28 Ново-Романовская СОШ



Дело год

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2011 года с. Тарумовка

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Кудиновой Э.А.,

с участием и.о.прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю., представителя администрации МО «Тарумовский район» Мужнюк Т.С., начальника Тарумовского РУО Капиева М.А. и директора Ново-Романовской СОШ Тарумовского района РД Колесниченко С.В.,

при секретаре Салий Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Ново-Романовская средняя общеобразовательная школа», к администрации МО «Тарумовский район» о признании незаконным бездействия руководства Ново-Романовской СОШ и администрации МО «Тарумовский район», связанного с необеспечением данного образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для получения учащимися начальных знаний в области обороны и обязании устранить данные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Ново-Романовская средняя общеобразовательная школа», к администрации МО «Тарумовский район» о признании незаконным бездействия руководства Ново-Романовской СОШ, администрации МО «Тарумовский район», связанного с необеспечением данного образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для получения учащимися начальных знаний в области обороны и обязании устранить данные нарушения.

В судебном заседании, поддерживая заявленные требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. пояснил, что во исполнение плана работы прокуратуры района на первое полугодие 2011 года была проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи образовательными учреждениями района.

В ходе проверки было установлено, что руководство Ново-Романовской СОШ в нарушение требований Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года 96/134 не оснащена необходимой учебно-материальной базой в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ.

06 октября 2010 года по результатам проверки исполнения законодательства о воинской обязанности, законности расходования бюджетных средств на военно-патриотическое воспитание, а также соблюдения законодательства при получении гражданами начальных знаний об обороне государства, прокуратурой района в адрес и.о. главы МО «Тарумовский район» внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона, разработке комплекса мер, направленных на оборудование школ необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны совместно с руководством РУО и школ района, выделении необходимых финансовых средств для их устранения.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Однако в информации администрации МО «Тарумовский район» о результатах рассмотрения представления прокуратуры района от 03 ноября 2010 года за исходящим № 843 представлены лишь сведения об имеющимся в недостаточном количестве в школах района техническом инвентаре.

Проведенная проверка показала, что по состоянию на 25 января 2011 года все образовательные учреждения района не оснащены необходимой учебной материально-технической базой (предметные кабинеты, спортивный городок, элементы полосы препятствий, технические средства обучения и т.п.) в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ, утвержденных вышеназванной Инструкцией.

Аналогичное представление в адрес главы МО «Тарумовский район» вносилось прокуратурой района и в 2009 году, но указанные прокуратурой района нарушения в части не оборудования школ района необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны не были устранены.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение двух последних лет обучения.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 года № 3266-1 «Об образовании» под образовательным понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Пункт 9 Инструкции возлагает на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Кроме того, в соответствии с п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к названной Инструкции.

Проведенной проверкой было установлено, что данное образовательное учреждение не имеет в необходимом количестве соответствующей нормативно-правовой и учебной литературы, учебно-наглядного пособия, плакатов, средств индивидуальной защиты, приборов и т.п.

В судебном заседании и.о.прокурора Тарумовского района РД Шелкопляс В.Ю. просил удовлетворить иск.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Ново-Романовская средняя общеобразовательная школа» Колесниченко С.В. признала требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. частично, в части необходимости приобрести материально-технических средств для осуществления начальной подготовки граждан в области обороны для Ново-Романовской СОШ и пояснила, что действительно материально-техническое оснащение школы для обучения учащихся начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военное службы, указанного в приложении № 1 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2010 г. 96/134 недостаточное, но в тоже время она, директор школы принимает все меры к улучшению оснащению материально-технической базы по начальной военной подготовке, оснащены примерно на 80% предполагаемые расходы на эти цели включены, бездействия руководства школы и администрации МО «Тарумовский район» не признает.

Представитель ответчика администрации МО «Тарумовский район» Мужнюк Т.С. также частично признала требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в части необходимости приобретения материально-технических средств, необходимых для осуществления начальной подготовки граждан в области обороны для школ района, и пояснила суду, что администрация МО «Тарумовский район» в 2009 году были даны указания начальнику РУО разработать комплекс мер, направленных на оборудование школ необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны, в смете расходов предусмотрены средства на улучшение учебно-материальной базы по начальной военной подготовки и ОБЖ, составлена расшифровка к сметам школ Тарумовского района по НВП на 2011 год, а в части признания незаконным бездействия администрации МО «Тарумовский район» по не принятию мер, к оборудованию Ново-Романовской СОШ необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны, т. к. администрация МО «Тарумовский район» принимала необходимые меры к оборудованию школ района необходимой материально-технической базой и инвентарем для получения учащимися начальных знаний в области обороны, выделяла необходимые средства.

Представитель Тарумовского РУО Капиев М.А. признал частично требования и.о.прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. и пояснил, что РУО проводит работу по обеспечению школ района учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения для занятий по НВП и ОБЖ примерно на 80 %. Это показатель является выше средне республиканского показателя. На стрельбы учащихся всех школ района поочередно на автобусах привозят в Тарумовскую СОШ. Учащиеся образовательных учреждений Тарумовского района имеют успехи в начальной военной подготовке, на соревнованиях занимают призовые места. На 2011 год имеется расшифровка к сметам школ Тарумовского района РД по НВП.

Заслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела, суд считает, что требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан следует удовлетворить в части по следующим основаниям.

Согласно требованиям ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании ст. 32 названного Закона РФ к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Исходя из устава Ново-Романовской СОШ учредителем названного образовательного учреждения является администрация Тарумовского района.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

Отсутствие в общеобразовательном учреждении необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудования помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение учащихся вышеназванного образовательного учреждения и их подготовку по основам военной службы.

Как видно из представителя и.о.прокурора Тарумовского района РД Шелкопляс В.Ю., что все образовательные учреждения района не оснащены необходимой учебной материально-технической базой в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ, утвержденных Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знанием в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях начального профессионального и средне профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 г. 96/134

Вместе с тем, согласно ст. 7 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 – ФЗ «Об обороне» органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ предусматривает, что до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение двух последних лет обучения.

Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств местных бюджетов и внебюджетных средств (ч.3 ст.14 №53)

В части исковых требований и.о. прокурора Тарумовского района предъявленных к ответчикам о признании их бездействия незаконным, суд считает, что они не обоснованны, в связи, с чем в этой части в удовлетворение иска следует отказать, так как с их стороны как видно из исследованных материалов по делу поведена большая работа по обеспечению образовательного учреждения необходимой материально технической базой для получения учащимися знаний в области обороны, а именно в школе имеется отдельный кабинет НВП, элементы полосы препятствий, спортивный городок, приобретено большое количество наглядного учебных пособий и т.д.

Таким образом, оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования и.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан подлежат удовлетворению в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования и.о.прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. удовлетворить частично.

Обязать ответчиков руководство Ново-Романовской СОШ, и администрацию МО «Тарумовский район» РД приобрести для Ново-Романовской СОШ материально-технические средства, необходимые для осуществления начальной подготовки граждан в области обороны, установленные приложением № 1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и средне профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2010 г. 96/134, а также оборудовать прилегающую к Ново-Романовской СОШ территорию спортивным городком с элементами полосы препятствий и стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным тиром) до 01 сентября 2011 года

В остальной части в удовлетворении заявленных требований и.о.прокурора Тарумовского района РД отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.

Судья Тарумовского районного суда

Республики Дагестан Э.А.Кудинова

Отпечатано в совещательной комнате.