Решение от 19.10.2010 о понуждении к выделению средств на приобретение жилья



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2010 года с. Тарбагатай

Судья Тарбагатайского районного суда, Республики Бурятия Зайцев Э.Е.,

с участием прокурора Тарбагатайского района Баторова Б.Н.,

при секретаре Мункожаргаловой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района в интересах Ахмедова Рамиза Олег-Оглы к Республике Бурятия в лице Республиканского агентства по делам семьи и детей о понуждении к выделению средств на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Ахмедова Р.О.-О. о понуждении к выделению средств на приобретении жилья, в связи с тем, что Ахмедов Р.О.-О. имеет статус ребенка-сироты, т.к. его мать была лишена родительских прав, а отец признан безвестно отсутствующим. В 2009 году Ахмедов Р.О.-О. окончил ГОУ «…», после чего был призвал в ряды Вооруженных сил РФ, прохождение службы в которых окончил в 2010 году.

Собственного жилья Ахмедов Р.О.-О. не имеет, проживает у бабушки по адресу: с. …, ул. …, ранее правом на получение жилого помещения не пользовался.

В связи с изложенным и в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Ахмедов Р.О.-О. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отношено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения законов субъектов Российской Федерации предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В развитие указанных положений Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации.

Соответственно частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми.

Законом Республики Бурятия от 4 марта 2008 г. «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» МО «Тарбагатайский район» переданы полномочия по принятию мер по защите жилищных прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством (п.п. 34 п.1. ст. 4).

Согласно п.1 данного Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 31 марта 2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью указанных лиц, согласно которого они после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее орган опеки и попечительства) по месту выявления.

Нормы жилого помещения указанным положением установлены для 1 человека данной категории - 33 кв.м.

Согласно нормам Положения Агентство по делам семьи и детей обязано перечислить средства на личный счет заявителя для приобретения им жилого помещения.

Согласно установленного Положением порядка Ахмедов обратился в администрацию Тарбагатайского района с соответствующим заявлением, приложив необходимые документы - копию паспорта, диплом и военный билет, то есть выполнил все требования, предусмотренные законодательством для волеизъявления о получении жилого помещения.

В нарушение ст.ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требование закона о финансовом обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дополнительных гарантиях прав этих детей на имущество и жилое помещение органами исполнительной власти не исполнены.

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных актов Агентство по делам семьи и детей обязано перечислить средства на личный счет заявителя для приобретения им жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Тарбагатайского района Баторов Б.Н. исковые требования подержал, суду пояснил, что Ахмедов Р.О.-О. имеет статус ребенка-сироты, в 2009 году окончил учебное заведение - ГОУ НПО «Бурятский республиканский аграрный техникум» в с. Тарбагатай. Собственного жилья Ахмедов Р.О.-О. не имеет, в настоящее время проживает у бабушки. Ранее Ахмедов Р.О.-О. правом на получение жилого помещения не пользовался. Ахмедов Р.О.-О. обратился в администрацию МО «Тарбагатайский район» с заявлением об обеспечении жилым помещением, приложив необходимые документы. Однако Ахмедову Р.О.-О. не предоставлены денежные средства для приобретения жилья.

Истец Ахмедов Р.О.-О. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Республиканского агентства по делам семьи и детей - Ходоева А.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила заявление, согласно которого исковые требования прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах Ахмедова Р.О.-О. не признает по следующим основаниям. В обоснование исковых требований истцом представлены документу, подтверждающие его статус как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, среди документов, направленных в адрес ответчика, отсутствуют документы, подтверждающие невозможность закрепления жилого помещения за несовершеннолетним в момент его выявления как ребенка, оставшегося без попечения родителей в 2001 году, так отсутствуют документы, подтверждающие факт отсутствия жилого помещения у родителей истца, которое могло быть закреплено за несовершеннолетним. Кроме того, а имеющихся у ответчика документах отсутствует постановление об установлении опеки над Ахмедовым от … г. № … (документ, подтверждающий выявление несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей в 2001 году), а также сведения о постановке истца на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с изложенным просит отказать в удовлетворении исковых требований в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые ссылается сторона истца как на основание своих требований.

Представитель Администрации МО «Тарбагатайский район» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.

Представитель органа опеки и попечительства Администрации МО «Тарбагатайский район» Чебунина Н.М. суду пояснила, что в Ахмедов Р.О.-О. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с … года. Документы на выделение денежных средств на приобретение жилья были предоставлены Ахмедовым в 2009 года после окончания ГОУ «…», и эти документы были направлены в Республиканское Агентство по делам семьи и детей, однако, вопрос о выделении Ахметову денежных средств не рассматривался, т.к. Ахмедов был призван в ряды Вооруженных сил РФ. После прохождения службы Ахмедов обращался в орган опеки и попечительства Администрации МО «Тарбагатайский район», но в 2010 году средств на приобретение жилья для Ахметова не выделялось. Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 31 марта 2005 г. № 102, не предусматривает обязанности предоставления в Агентство по делам семьи и детей, документов о наличии или отсутствии жилья у родителей лица, оставшегося без попечения родителей. Данным Положением предусмотрено, что лицо, подающее заявление должно представить паспорт, копию диплома об окончании учебного заведения, документ о прохождении службы в рядах РА, что и было сделано Ахмедовым. Органом опеки и попечительства представляются в соответствии с Положением справка, подтверждающая отношение заявителя к категории лиц, указанных в пункте 1 Положения, справка, подтверждающая нуждаемость заявителя в жилой площади, справка, подтверждающая отсутствие жилой площади на момент выявления и первичного устройства. Указанные документы были представлены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Ахмедов Рамиз Олег-Оглы имеет статус ребенка-сироты, т.к. его мать гр. А. решением Тарбагатайского районного суда от … года лишена родительских прав, отец гр. А. решением Тарбагатайского районного суда от … года признан безвестно отсутствующим.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными копиями решений Тарбагатайского районного суда от … года и … года.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно ч. 7 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» положения законов субъектов РФ предусматривают наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации.

В соответствии с п.п.34 п.1. ст. 4 Закона Республики Бурятия от 4 марта 2008 года «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних лиц по принятию мер по защите жилищных прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством

Согласно п. 1 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства РБ от 31 марта 2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству по месту выявления.

Согласно п.7 указанного Положения нормы жилого помещения установлены для 1 человека данной категории - 33 кв.м.

Согласно п.11 Положения Республиканское агентство по делам семьи и детей на основании ходатайства органов опеки и попечительства и представленных документов перечисляет денежные средства из республиканского бюджета для обеспечения жилой площадью детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на их блокированные целевые счета в пределах целевых средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно установленного Положением порядка Ахмедов Р.О.-О. обратился в администрацию Тарбагатайского района с соответствующим заявлением, приложив необходимые документы - копию паспорта, документ об окончании учебного заведения, военный билет, т.е. выполнил все требования, предусмотренные законодательством для волеизъявления о получении жилого помещения.

При этом суду представлены справка АУ «Гостехинвентаризация - Республиканское бюро технической инвентаризации», уведомление Иволгинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Бурятия, согласно которым сведений о наличии у Ахмедова Р.О.-О. жилого помещения не имеется.

Также суду представлена справка Администрации МО «Тарбагатайский район» согласно которой орган опеки и попечительства МО «Тарбагатайский район» подтверждает, что Ахмедов Р.О.-О., … года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент выявления и первичного устройства не имел жилой площади и состоит на учете как нуждающийся в жилье с … года.

Органом опеки и попечительства Администрации МО «Тарбагатайский район» в Республиканское агентство по делам семьи и детей направлены указанные документы с ходатайство о выделении средств на обеспечение жильем Ахмедов Р.О.-О..

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных актов Агентство по делам семьи и детей обязано перечислить средства на личный счет заявителя для приобретения им жилого помещения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что истцом не предоставлены документы, подтверждающие невозможности закрепления жилого помещения за несовершеннолетним на момент его выявления, суд полагает несостоятельным, т.к. п.3 и п.4 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства РБ от 31 марта 2005 г. № 10, не предусматривает обязанности заявителя либо органа опеки и попечительства предоставить указанные документы.

Кроме того, как установлено в ходе судебного рассмотрения дела родителя Ахмедова Р.О.-О. – гр. А. и гр. А. также жилого помещения не имели, что подтверждается сообщением АУ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» от … года, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация _ Федеральное БТИ» от … года, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Бурятия от … года.

При определении срока для выделения денежных средств суд полагает разумным заявленный в исковом заявлении срок в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тарбагатайского района в интересах Ахмедова Рамиза Олег-Оглы о понуждении к выделению средств на приобретение жилья, удовлетворить.

Обязать Республиканское Агентство по делам семьи и детей предоставить Ахмедова Рамиза Олег-Оглы денежные средства для приобретения жилого помещения площадью 33 кв.м. в Тарбагатайском районе Республики Бурятия в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Федеральный судья Зайцев Э.Е.