178 об обязании главы МО `село Ново-Романовка` исполнить требования ФЗ, направленного на защиту объектов культурного наследия



Дело № 2-178/2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Тарумовка 13 октября 2011 г.

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гаммаева М.Р.,

с участием пом. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шапиева М.Ш.,

при секретаре Магомедовой Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района об обязании главы МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района РД исполнить требования федерального законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия,

установил:

Прокурор Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района об обязании главы МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района РД исполнить требования федерального законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия.

В судебном заседании, поддерживая заявленные требования, пом. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шапиев М.Ш. пояснил, что во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан, прокуратурой района проведены надзорные мероприятия исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры), расположенных на поднадзорной территории.

Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статьи 14 и 40 соответственно) к вопросам местного значения поселения в числе прочих отнесены вопросы сохранения, использования и
популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечено, что государственная охрана объектов культурного наследуя (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.

Согласно статьям 6 и 33 данного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами самоуправления в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред
объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Конституцией Российской Федерации (статья 44) гарантировано право
каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Граждане обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со статьей 7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном законом. Кроме того, каждый имеет право на
беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно Закону (статьи 20, 21, 27, 34, 35) ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр, при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение реестра и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.

На объект культурного наследия, включенного в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно статье 48 Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Право собственности муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

29.06.2011 года за исх. № 02-06/01-2011 прокуратурой района в адрес главы МО «село Ново-Романовка» внесено представление об устранении нарушений закона, путем установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия, а также привлечении лиц, допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности.

Из ответа главы МО «село Ново-Романовка» о результатах рассмотрения представления следует, что администрацией МО «село Ново-Романовка» приняты необходимые меры, направленные на устранение выявленных недостатков. На объектах культурного наследия произведены ремонтные работы.

Вместе с тем проведенной прокуратурой района контрольной проверкой по исполнению законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на поднадзорной территории установлено, что нарушения
указанные в представлении прокуратуры района от 29.06.2011 г. № 02-06/01- 2011 не устранены.

В бюджете МО «село Ново-Романовка» на 2011 год финансирование этих вопросов также не предусмотрено.

Имеющиеся на территории МО «село Ново-Романовка» объекты культурного наследия являются объектами культурного наследия местного (муниципального) значения.

Глава МО «село Ново-Романовка» не обладает полной информацией обо всех объектах материальной культуры, расположенных на их территориях, и представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники,
эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными "источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Между тем, глава МО «село Ново-Романовка» не занимается вопросами, связанными с паспортизацией объектов культурного наследия, установлением границ объектов, информационных надписей и обозначений на них, заключением охранных обязательств, оформлением на объекты правоустанавливающих документов.

Просит суд обязать главу муниципального образования сельского поселения «село Ново-Романовка» исполнять требования федеральных законов от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 09.10.1992г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 25.06.2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения
поселения: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения,
расположенных на территории поселения;

- принять нормативный правовой акт «Об объектах культурного наследия МО «село Ново-Романовка», в котором предусмотреть перечень этих объектов, их правовой статус, границы, значимость, иные паспортные данные, установленные законом. Данный нормативный правовой акт опубликовать в районной газете «Рассвет» либо иным предусмотренном в Уставе МО «село Ново-Романовка» порядке довести до сведения граждан;

- оформить право собственности муниципального образования сельского поселения на объекты культурного наследия, находящиеся на территории поселения, а также включить эти объекты в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- оформить охранные обязательства собственника объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования;

-в бюджете МО «село Ново-Романовка» на 2012 год предусмотреть финансирование мероприятий, связанных с исполнением полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В судебном заседании представитель ответчика–глава МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района Республики Дагестан Абдулазизов М.М. признал требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. и пояснил, что, действительно выявленные нарушения требований федерального законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия имели место на момент проверки из-за отсутствия бюджетного финансирования расходов, связанных с осуществлением мероприятий по обеспечению защиты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района РД. В настоящее время отмеченные нарушения частично устранены. Обязуется устранить нарушения в полном объеме и в дальнейшем не допускать подобных нарушений.

Заслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статьи 14 и 40 соответственно) к вопросам местного значения поселения в числе прочих отнесены вопросы сохранения, использования и
популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечено, что государственная охрана объектов культурного наследуя (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.

Согласно статьям 6 и 33 данного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами самоуправления в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред
объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Конституцией Российской Федерации (статья 44) гарантировано право
каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Граждане обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

Таким образом, по указанным вопросам судом установлено полное бездействие со стороны главы МО «село Ново-Романовка» и остается без выполнения задача по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которая законом определена одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.

Оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Шелкопляс В.Ю. удовлетворить.

Обязать главу МО «село Ново-Романовка» Тарумовского района Республики Дагестан исполнить требования федерального законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий _________________

Отпечатано в совещательной комнате.