Дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района о признании бездействия по необеспечению резервными источниками питания МУЗ `Тасеевская ЦРБ` незаконным и обязать обеспечить резервными источниками



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года с. Тасеево

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:

федерального судьи Саюнова В.В.,

при секретаре Исаевой И.А.,

с участием:

помощника прокурора Тасеевского района юриста 1 класса Коршуновой О.А., действующей на основании распоряжения прокурора района,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района о признании бездействия администрации Тасеевского района по не обеспечению резервными источниками питания МУЗ «Тасеевская ЦРБ» незаконными и обязании обеспечить МУЗ «Тасеевская ЦРБ» резервными источниками питания

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тасеевского района обратился в суд по тем основаниям, что на территории Тасеевского района находится МУЗ «Тасеевская центральная районная больница», которая оказывает медицинскую помощь населению Тасеевского района. В МУЗ «Тасеевская ЦРБ» имеются палаты интенсивной терапии хирургического, терапевтического, родильного отделений, операционный блок.

Проведенной проверкой МУЗ «Тасеевская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с государственным инспектором Восточного территориального отдела Енисейского управления Ростехнадзора установлено, что в МУЗ «Тасеевская ЦРБ», действующая схема электроснабжения не соответствует первой группе электроприемников, в нарушение требований Правил устройства электроустановок, отсутствует второй независимый взаимно резервирующий источник питания, в связи с чем, фактическая категория надежности электроснабжения операционной, палаты интенсивной терапии хирургического отделения, палаты интенсивной терапии терапевтического отделения, палаты интенсивной терапии родильного отделения, операционного блока - третья, что не соответствует проектной и нормативной категории - первой.

Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии в МУЗ «Тасеевская ЦРБ» может повлечь за собой угрозу жизни людей, поскольку палаты интенсивной терапии хирургического, терапевтического, родильного отделения, операционный блок оснащены дыхательной аппаратурой, прекращение электропитания которой может привести с летальному исходу людей, в отношении которых она используется.

Просит признать бездействие администрации <адрес> по не обеспечению электроприемников 1 категории МУЗ «Тасеевская ЦРБ» вторым резервирующим источником питания незаконным и обязать администрацию района обеспечить электроприемники 1 категории вторым взаимно резервирующим источником питания.

В судебном заседании помощник прокурора Коршунова О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении и просит удовлетворить в полном объеме исковые требования.

Представитель ответчика – администрации <адрес>, - ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия в <данные изъяты> год, исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что МУЗ «Тасеевская ЦРБ» обеспечено источником автономного электроснабжения: дизельный генератор <данные изъяты> распоряжением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ закреплен на праве оперативного управления за МУЗ «Тасеевская ЦРБ» и передан учреждению актом – передачи. Тем самым, администрация свои обязательства по обеспечению МУЗ «Тасеевская ЦРБ» выполнила.

В соответствие со ст. 296 ГК РФ – учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствие с целями своей деятельности, назначением имущества.

В соответствие со ст. 4.3 Устава МУЗ «Тасеевская ЦРБ» при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждено обязано: эффективно использовать имущество; обеспечить сохранность и использование строго по целевому назначению, осуществлять капитальный и текущий ремонт в пределах установленной сметы.

В соответствие с п. <данные изъяты> и п. <данные изъяты> трудового договора с руководителем МУЗ «Тасеевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, - руководитель учреждения самостоятельно решает вопросы, связанные с деятельностью учреждения, распоряжается имуществом учреждения в установленных пределах, предлагает работодателю проекты развития учреждения, а также предполагаемые источники финансирования.

<адрес> свои обязательства по обеспечению МУЗ «Тасеевская ЦРБ» выполнила, закрепив и передав на праве оперативного управления дизельный генератор. Дальнейшие действия по установке, подключению должен осуществлять руководитель МУЗ «Тасеевская ЦРБ» - главный врач в пределах компетенции и утвержденной сметы. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Третье лицо на стороне ответчика – главный врач МУЗ «Тасеевская ЦРБ» ФИО4 пояснил, что он согласен с исковыми требованиями прокурора, поскольку администрация района только приобрела дизельный генератор и передала его в оперативное управление. Приобретение и передача генератора для его предназначенной функциональной деятельности является недостаточным, поскольку для работы данного генератора должен быть приобретен блок автоматического включения резервной линии в полном комплекте, произведен ремонт электросилового оборудования, переходящих на резервное электроснабжение, заказаны технические условия для подключения, и проведено строительство помещения под дизельный генератор в соответствие с предъявляемыми требованиями. МУЗ «Тасеевская ЦРБ» является узкоспециализированным учреждением здравоохранения и осуществляет свою деятельность в строгом лимитном бюджетном финансировании. Он постоянно на аппаратных совещаниях у главы администрации района поднимал вопрос финансирования и доведения до конца вопроса обеспечения источниками электроснабжения МУЗ «Тасеевская ЦРБ», однако данный вопрос остается открытым, каких либо мер со стороны администрации как собственника не предпринято, а он может, как руководитель, только владеть и пользоваться переданным им имуществом, только готовым в полном объеме к его использованию.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Решением Тасеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> по не обеспечению МУЗ «Тасеевская ЦРБ» источником автономного электроснабжения незаконным, поскольку было установлено, что администрация <адрес> предпринимала реальные меры к приобретению автономного источника электроснабжения. Источник автономного энергоснабжения был приобретении и согласно акта – передачи от ДД.ММ.ГГГГ дизельный генератор <данные изъяты> был передан на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление в МУЗ «Тасеевская ЦРБ».

Таким образом, на момент рассмотрения в ДД.ММ.ГГГГ году судом установлен факт принятых администрацией <адрес> мер, направленных на решение вопросов, касающихся организации электроснабжения всех социально-значимых объектов, расположенных на территории <адрес> и в первую очередь - для организации электроснабжения учреждения здравоохранения на территории <адрес> – МУЗ «Тасеевская ЦРБ».

Однако дальнейшая работа по надлежащему исполнению законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности учреждения здравоохранения со стороны администрации <адрес> не проводилась.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

На основании ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) согласно п. 4) организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения поселений;

2) согласно п. 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

3) согласно п. 21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

<адрес> в статье 7 пунктах 4, 8, 23 – констатирует идентичность закону № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления <адрес>, а п. 12 детализирует и относит к вопросам местного значения - организацию оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

<адрес> осуществляет бюджетное финансирование МУЗ «Тасеевской ЦРБ» и в целях исполнения пунктов а), г), д) Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 4, 7, 21 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствие с п. 1.2.18 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие категории: 1,2 и 3.

Электроприемники 1 категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, значительный ущерб народному хозяйству; повреждение дорогостоящего основного оборудования, массовый брак продукции, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства. Из состава электроприемников 1 категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов, пожаров и повреждения дорогостоящего основного оборудования.

Согласно пункта 1.2.19. «Правил устройства электроустановок», - электроприемники 1 категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников 1 категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников 1 категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), специальные агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Имущество МУЗ «Тасеевская ЦРБ» принадлежит администрации <адрес> на праве собственности, а за МУЗ «Тасеевская ЦРБ» оно закреплено на праве оперативного управления.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на собственника, статьей 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

<адрес> в целях приведения в соответствие категории надежности электроснабжения электроприемников 1 категории МУЗ «Тасеевская ЦРБ» требованиям «Правил устройства электроустановок» в декабре ДД.ММ.ГГГГ года приобретен дизельный генератор <данные изъяты>, который закреплен на праве оперативного управления за МУЗ «Тасеевская ЦРБ». С момента приобретения данного дизельного генератора до настоящего времени он находится на территории МУП «<данные изъяты>». Приобретение дизельного генератора не привело к соответствию категории надежности электроснабжения электроприемников 1 категории МУЗ «Тасеевская ЦРБ» требованиям «Правил устройства электроустановок», в связи с тем, что для подключения данного дизельного генератора, и использования его по назначению необходимо: запросить технические условия для подключения дизельной электростанции, на основании проекта провести строительство помещения для размещения дизельного генератора, для эксплуатации помещения предусмотреть отопление, освещение, вентиляцию, защиту от атмосферных осадков и подтопления, в помещении выполнить контур заземления с подключением к нему металлоконструкций дверей, корпуса дизельного генератора, для защиты от вибрации под генератором выполнить отдельный фундамент, для переключения «линия-генератор» требуется приобретение АВР (блок автоматического включения резервной линии) в полном комплекте. Без выполнения указанных условий ввод в эксплуатацию и безопасное использование дизель - генератора является не возможным.

Таким образом, приобретение и передача дизельного генератора без его составляющих элементов, способных в полной мере обеспечивать электроснабжением МУЗ «Тасеевская ЦРБ» в случаях экстренного отключения электрической энергии, а также его установку в надлежащем помещении, заказ и приобретение технических условий и прочих требований, предъявляемых законом, - является прямой обязанностью собственника имущества в соответствие со ст. 210 ГК РФ, каковым является администрация <адрес>, а не учреждение, которое владеет и пользуется имуществом, которое не является объектом имущества в полном понятии значения объекта, каковым является МУЗ «Тасеевская ЦРБ».

Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь, в случае их возникновения, в силу ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» проводятся заблаговременно.

Статьей 14 указанного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Непринятие администрацией <адрес> мер к реконструкции электрических сетей МУЗ «Тасеевская ЦРБ», установке в качестве независимого взаимно резервирующего источника питания нарушает права и свободы граждан.

Рассматривая вопрос, поставленный представителем ответчика ФИО3 об обязанности руководителя МУЗ «Тасеевская ЦРБ» главного врача ФИО5 самостоятельно решать вопросы, связанные с деятельностью учреждения, распоряжаться имуществом в установленных пределах, обеспечивать высокоэффективную и устойчивую работу учреждения суд находит, что действительно перечислены пункты трудового договора, заключенного между руководителем МУЗ «Тасеевская ЦРБ» и главой администрации района.

Однако, суд не может согласиться с данным доводом, поскольку предметом рассматриваемого дела и осуществление, перечисленных полномочий руководителя МУЗ «Тасеевская ЦРБ» является их не тождественность, так как вопросы организации оказания на территории муниципального района медицинской помощи отнесено к администрации района, которая может оказываться медицинским учреждением - МУЗ «Тасеевская ЦРБ». Пункты 2.1, 2.2, 2.3 трудового договора указывают на общие вопросы организации деятельности учреждения здравоохранения, а не в частности вопрос эксплуатации генератора, как выделенного элемента всей системы организации автономного электроснабжения.

Кроме того, судом не установлено каких либо претензий со стороны администрации <адрес> как работодателя, - к главному врачу как работнику, по вопросам не надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей, в частности не решения вопросов организации установки и подключения резервного электроснабжения, что подтверждает доводы третьего лица на стороне ответчика ФИО5 о неоднократно поднимаемых им вопроса в администрации <адрес> необходимости установки дизельного генератора и его подключения.

Совокупность исследованных доказательств свидетельствует об обоснованности исковых требований прокурора района о признании незаконным бездействия администрации <адрес> по не обеспечению резервными источниками питания МУЗ «Тасеевская ЦРБ», а признание бездействия незаконным влечет решение вопроса об обязывании обеспечить МУЗ «Тасеевская ЦРБ» резервными источниками питания.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, ст.209, 210, 215, 296 ГК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.

2. Признать бездействие администрации района по не обеспечению электроприемников 1 категории МУЗ «Тасеевская ЦРБ» вторым взаимно резервирующим источником питания незаконным.

3. Обязать администрацию <адрес> обеспечить электроприемниками 1 категории МУЗ «Тасеевская ЦРБ» вторым взаимно резервирующим источником питания в течение года.

4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Тасеевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Для исключений.

Дело №2-102/2011