Решение от 21.10.2010 о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Тарбагатайского района по осуществлению сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов



Дело № 2-170/10

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

с. Тарбагатай 21 октября 2010 г.

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А.,

с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия Шарафутдинова М.В.,

при секретаре Солодухиной Е.Н.,

представителя ответчика МО «Тарбагатайский район» - Гуршумовой А.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика МО СП «Шалутское» - главы МО СП Мясниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район», МО СП «Шалутское» о признании незаконным бездействия МО СП «Десятниковское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, признании незаконным бездействия МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов, обязании МО СП «Шалутское» принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязании МО «Тарбагатайский район» принятия мер по организации утилизации и переработки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МО СП «Шалутское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязании принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах МО СП «Шалутское». А также признании незаконным бездействия МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов, обязании принятия мер по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных в тех же границах, указанных выше.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района с привлечением специалиста Бурприроднадзора, специалиста-эксперта Роспотребнадзора, при участии представителей ответчиков проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления и производства в границах территории МО СП «Шалутское». Проверкой установлено, что требования закона в сфере обращения с отходами потребления и производства МО СП «Шалутское» и МО «Тарбагатайский район» не выполняются. Так, при обследовании территории с. С. в присутствии специалиста МО СП «Шатуское» Б. выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов в конце ул. Б. в 20 метрах от частного дома, на площади 400 кв.м. объемом 8 куб.м.; в с. С., проулок за территориями домов № … и № … на площади 600 кв.м., объемом 20 куб.м.; на ст. Ш., на отведенной для временного хранения бытовых отходов территории, расположенной в 50 метрах в южном направлении от бывшего комбикормового завода, свалка бытовых отходов превысила отведенную площадь 1,3 га, объем отходов составляет 500 куб.м.; в с. С. по берегу реки С. в водоохраной зоне, за территориями частных домов, от дома № … по ул. Л. и до дома № … по ул. Л. с. С., объем составляет 150 куб.м., опознавательные знаки – аншлаги не установлены. Администрация муниципального района и сельское поселение нарушают права граждан на благоприятную среду обитания, органом местного самоуправления не выполняются полномочия по охране окружающей среды, закрепленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», о том, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Сельским поселением муниципального образования «Ш.» нарушаются требования закона в части организации сбора и вывоза мусора, администрацией муниципального образования «Тарбагатайский район» нарушаются требования закона в части невыполнения требований по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов поселения. Свалки бытовых отходов, расположенных в границах МО СП «Шалутское» не ликвидированы. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Скопившийся мусор и бытовые отходы сельским поселением не собраны в кучи для последующего вывоза, утилизации и переработки. Основной состав отходов - строительный материал (шифер, стекло, кирпич, рубероид, деревянные доски) и бытовой (навоз, бумага, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки и т.д.). Органом местного самоуправления - администрацией МО «Тарбагатайский район» не приняты меры, направленные на ликвидацию указанных несанкционированных свалок, не организована утилизация и переработка мусора в установленном порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Шарафутдинов М.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным бездействие МО СП «Шалутское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в указанных местах; признать незаконным бездействие МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных там же; обязать МО СП «Шалутское» принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов в разумные сроки; обязать МО «Тарбагатайский район» принять в разумные сроки меры по организации утилизации и переработке бытовых отходов. Также пояснив о том, что разумным сроком устранения выявленных нарушений закона, следует определить 01 июля 2011 г. Кроме того, дополнив, что в водоохраной зоне реки С. в с. С. необходимо убрать мусор в разбросанном виде за территориями домов от № … до № … по ул. Л. в короткие сроки, установив срок до 01.11.2010 года. Кроме того, указала, что считает разумный срок определить до 01 июля 2011 года.

Представитель Бурприроднадзора Ш., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить. Пояснив, что в ходе проверки были установлены нарушения законодательства об окружающей среде, как МО СП «Шалутское», так и МО «Тарбагатайский район». Согласно постановлению Администрации Т. района от … года площадь в 1,3 га предусмотрена для бытовых отходов на ст. Ш. и в с. С. - 4,1 га. При обследовании территории с. С., ст. Ш., с. С. установлено, что размеры свалок мусора вышли за установленные пределы, образовались несанкционированные свалки. Свалки мусора постоянно растут, не принимаются меры по своевременному сбору, вывозу, а также утилизации, переработки бытовых отходов. По с. С. он бы уточнил, что за территориями указанных частных домов имеется собранный в 2 кучи мусор, а также мусор в разбросанном виде по берегу р. С. Не установлены соответствующие аншлаги, указывающие на границы свалки. Происходит загрязнение природной среды и подземной среды. Считает, что разумным сроком устранения нарушений закона следует установить 01 июля 2011 года. Установив кротчайшие сроки для сбора и вывоза разбросанного мусора вдоль берега реки С. с. С., так как мусор находится в водоохраной зоне.

Представитель Роспотребнадзора Ч., действующий на основании доверенности, в суде пояснил, что требования прокурора являются обоснованными. Бытовые отходы в специально отведенных для этого местах на территории сельского поселения должны храниться временно не более 6 месяцев, что предусмотрено законом. В последующем должны приниматься меры к их вывозу, утилизации и переработки. В ходе проверки установлено, что указанные меры МО СП «Шалутское» и МО «Тарбагатайский район» не принимаются. Бытовые отходы не собираются и не вывозятся. Имеется угроза жизни и здоровью людей, проживающих на данной территории, при выпадении атмосферных осадок через песчаник может происходить проникновение ядовитых веществ в подземные водные источники. Считает, что необходимо установить более короткие сроки для устранения выявленных нарушений вдоль берега р. С. с. С., а для устранения остальных нарушений срок до 01 июля 2011 года.

Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Гуршумова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что деятельность по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов подлежит лицензированию, у администрации района нет соответствующей лицензии, которой не было также и у ООО «Э.», поэтому в 2009-2010 г.г. администрация не могла заключить договор с указанной организацией. В бюджете Тарбагатайского района на 2010 г. не было предусмотрено выделение денежных средств на проведение указанных мероприятий, требующих значительных финансовых средств. Администрацией МО «Тарбагатайский район» ведется работа по организации строительства полигона твердо-бытовых отходов, в скором времени ожидается получение заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации. Все вопросы по строительству полигона ТБО входят в зону действия Б. региона, предложения по строительству полигона были учтены Правительством РБ и включены в федеральную программу. В 2011 г. при формировании бюджета будет предусмотрено выделение денежных средств на проведение указанных мероприятий. Срок начала строительства полигона ТБО примерно 2011 г., срок окончания строительства полигона не определен. Также пояснив, что действительно, как федеральным законодательством, так и уставом МО «Тарбагатайский район» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что ими не отрицается и они согласны с этими полномочиями. Выводы акта проверки, который был составлен по результатам проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемилогического законодательства в указанных сёлах, она не оспаривают, действительно имеются нарушения, которые необходимо устранять. В тоже время считает, что МО «Тарбагатайский район» в этой сфере своих полномочий не бездействовало, принимаются соответствующие меры. Предлагает установить разумный срок устранения нарушений до 01 января 2012 года.

Представитель ответчика МО СП «Шалутское» Мясникова Е.В. в суде исковые требования прокурора признала частично, пояснила, что действительно с участием МО СП «Шалутское» была проведена проверка, в ходе которой были выявлены места, где происходит хранение бытовых отходов. В местности возле комбикормового завода на ст. Ш. имеется санкционированная свалка и она не согласна с тем, что свалка выходит за пределы границ, то есть площади в 1,3 га. МО СП принимались меры для буртования указанной свалки. В настоящее время весь мусор на свалках собран в кучи, но не вывезен, в виду отсутствия специальной техники. На территории с. С. также выявлены свалки, но они также убираются. В с. С. за территориями указанных домов действительно имеется 2 больших кучи мусора, которые собраны, о мусоре в разбросанном виде ей ничего неизвестно. 28, 29 октября 2010 года намечено проведение субботника, и этот мусор вдоль берега реки будет убран. Просит установить срок для сбора и вывоза мусора и бытовых отходов до 01 января 2012 года, из-за отсутствия специальной техники и денежных средств.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 года № 89 - ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона РФ № 7 - ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.8 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ч.1 ст.22 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, захоронению, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Уставом муниципального образования «Тарбагатайский район» Республики Бурятия, утвержденного Сессией Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № … от … г. закреплено, что к вопросам местного значения МО «Тарбагатайский район» относятся формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район», контроль за исполнением данного бюджета (подпункт 1 п.1 ст.6), организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подпункт 14 п.1 ст.6).

Уставом муниципального образования сельского поселения «Шалутское» Тарбагатайского района Республики Бурятия, принятого решением Совета депутатов МО СП «Шалутское» от … г. № …, предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения и полномочиям администрации поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (п.1 ч. 1 ст. 28), организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ( п.20 ч.1 ст. 28).

Согласно акту проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления и производства на территории Тарбагатайского района РБ от 25.08.2010 г., проведенной прокуратурой района с участием специалиста МО СП «Шалутское» Б., были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. При обследовании территории, расположенной в границах МО СП «Шалутское», установлено, что при обследовании территории с. С. выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов в конце ул. Б. в 20 метрах от частного дома, на площади 400 кв.м. объемом 8 куб.м.; в с. С. на ул. П., проулок за территориями домов № … и № … на площади 600 кв.м., объемом 20 куб.м.; на ст. Ш., на отведенной для временного хранения бытовых отходов территории, расположенной в 50 метрах в южном направлении от бывшего комбикормового завода, свалка бытовых отходов превысила отведенную площадь 1,3 га, объем отходов составляет 500 куб.м.; в с. С. по берегу реки С. в водоохраной зоне, за территориями частных домов, от дома № … по ул. Л. и до дома № … по ул. Л. с. С., объем составляет 150 куб.м. Опознавательные знаки – аншлаги не установлены.

Результаты проведенной проверки ответчиками и иными лицами в суде не оспаривались.

Доводы главы МО СП Мясниковой Е.А. об объёме санкционированной свалки на ст. Ш., что данная свалка не может превышать площадь 1,3 га, не могут быть приняты судом, так как Мясниковой Е.В. не представлено доказательств того, что площадь указанной свалки не превышает 1,3 га, кроме того, данная территория предназначена для временного хранения бытовых отходов.

Доводы представителя ответчика МО «Тарбагатайский район» суд признает необоснованными, расценивает их как бездействие, поскольку значительное скопление мусора в течение длительного периода времени в границах муниципального образования сельского поселения «Шалутское» свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления в части, возложенных на них федеральным законодательством обязанностей. Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Доводы о том, что Администрация МО «Тарбагатайский район» не могла заключить с ООО «Э.» в 2009-2010 г.г. договор из-за того, что у ООО «Э.» не было соответствующей лицензии, а также доводы о том, что ожидается получение проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО, не могут являться основанием для отказа прокурору в заявленном иске и основанием для того, чтобы сделать вывод о том, что МО «Тарбагатайский район» не бездействовало в этой части своих полномочий, также нет оснований для освобождения от обязанности принять меры по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных на территории МО СП «Шалутское».

Таким образом, в ходе рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что МО «Тарбагатайский район» и МО СП «Шалутское» не принимаются соответствующие меры по организации утилизации и переработки, а также сбора и вывоза бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, а также уставами МО «Тарбагатайский район» и МО СП «Шалутское».

Размещение бытовых отходов на указанных свалках на территории МО СП «Шалутское» осуществляется в нарушение указанных требований законодательства и санитарных правил, что не может обеспечить гарантию санитарно-эпидемиологической безопасности населения и окружающей среды.

Бездействиями ответчиков нарушаются гарантированные ст.42 Конституции РФ абз. 2,3 ст.3, ч.1 ст.11 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц граждан, проживающих на территории муниципального образования сельского поселения «Шалутское», поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению, доводы представителей ответчиков и представленные ими документы, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований прокурора.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст.78 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.

Учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, то обстоятельство, что в бюджете ответчиков на 2010 г. не предусмотрены денежные средства на проведение указанных мероприятий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством, а также взаимосвязанность мер по организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, кроме того, учитывая мнения сторон о разумных сроках, суд приходит к выводу, что разумным сроком для устранения выявленных нарушений закона является срок до 01 июля 2011 г. За исключением сбора и вывоза мусора в разбросанном виде вдоль берега реки С. за территориями домов № … по ул. Л. и до дома № … по ул. Л. с. С., то есть в водоохраной зоне, установив короткие сроки, до 01 ноября 2010 года.

На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие МО СП «Шалутское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Признать незаконным бездействие МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов.

Обязать МО СП «Шалутское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных: с. С. в конце ул. Б., дом № … в 20 метрах от частного дома, на площади 400 кв.м. объемом 8 куб.м.; с. С. на ул. П., проулок за территориями домов № … и № … на площади 600 кв.м., объемом 20 куб.м.; на ст. Ш., на отведенной для временного хранения бытовых отходов территории, расположенной в 50 метрах в южном направлении от бывшего комбикормового завода, свалка бытовых отходов превысила отведенную площадь 1,3 га, объем отходов составляет 500 куб.м.; в с. С. за территориями частных домов, от дома № … по ул. Л. и до дома № … по ул. Л. с. С., в виде 2 куч, объем составляет 150 куб.м., в срок до 01.07.2011 года.

Обязать МО СП «Шалутское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных вдоль берега реки Селенга, за территориями частных домов от дома № 15 по ул. Ленина и до дома № 67 по ул. Ленина с. С., в разбросанном виде, в срок до 01.11.2010 года.

Обязать МО «Тарбагатайский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных: с. С.ы в конце ул. Б. а, дом № … в 20 метрах от частного дома, на площади 400 кв.м. объемом 8 куб.м.; с. С. на ул. П., проулок за территориями домов № … и № … на площади 600 кв.м., объемом 20 куб.м.; на ст. Ш., на отведенной для временного хранения бытовых отходов территории, расположенной в 50 метрах в южном направлении от бывшего комбикормового завода, свалка бытовых отходов превысила отведенную площадь 1,3 га, объем отходов составляет 500 куб.м.; в с. С. за территориями частных домов, от дома № … по ул. Л. и до дома № … по ул. Л. с. С., в виде 2 куч, объем составляет 150 куб.м., в срок до 01.07.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.10.2010 года.

Председательствующий судья: Ходоева О.А.