Дело № 2-118/10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Тарбагатай25 ноября 2010 года
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А.,
при секретаре Солодухиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия Арьяевой О.С.,
представителя ответчика МО «Тарбагатайский район» - Ванкеева Б.Ж., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» о признании незаконным бездействия МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов, обязании МО «Тарбагатайский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов, обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на территориях поселений «С.», «К.», «Д.», «Б.», «В.», «Т.», «Б.», «Ш.».
В ходе судебного заседания помощник прокурора Тарбагатайского района Арьяева О.С., действующая на основании доверенности, выданной Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором, изменила исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, пояснив, что Тарбагатайским районным судом рассмотрены и удовлетворены аналогичные исковые заявления прокурора Тарбагатайского района в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов: на территории МО СП «Т.», на территории МО СП «Б.», на территории МО СП «К.», на территории МО СП «Д.», на территории МО СП «С.», на территории МО СП «Ш.». Срок, в который орган местного самоуправления МО «Тарбагатайский район» обязано организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, в указанных решениях установлен до 01.07.2011 года, за исключением МО СП «Т.». В отношении сельских поселений – МО СП «Б.» и МО СП «В.» иски в суд не предъявлялись. Поэтому ею изменены исковые требования. 11.06.2010 года прокуратурой района, совместно с представителями Б., Р., администрации МО «Тарбагатайский район», … МО СП «В.», … МО СП «Б.», на территории каждого сельского поселения проводились проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории указанных сельских поселений. При обследовании территории села Б. в присутствии … МО СП «Б.», на улице Л. возле дома № … обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади 15 кв.м. объемом не более 3 куб.м. На окраине села по ул. Л. обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади в 60 кв.м. объемом не более 5 куб.м., санкционированная свалка - разрешенное место хранения твердых бытовых отходов расположено в местности «Г.» на удалении более 500 метров. При обследовании территории села В., обнаружено место хранения бытовых отходов в 500 метрах от населенного пункта, в местности «Б.», через федеральную трассу на площади в 2 га, объемом примерно в 700 куб.м. Вне границ населенного пункта, вблизи бывших теплиц колхоза «С.», обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади в 15 кв.м. объемом примерно 15 куб.м. За территорией села Б. обнаружена несанкционированная свалка, в составе которой находятся твердые бытовые отходы вместе с силосом, сельскохозяйственными отходами, строительным мусором, на площади 100 кв.м. Также обнаружена несанкционированная свалка за улицей Л. - место хранения твердых бытовых отходов на площади 0,8 га объемом не более 100 куб.м. Основной состав отходов в сельских поселениях - строительный материал (шифер, стекло, кирпич, рубероид) и бытовой (навоз, бумага, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки и т.д.) По результатам проведенной проверки 12 июня 2010 года прокурором района внесены представления об устранении нарушений закона на имя глав указанных сельских поселений. Представления рассмотрены, в ответах указано, что свалки будут ликвидированы. Опрошенные в ходе проверки 22 ноября 2010 года … сельских поселений «Б.» и В.» показали, что бытовой мусор, находящийся на свалках, выявленных в ходе совместных проверок в июне 2010 года, до настоящего времени не вывезен, не утилизирован и не переработан. Администрации сельских поселений приняли меры по «буртовке» мусора, т.е. сгребанию его в кучи для последующего вывоза и утилизации. На основании чего, прокуратура просит признать незаконным бездействие МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов, на территориях сельских поселений В. и Б. и обязать МО «Тарбагатайский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов на территориях сельских поселений В. и Б.. Также пояснив о том, что разумным сроком устранения выявленных нарушений закона, следует определить 01 июля 2011 г., так как во всех решениях судах определён этот же срок, за исключением МО СП «Т.».
Представитель Б. Ш., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить. Пояснив, что в ходе проверки были установлены нарушения законодательства об окружающей среде. Согласно постановлению Администрации Тарбагатайского района от 17.07.1998 года предусмотрены площади для бытовых отходов на территории МО «Тарбагатайский район», то есть в каждом сельском поселении имеются определенные места, то есть санкционированные свалки. В ходе проверок, в которых он принимал участие лично, на территориях МО СП «В.», МО СП «Б.», были обнаружены, как санкционированные свалки мусора, так и не санкционированные свалки мусора, что является нарушением действующего законодательства. Считает, что срок устранения указанных нарушений следует установить до 01 июля 2011 года.
Представитель Р. Ч., действующий на основании доверенности, в суде пояснил, что требования прокурора являются обоснованными. Бытовые отходы в специально отведенных для этого местах на территории сельского поселения должны храниться временно не более 6 месяцев, что предусмотрено законом. В последующем должны приниматься меры к их вывозу, утилизации и переработки. В ходе проверки установлено, что указанные меры МО «Тарбагатайский район» не принимаются. Считает, что разумным сроком устранения указанных нарушений следует установить до 01 июля 2011 года.
Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Ванкеев Б.Ж., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что в бюджете района на 2010 год не предусмотрены расходы на утилизацию и переработку бытовых отходов, администрацией района принимаются меры для строительства ТБО в районе, имеется проектно-сметная документация по строительству ТБО, которая находится на экспертизе. МО «Тарбагатайский район» в 2009, 2010 годах не имело возможности заключить договор с ООО «Э.», единственной организацией, которая занимается утилизацией и переработкой бытовых отходов, так как у них не было лицензии на приём бытовых отходов 4 класса опасности. Считает, что исковые требования прокурора являются необоснованными. Акты проверок он не оспаривает. Он сам лично принимал участие в этих проверках от МО «Тарбагатайский район». Также пояснив, что срок необходимо установить до 01.01.2012 года.
Допрошенный в судебном заседании в качестве третьего лица … МО СП «В.» К. пояснил, что с иском прокурора он согласен, действительно в ходе проверки были обнаружены свалки мусора в указанных местах. У них имеется санкционированная свалка, где мусор сгребли в кучи. Также в других местах были обнаружены свалки мусора, которые также сгребли в кучи, не вывозили.
Допрошенный в судебном заседании в качестве третьего лица … МО СП «Б.» Б. в суде пояснил, что с иском прокурора он согласен, он, как … сельского поселения участвовал в проверке, проводимой прокуратурой. В акте указаны те места, где фактически были обнаружены свалки мусора. В указанных местах мусор сгребли в кучи и оставили на местах. Мусор с одной не санкционированной свалки, расположенной в с. Б. на улице Л. возле дома № … на площади 15 кв.м. объёмом не более 3 куб.м., в октябре месяце 2010 года собрали и вывезли на санкционированную свалку.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 года № 89 - ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона РФ № 7 - ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.8 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ч.1 ст.22 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, захоронению, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Уставом муниципального образования «Тарбагатайский район» Республики Бурятия, утвержденного Сессией Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № … от 03.05.2005 г. закреплено, что к вопросам местного значения МО «Тарбагатайский район» относятся формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район», контроль за исполнением данного бюджета (подпункт 1 п.1 ст.6), организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подпункт 14 п.1 ст.6).
Согласно акту проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами потребления и производства на территории Тарбагатайского района РБ от 11.06.2010 г., проведенной прокуратурой района с участием … МО СП «В.», начальника юридического отдела МО «Тарбагатайский район» Ванкеева Б.Ж., представителя Р. Ч., Ч., представителя Б. Ш., были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. При обследовании территории села Б. в присутствии главы МО СП «Б.», на улице Л. возле дома № … обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади 15 кв.м. объемом не более 3 куб.м. На окраине села по ул. Л. обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади в 60 кв.м. объемом не более 5 куб.м., санкционированная свалка - разрешенное место хранения твердых бытовых отходов расположено в местности «Г.» на удалении более 500 метров. При обследовании территории села В., обнаружено место хранения бытовых отходов в 500 метрах от населенного пункта, в местности «Б.», через федеральную трассу на площади в 2 га, объемом примерно в 700 куб.м. Вне границ населенного пункта, вблизи бывших теплиц колхоза «С.», обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади в 15 кв.м. объемом примерно 15 куб.м. За территорией села Б. обнаружена несанкционированная свалка, в составе которой находятся твердые бытовые отходы вместе с силосом, сельскохозяйственными отходами, строительным мусором, на площади 100 кв.м. Также обнаружена несанкционированная свалка за улицей Л. - место хранения твердых бытовых отходов на площади 0,8 га объемом не более 100 куб.м. Основной состав отходов в сельских поселениях - строительный материал (шифер, стекло, кирпич, рубероид) и бытовой (навоз, бумага, целлофан, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки и т.д.)
Результаты проведенной проверки ответчиком и иными лицами в суде не оспаривались.
Доводы представителя ответчика МО «Тарбагатайский район» суд признает необоснованными, расценивает их как бездействие, поскольку значительное скопление мусора в течение длительного периода времени в границах муниципальных образований
МО СП «В.», МО СП «Б.», свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления (МО «Тарбагатайский район») в части, возложенных на них федеральным законодательством обязанностей. Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Доводы о том, что Администрация МО «Тарбагатайский район» не могла заключить с ООО «Э.» в 2009-2010 г.г. договор из-за того, что у ООО «Э.» не было соответствующей лицензии, а также доводы о том, что ожидается получение проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО, не могут являться основанием для отказа прокурору в заявленном иске и основанием для того, чтобы сделать вывод о том, что МО «Тарбагатайский район» не бездействовало в этой части своих полномочий, также нет оснований для освобождения от обязанности принять меры по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных на территории МО СП «В.», МО СП «Б.».
Таким образом, в ходе рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что МО «Тарбагатайский район» не принимаются соответствующие меры по организации утилизации и переработки бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, а также уставом МО «Тарбагатайский район».
Размещение бытовых отходов на указанных свалках на территории МО СП «В.», МО СП «Б.» осуществляется в нарушение указанных требований законодательства и санитарных правил, что не может обеспечить гарантию санитарно-эпидемиологической безопасности населения и окружающей среды.
Бездействием ответчика нарушаются гарантированные ст.42 Конституции РФ абз. 2,3 ст.3, ч.1 ст.11 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц граждан, проживающих на территории муниципального образования сельского поселения В. и Б., поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению, доводы представителя ответчика, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований прокурора.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст.78 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
Учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, то обстоятельство, что в бюджете ответчика на 2010 г. не предусмотрены денежные средства на проведение указанных мероприятий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством, кроме того, учитывая мнения сторон о разумных сроках, суд приходит к выводу, что разумным сроком для устранения выявленных нарушений закона является срок до 01 июля 2011 г.
На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие МО «Тарбагатайский район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов.
Обязать МО «Тарбагатайский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных в границах МО СП «В.» и МО СП «Б.», в срок до 01.07.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2010 года.
Председательствующий судья: Ходоева О.А.