Дело № год РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 10 февраля 2011 года с. Тарумовка Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи А.М.Магомедова, при секретаре Л.В.Воробьёвой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа», к администрации МО «Тарумовский район» о признании незаконным бездействия руководства Калиновская СОШ и администрации МО «Тарумовский район», связанного с необеспечением данного образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для получения учащимися начальных знаний в области обороны и обязании устранить данные нарушения, установил: И.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа», к администрации МО «Тарумовский район» о признании незаконным бездействия руководства Калиновской СОШ, администрации МО «Тарумовский район», связанного с необеспечением данного образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для получения учащимися начальных знаний в области обороны и обязании устранить данные нарушения. В судебном заседании, поддерживая заявленные требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. пояснил, что во исполнение плана работы прокуратуры района на первое полугодие 2011 года была проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи образовательными учреждениями района. В ходе проверки было установлено, что руководство Калиновской СОШ в нарушение требований Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года 96/134 не оснащена необходимой учебно-материальной базой в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. 06 октября 2010 года по результатам проверки исполнения законодательства о воинской обязанности, законности расходования бюджетных средств на военно-патриотическое воспитание, а также соблюдения законодательства при получении гражданами начальных знаний об обороне государства, прокуратурой района в адрес и.о. главы МО «Тарумовский район» внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона, разработке комплекса мер, направленных на оборудование школ необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны совместно с руководством РУО и школ района, выделении необходимых финансовых средств для их устранения. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако в информации администрации МО «Тарумовский район» о результатах рассмотрения представления прокуратуры района от 03 ноября 2010 года за исходящим № 843 представлены лишь сведения об имеющимся в недостаточном количестве в школах района техническом инвентаре. Проведенная проверка показала, что по состоянию на 25 января 2011 года все образовательные учреждения района не оснащены необходимой учебной материально-технической базой (предметные кабинеты, спортивный городок, элементы полосы препятствий, технические средства обучения и т.п.) в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ, утвержденных вышеназванной Инструкцией. Аналогичное представление в адрес главы МО «Тарумовский район» вносилось прокуратурой района и в 2009 году, но указанные прокуратурой района нарушения в части не оборудования школ района необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны не были устранены. Вместе с тем, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение двух последних лет обучения. В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 года № 3266-1 «Об образовании» под образовательным понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Пункт 9 Инструкции возлагает на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Кроме того, в соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к названной Инструкции. Проведенной проверкой было установлено, что данное образовательное учреждение не имеет в необходимом количестве соответствующей нормативно-правовой и учебной литературы, учебно-наглядного пособия, плакатов, средств индивидуальной защиты, приборов и т.п. В судебном заседании и.о.прокурора Тарумовского района РД Шелкопляс В.Ю. просил удовлетворить иск. В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Маркаров М.Ю. признал требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в части и пояснил, что никакого бездействия с их стороны по данному вопросу не имеется, и они обязуются устранить нарушения в области обороны до начала нового учебного года, а именно 1 сентября 2011 года, так как на данный момент из-за отсутствия финансирования они не в состоянии этого сделать. Представитель ответчика администрации МО «Тарумовский район» Мужнюк Т. также признала требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в части и пояснила суду, что они обязуются устранить нарушения в обеспечении образовательного учреждения в области обороны до начала нового учебного года. Заслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела, суд считает, что требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан следует удовлетворить в части по следующим основаниям. Согласно требованиям ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании ст. 32 названного Закона РФ к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Исходя из устава Калиновской СОШ учредителем названного образовательного учреждения является администрация Тарумовского района. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. Отсутствие в общеобразовательном учреждении необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудования помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение учащихся вышеназванного образовательного учреждения и их подготовку по основам военной службы. Как видно из описательной части настоящего решения суда представители ответчиков – директор Калиновской СОШ Мутау Т.Х. и администрации МО «Тарумовский район» Мужнюк Т.С. признали иск, предъявленный к данному образовательному учреждению. Суд считает, что признание иска ответчиком по настоящему делу не нарушает права и интересы других лиц, соответствуют материалам дела и действующему законодательству РФ. Поэтому суд принимает признание иска ответчиками. Последствия признания иска разъяснены представителям ответчиков. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно абзацу 2 части 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В части исковых требований и.о. прокурора Тарумовского района предъявленных к ответчикам о признании их бездействия незаконным, суд считает, что они не обоснованны, в связи, с чем в этой части в удовлетворение иска следует отказать, так как с их стороны как видно из исследованных материалов по делу поведена большая работа по обеспечению образовательного учреждения необходимой материально технической базой для получения учащимися знаний в области обороны, а именно в школе имеется отдельный кабинет НВП, элементы полосы препятствий, спортивный городок, приобретено большое количество наглядного учебных пособий и т.д. Таким образом, оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан подлежат удовлетворению в части. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Калиновской СОШ и администрации МО «Тарумовский район» РД о признании незаконным бездействия руководства Калиновской СОШ и администрации МО «Тарумовский район» РД, связанного с необеспечением данного образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для получения учащимися начальных знаний в области обороны и устранить данные нарушения удовлетворить в части – обязать ответчиков устранить нарушения в обеспечении образовательного учреждения в области обороны в срок до 1 сентября 2011 года. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан. Председательствующий: решение отпечатано в совещательной комнате