и поручни в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Коршунова О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, при этом подтвердила все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что ведение администрацией Тасеевского района работы по передаче здания аптеки в собственность Красноярского края, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в настоящее время здание аптеки является собственностью муниципального образования – Тасеевский район, помещение аптеки в собственность Красноярского края не передано, и будет ли оно вообще передано в собственность Красноярского края и когда, не известно. Кроме того, ведение администрацией Тасеевского района работы по передаче здания аптеки в собственность Красноярского края не исключает обязанность администрации Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, которую она не исполняет в течение длительного периода времени, чем нарушаются права и законные интересы инвалидов, которые не имеют беспрепятственного доступа в наиболее важный для них объект социальной инфраструктуры.
Представитель ответчика - администрации Тасеевского района ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Тасеевского района не признала, при этом пояснила, что помещение 1 на первом этаже здания по адресу: с.Тасеево ул.Краснопартизанская, д.22 действительно является муниципальной собственностью Тасеевского района, которое по договору аренды передано Государственному предприятию Красноярского края «Губернские аптеки». При этом на сегодняшний день принято решение о передаче здания аптеки из муниципальной собственности Тасеевского района в собственность Красноярского края. Ходатайства Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и генерального директора ГПКК «Губернские аптеки» свидетельствуют о намерении приобрети имущество в государственную собственность Красноярского края, соответственно, принять на себя бремя содержания имущества и связанные с осуществлением прав собственника обязанности. Поскольку администрация Тасеевского района на протяжении 2009-2011 годов осуществляет мероприятия по передаче здания аптеки в краевую собственность, это свидетельствует об ее активных действиях, в том числе направленных на реализацию ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. Считает, что требование прокурора обязать администрацию Тасеевского района установить поручни и пандусы не обоснованно, поскольку указанный Федеральный закон не устанавливает какие конкретные действия, направленные на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должны принимать органы местного самоуправления. В бюджете Тасеевского района на 2011 год средства на финансирование расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не предусмотрены, вопрос о зачете арендной платы в счет установки аптекой поручней, пандусов или иных средств для доступа инвалидов в здание, администрацией Тасеевского района не решался.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, тем самым социальная направленность политики государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека. Указанная норма провозглашает один из основополагающих принципов деятельности демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является главной обязанностью государства.
Специальные нормы, регулирующие основные вопросы социальной политики государства в области защиты инвалидов содержатся в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее 181-ФЗ). Указанный Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно п.1 ст.11 Международного Пакта об экономических, социальных, культурных правах от 16 декабря 1966 года - государства - участники Пакта признают право каждого на достаточный уровень для него самого и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни. В соответствие с п.7.8.10 Декларации ООН о правах инвалидов от 09 декабря 1975 года – инвалиды имеют права на экономическое и социальное обеспечение, на удовлетворительный уровень жизни, на то, чтобы их особое положение принималось во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
В соответствии со статьей 2 181-ФЗ социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 1 ст.15 указанного Закона определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Деятельность этих объектов в их совокупности должна быть направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей инвалидов. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
В соответствии с информацией управления социальной защиты населения на территории Тасеевского района по состоянию на 01 февраля 2011 года проживают 1153 инвалидов, из них: инвалиды по общему заболеванию - 949 человек, инвалиды вследствие трудового увечья - 33 человека, военнослужащие, ставшие инвалидами - 9 человек, инвалиды детства - 150 человек, дети-инвалиды - 48 человек, инвалиды войны - 7 человек, инвалиды боевых действий – 2 человека; на 01 марта 2011 года на территории Тасеевского района проживает 29 инвалидов-колясочников. При этом, согласно представленного прокурором акта осмотра крыльца, через которое осуществляется вход в помещение аптеки установлено, что на крыльце поручни, пандусы, иные приспособления, способствующие беспрепятственному доступу лиц с ограниченными физическими возможностями в здание отсутствуют. Данные же обстоятельства достоверно подтверждены показаниями допрошенных в качестве свидетелей директора филиала ГПКК «Губернские аптеки» Центральная районная аптека № 14 ФИО4 и заведующей отделением реабилитации инвалидов управления социальной защиты населения ФИО5, которые пояснили, что условий для доступа инвалидов в здание аптеки действительно не имеется.
Представитель ответчика, не признав исковые требования прокурора, пояснила, что на сегодняшний день принято решение о передаче здания аптеки из муниципальной собственности Тасеевского района в собственность Красноярского края, ходатайства Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и генерального директора ГПКК «Губернские аптеки» свидетельствуют о намерении приобрети имущество в государственную собственность Красноярского края, соответственно, принять на себя бремя содержания имущества и связанные с осуществлением прав собственника обязанности. Рассматривая данные доводы, суд находит их несостоятельными. Так, ч.1 ст.15 181-ФЗ определено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В судебном заседании было установлено, что помещение на 1 этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево ул.Краснопартизанская, 22 находится в собственности муниципального образования Тасеевский район, что подтверждается представленной выпиской из Реестра муниципальной собственности Тасеевского района. Положениями ч.2 ст.215 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. С учетом изложенных обстоятельств суд полагает законным и обоснованным предъявление прокурором Тасеевского района требований об обязании именно администрации Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки, поскольку публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Представленные представителем ответчика документы свидетельствуют лишь о намерении передать здание аптеки в государственную собственность Красноярского края, однако поскольку в настоящее время передача здания аптеки из муниципальной собственности в собственность Красноярского края не состоялась, то обязанность исполнить требования федерального законодательства о создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должна быть возложена именно на администрацию Тасеевского района.
Суд также находит законным и обоснованным требование прокурора Тасеевского района признать незаконным бездействие администрации Тасеевского района по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, поскольку из представленного акта государственной приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию, 13-кватирный жилой дом со строенной аптекой был введен в эксплуатацию 19 июля 1984 года. Ни с момента введения здания в эксплуатацию, ни с момента издания 181-ФЗ обязывающего органы местного самоуправления создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, ни с момента принятия постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", никаких мер по исполнению возложенной законом обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию аптеки администрацией Тасеевского района не предпринималось, что действительно свидетельствует о не исполнении администрацией Тасеевского района возложенных на нее законом обязанностей и бездействии администрации Тасеевского района в решении данного вопроса. Доводы представителя ответчика о том, что администрация Тасеевского района не бездействовала, поскольку на протяжении 2009-2011 годов осуществляет мероприятия по передаче здания аптеки в краевую собственность, что свидетельствует об ее активных действиях, в том числе направленных на реализацию ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, суд находит несостоятельными, поскольку осуществление мероприятий по передаче здания аптеки в краевую собственность не свидетельствует об исполнении администрацией Тасеевского района возложенной на нее законом обязанности произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки. Суд находит несостоятельными и доводы представителя ответчика о невозможности администрацией Тасеевского района финансирования расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию аптеки, поскольку расходы на указанные цели не предусмотрены в бюджете 2011 года. Частью 3 ст.15 181-ФЗ установлено, что муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Не за планирование администрацией Тасеевского района расходов на проведение указанных мероприятий в течение длительного времени, не рассмотрение вопроса о возможности зачета в счет арендной платы затрат, понесенных на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию аптеки лишь подтверждает бездействие администрации Тасеевского района для исполнения возложенных на нее обязанностей, чем нарушаются права и законные интересы инвалидов, которые не имеют беспрепятственного доступа в наиболее важный для них объект социальной инфраструктуры, что ставит их в неравное положение с гражданами, которые имеют возможность в полной мере воспользоваться оказываемыми услугами аптечного учреждения. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что за счет арендной платы администрацией Тасеевского района оплачены услуги по технической инвентаризации здания аптеки. Суд находит, что денное обстоятельство свидетельствует и о возможности решения вопроса о финансировании мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки за счет арендной платы, ежемесячно получаемой администрацией Тасеевского района за сдачу в аренду помещения для размещения аптеки.
Прокурором Тасеевского района заявлены требования обязать администрацию Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в помещении на первом этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22-1, а именно: установить на входе пандусы и поручни в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Представитель ответчика, не согласившись с заявленными требованиями, в том числе указала, что 181-ФЗ не устанавливает, какие конкретные действия, направленные на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, должны принимать органы местного самоуправления, и указанный закон не устанавливает обязанность органов местного самоуправления установить поручни и пандусы. Однако суд находит, что с учетом того, что аптека расположена на первом этаже здания, крыльцо которого согласно проведенного осмотра имеет четыре ступени, для возможности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки необходимым и достаточным будет являться именно наличие поручней и пандусов, установка которых на входе в здание не представляет никакой технической сложности, и обеспечит в полной мере возможность беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки. Возложение на ответчика обязанности совершить в рамках исполнения решения конкретные действия не противоречит требования законодательства, поскольку одним из средств конкретизации положения ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях поручней и пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, а именно в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Таким образом, суд считает, что требование прокурора Тасеевского района обязать администрацию Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание аптеки, а именно установить на входе пандусы и поручни, подлежит удовлетворению. Доказательств невозможности установления поручней и пандусов на входе в здание аптеки администрацией Тасеевского района не представлено. Также суд считает, что срок для исполнения администрацией Тасеевского района возложенных законом обязанностей, определенный прокурором – в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда разумный и в течение данного срока ответчик может и должен совершить действия по обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тасеевского района по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в помещении на первом этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22-1, незаконным.
Обязать администрацию Тасеевского района произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию аптеки, расположенной в помещении на первом этаже в двухэтажном кирпичном здании по адресу: с.Тасеево, ул.Краснопартизанская, 22-1, а именно: установить на входе пандусы и поручни в течение 90 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня вынесения судьей решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.
Председательствующий: И.Р.Гурочкина
Дело №2-89/2011