Решение от 4.10.2010 о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления Тарбагатайского района по осуществлению сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов



Копия

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

04 октября 2010 г. с. Тарбагатай

Судья Тарбагатайского районного суда Зайцев Э.Е.,

с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия Арьяевой О.С.,

при секретаре Мудаевой Г.С.,

представителя ответчика МО «Тарбагатайский район» - Ванкеева Б.Ж., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика МО СП «Куйтунское» - главы МО СП Козлова В.С., действующей в силу своих полномочий на основании Устава МО СП «Куйтунское»

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Тарбагатайский район», МО СП «Куйтунское» о признании незаконным бездействия МО СП «Куйтунское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, признании незаконным бездействия МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов, обязании МО СП «Куйтунское» принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязании МО «Тарбагатайский район» принятия мер по организации утилизации и переработки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МО СП «Куйтунское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязании принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных на удалении … метров на … от с. … в местности «…» на площади … га, объемом около … куб.м., на расстоянии в … метров в … направлении от с. … в местности «…» на территории протяженностью … метров объемом … куб.м., в восточном направлении от с. … в … направлении за автомобильной трассой на площади … га, объемом около … куб.м.,, признании незаконным бездействия МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов, обязании принятия в разумные сроки мер по организации утилизации и переработки указанных выше бытовых отходов.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой района с привлечением специалиста Бурприроднадзора, при участии представителей ответчиков проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления и производства в границах территории МО СП «Куйтунское», которые органами местного самоуправления - администрацией МО «Тарбагатайский район» и МО СП «Куйтунское» не выполняются. При обследовании территории села … на удалении в … метров на восток от села размещено место хранения бытовых отходов в местности «…», выявлены места скопления мусора на площади в … га, объемом примерно … куб.м., границы места хранения отходов не обозначены, опознавательные знаки отсутствуют. На расстоянии в … метров от села в … направлении в местности «…» обнаружена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора на территории протяженностью … метров объемом … куб.м. При обследовании села … выявлены следующие несанкционированные свалки – свалка бытового мусора в восточном направлении от села в … направлении за автомобильной трассой на площади в … га, объемом примерно … куб.м., опознавательные знаки- аншлаги не установлены.

Присутствовавшая при проведении проверке специалист МО СП «Куйтунское» не смогла пояснить на какой именно территории выделены земельные участки для временного хранения бытовых отходов.

Скопившийся мусор и бытовые отходы сельским поселением не собраны в кучи для последующего вывоза, утилизации и переработки, мусор не собран и не вывезен. Основной состав отходов - строительный материал (шифер, стекло, кирпич, рубероид, деревянные доски) и бытовой (навоз, бумага, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки и т.д.). Органом местного самоуправления - администрацией МО «Тарбагатайский район» не приняты меры, направленные на ликвидацию указанных несанкционированных свалок. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального района и сельским поселением нарушаются права граждан на благоприятную среду обитания, органом местного самоуправления не выполняются полномочия по охране окружающей среды, закрепленные также в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», о том, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Сельским поселением муниципального образования «Куйтунское» нарушаются требования закона в части организации сбора и вывоза мусора, администрацией муниципального образования «Тарбагатайский район» нарушаются требования закона в части невыполнения требований по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов поселения. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Арьяева О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила признать незаконным бездействие МО СП «Куйтунское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в указанных местах; признать незаконным бездействие МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных там же; обязать МО СП «Куйтунское» принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов в разумные сроки; обязать МО «Тарбагатайский район» принять в разумные сроки меры по организации утилизации и переработке бытовых отходов. Также пояснив о том, что разумным сроком устранения выявленных нарушений закона, следует определить 01 июля 2011 г.

Представитель Бурприроднадзора Шадрин А.П., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить. Пояснив, что в ходе проверки были установлены нарушения законодательства об окружающей среде, как МО СП «Куйтунское», так и МО «Тарбагатайский район». Так установлено наличие счалок, которые указаны в акте проверки, на свалках отсутствуют аншлаги, систематический вывоз мусора не осуществляется. Основной состав отходов – бытовой и строительный мусор, который подвержен гниению, в результате чего происходит загрязнение воздуха и почвы. Считает, что разумным сроком устранения нарушений закона следует установить 01 июля 2011 года.

Представитель Роспотребнадзора Чердонов О.А., действующий на основании доверенности, в суде пояснил, что требования прокурора являются обоснованными. Результаты проверки указываю на то, что население не знает, где находятся санкционированные свалки, санитарные правила предусматривают возможность очистки территории от бытового мусора путем самовывоза, для чего должны быть составлены генеральные схемы очитки, но они отсутствуют. Вместе с тем, администрация сельского поселения не может организовать вывоз отходов, т.к. им некуда его вывозить в связи с тем, что администрацией района не принимаются надлежащие меры по утилизации и переработке бытовых отходов. Вместе с тем санитарные нормы и правила действуют с 2001 года, закон № 131 ФЗ, определяющий обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов действует с 2003 года, однако, администрацией района действия по организации полигона бытовых отходов стали предприниматься только с 2009 года, в связи с чем налицо бездействие администрации в предшествующий период. Считает, что необходимо установить разумный срок для устранения выявленных нарушений, при этом учесть, что бытовые отходы должны храниться временно не более 6 месяцев.

Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Ванкеев Б.Ж., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов подлежит лицензированию, у администрации района нет соответствующей лицензии. В данном случае администрация района должна была либо заключить договор со специализированной организацией, осуществляющей лицензированную деятельность по обращению с отходами I-IV класса либо само осуществлять эти полномочия. Единственной организацией в Республике Бурятия, имеющей лицензию на указанную деятельность, является ООО «…», но до августа 2010 года у ООО «…» не было лицензии на работу с отходами 4 класса опасности, в связи с чем в 2009-2010 г.г. администрация не могла заключить договор с указанной организацией. Самостоятельно осуществлять указанные полномочия Администрация МО «Тарбагатайский район» также не могла, т.к. для этого необходим полигон для твердых бытовых отходов, которого в Тарбагатайском районе нет. Кроме того, в бюджете Тарбагатайского района на 2010 г. не было предусмотрено выделение денежных средств на проведение указанных мероприятий, требующих значительных финансовых средств. В 2009-2010 году Администрацией МО «Тарбагатайский район» была проведена работа по заказу проектно-сметной документации на строительство полигона твердых бытовых отходов, которая в настоящее время находится на государственной экспертизе. После прохождения экспертизы ожидается начало работ по строительству полигона. Все вопросы по строительству полигона ТБО входят в зону действия Байкальского региона, предложения по строительству полигона были учтены Правительством РБ и включены в федеральную программу. В 2011 г. при формировании бюджета будет предусмотрено выделение денежных средств на проведение указанных мероприятий. Срок начала строительства полигона ТБО примерно 2011 г., срок окончания строительства полигона не определен. Также пояснив, что действительно, как федеральным законодательством, так и уставом МО «Тарбагатайский район» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Он, как представитель МО «Тарбагатайский район» от этих полномочий не отказывается. Выводы акта проверки, который был составлен по результатам проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемилогического законодательства на территории МО СП «Куйтунское», он не оспаривает, действительно имеются нарушения, которые необходимо устранять. В тоже время он считает, что МО «Тарбагатайский район» в этой сфере своих полномочий не бездействовало, принимаются соответствующие меры. В случае же удовлетворения судом исковых требований, полагает необходимым установить разумный срок до 01 января 2012 года.

Представитель ответчика МО СП «Куйтунское» Козлов В.С. в суде исковые требования прокурора признал частично, суду пояснил, что в 1998 году поселению были переданы земли из запаса района для организации санкционированных свалок. Было организовано две свалки. Администрацией МО СП «Куйтунское» разработаны правила, согласно которым жители села должны вывозить мусор своими силами на санкционированные свалки, однако, в связи с тем, что в последние годы из-за отсутствия техники свалки не буртовались, в настоящее время они вышли за установленные границы. В настоящее время администрация МО СП «Куйтунское» не может организовать сбор и вывоз бытовых отходов, во-первых, из-за отсутствия финансовых средств, а во вторых из-за отсутствия места, куда можно вывезти отходы, т.к. на территории Тарбагатайского района отсутствует полигон твердых бытовых отходов.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Также на основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 года № 89 - ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона РФ № 7 - ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.8 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», п.18 ч.1 ст.14, п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ч.1 ст.22 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, захоронению, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Уставом муниципального образования «Тарбагатайский район» Республики Бурятия, утвержденного Сессией Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 96 от 03.05.2005 г. закреплено, что к вопросам местного значения МО «Тарбагатайский район» относятся формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район», контроль за исполнением данного бюджета (подпункт 1 п.1 ст.6), организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подпункт 14 п.1 ст.6).

Уставом муниципального образования сельского поселения «Куйтунское» Тарбагатайского района Республики Бурятия, принятого решением Совета депутатов МО СП «Куйтунское» от 16.06.2008 г. № 12 предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (подпункт 1 п.1 ст.2), организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (подпункт 17 п.1 ст.2).

Согласно акту проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления и производства на территории МО СП «Куйтунское» от 20.07.2010 года, проведенной прокуратурой района с участием инспектора Бурпироднадзора гр. Н., специалиста-эксперта территориального отдела ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Иволгинском районе гр. Х., ведущего специалиста по труду администрации МО «Тарбагатайский район» гр. С., в присутствии специалиста МО СП «Куйтунское» гр. Д. были выявлены нарушения требований санитарно эпидемиологического и природоохранного законодательства. При обследовании территории села … на удалении в … метров на … от села размещено место хранения бытовых отходов в местности «…», выявлены места скопления мусора на площади в … га, объемом примерно … куб.м., границы места хранения отходов не обозначены, опознавательные знаки отсутствуют. На расстоянии в … метров от села в … направлении в местности «…» обнаружена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора на территории протяженностью … метров объемом … куб.м. При обследовании села … выявлены следующие несанкционированные свалки – свалка бытового мусора в восточном направлении от села в … направлении за автомобильной трассой на площади в … га, объемом примерно … куб.м., опознавательные знаки- аншлаги не установлены. Присутствовавшая при проведении проверке специалист МО СП «Куйтунское» не смогла пояснить на какой именно территории выделены земельные участки для временного хранения бытовых отходов. Скопившийся мусор и бытовые отходы сельским поселением не собраны в кучи для последующего вывоза, утилизации и переработки, мусор не собран и не вывезен. Основной состав отходов - строительный материал (шифер, стекло, кирпич, рубероид, деревянные доски) и бытовой (навоз, бумага, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки и т.д.).

Результаты проведенной проверки присутствующими лицами и участникам процесса не оспаривался.

Доводы представителя ответчика МО «Тарбагатайский район» суд признает необоснованными, расценивает их как бездействие, поскольку значительное скопление мусора в течение длительного периода времени в границах муниципального образования сельского поселения «Куйтунское» свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления в части, возложенных на них федеральным законодательством обязанностей.

Суд полагает, что доводы представителя МО СП «Куйтунское» Козлова В.С. о том, что администрацией МО СП принимаются меры по сбору бытовых отходов, не имеют правового значения, поскольку они не свидетельствуют о надлежащем исполнении указанных обязанностей, предусмотренных законом, т.к. являются явно недостаточными и не обеспечивающими надлежащего санитарного состояния территории сельского поселения.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Доводы о том, что Администрация МО «Тарбагатайский район» не могла заключить с ООО «…» в 2009-2010 г.г. договор из-за того, что у ООО «…» не было соответствующей лицензии, а также доводы о том, что Администрацией МО «Тарбагатайский район» в 2009-2010 году проведена работа по получению проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО, также не свидетельствуют о надлежащем исполнении возложенных законом обязанностей, не могут являться основанием для отказа прокурору в заявленном иске.

Таким образом, в ходе рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что МО «Тарбагатайский район» и МО СП «Куйтунское» не принимаются соответствующие меры по организации утилизации и переработки, а также сбора и вывоза бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, а также уставами МО «Тарбагатайский район» и МО СП «Куйтунское».

Размещение отходов на указанных свалках на территории МО СП «Куйтунское» осуществляется в нарушение указанных требований законодательства и санитарных правил, что не может обеспечить гарантию санитарно-эпидемиологической безопасности населения и окружающей среды.

Бездействиями ответчиков нарушаются гарантированные ст.42 Конституции РФ абз. 2,3 ст.3, ч.1 ст.11 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц граждан, проживающих на территории муниципального образования сельского поселения «Куйтунское», поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению, доводы представителей ответчиков и представленные ими документы, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований прокурора.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст.78 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.

Учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, то обстоятельство, что в бюджете ответчиков на 2010 г. не предусмотрены денежные средства на проведение указанных мероприятий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством, а также взаимосвязанность мер по организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, кроме того, учитывая мнения сторон о разумных сроках, суд приходит к выводу, что разумным сроком для устранения выявленных нарушений закона является срок до 01 июля 2011 г.

На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплат государственной пошлины.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие МО СП «Куйтунское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Признать незаконным бездействие МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов.

Обязать МО СП «Куйтунское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных на удалении … метров на … от с. … в местности «…» на площади … га, объемом около … куб.м., на расстоянии в … метров в северо-восточном направлении от с. … в местности «…» на территории протяженностью … метров объемом … куб.м., в восточном направлении от с. … в … направлении за автомобильной трассой на площади … га, объемом около … куб.м., в срок до 01.07.2011 года.

Обязать МО «Тарбагатайский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на удалении 800 метров на восток от с. … в местности «…» на площади … га, объемом около … куб.м., на расстоянии в … метров в … направлении от с. … в местности «…» на территории протяженностью … метров объемом … куб.м., в восточном направлении от с. … в … направлении за автомобильной трассой на площади … га, объемом около … куб.м., в срок до 01.07.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08.10.2010 года.

Судья: Зайцев Э.Е.