Решение от 19.08.2010 об обязании администрации МО СП `Заводское` в течение 2 месяцев обратиться в орган, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда - накопителя на р. Воровка



Дело № 2-101/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 августа 2010 г.с.Тарбагатай

Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мункожаргаловой И.Б., с участием прокурора Арьяевой О.С., представителя ответчика главы МО СП «Заводское» Емельяновой Е.Н., представителя заинтересованного лица Забайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Базарова Э.Д., представителя третьего лица ООО «Бурятспирт» Лю Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц, об обязании Администрации МО СП «Заводское» обращения в Иволгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда-накопителя на р.Воровка,

Установил:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, просит обязать Администрацию МО СП «Заводское» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Иволгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда-накопителя на р.Воровка. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что гидротехническое сооружение, расположенное на территории сельского поселения «Заводское» в п.Н., пруд-накопитель на р.Воровка, является бесхозяйным, документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанный объект, отсутствуют. В связи с отсутствием собственника указанного гидротехнического сооружения и бездействием администрации МО СП «Заводское» по постановке на учет пруда-накопителя контроль за состоянием указанного объекта фактически никем не осуществляется, меры по обеспечению безопасности не принимаются, что способствует созданию неблагоприятной обстановки на территории поселения, которая может повлечь аварийную ситуацию и стать причиной гибели людей. Тем самым, нарушаются права и законные интересы жителей поселения на охрану здоровья и окружающей природной среды, предусмотренные ст.41 Конституции РФ. В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10..2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Однако на момент проверки мер со стороны органов местного самоуправления по принятию гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и обеспечения безопасности указанного сооружения не принято. 03.06.2010 г. в прокуратуру района поступило обращение заместителя руководителя Забайкальского управления Ростехнадзора Х., в котором указано, что на территории МО СП «Заводское» расположено бесхозяйственное гидротехническое сооружение пруд-накопитель ОАО «Бурятспирт», ликвидированного 28.12.2005 г. В течение 5 лет спиртзавод в п.Н. не эксплуатируется и является бесхозяйным. Сведения о бесхозяйном гидротехническом сооружении 01.03.2010 г. были направлены в адрес главы администрации МО «Тарбагатайский район», на которое было получено письмо о том, что информация направлена в адрес администрации МО СП «Заводское». При наступлении весеннего половодья и летнего паводка при отсутствии собственника и эксплуатирующей организации на гидротехническом сооружении возможно наступления чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании прокурор Арьяева О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит обязать МО СП «Заводское» поставить на учет бесхозяйное гидротехническое сооружение пруд-накопитель на р.Воровка в.Н.

Представитель заинтересованного лица на стороне истца Забайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Базаров Э.Д., действующий на основании доверенности, требования прокурора поддержал, пояснил, что МО СП «Заводское» в соответствии с действующим законодательством должно зарегистрировать бесхозяйное гидротехническое сооружение пруд-накопитель.

В судебном заседании представитель ответчика глава МО СП «Заводское» Емельянова Е.Н. требования прокурора не признала, пояснила, что администрацией сельского поселения ведется работа по постановке на учет пруда-накопителя, но часть гидротехнического сооружения находится на земельном участке, находящемся в собственности ООО «Бурятспирт», огороженном каменным забором, что затрудняет его постановку на учет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Бурятспирт», Лю Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования признал, считает их подлежащими удовлетворению. ОАО «Бурятспирт» правоустанавливающие и технические документы ООО «Бурятспирт» не передавало. ООО «Бурятспирт» не является правопреемником ОАО «Бурятспирт». Водоотводные трубы находятся на территории ООО «Бурятспирт», который не возражает оформить сервитут на часть земельного участка, под которым расположены трубы – часть гидротехнического сооружения, с указанным заявлением Администрация МО СП «Заводское» к ним не обращалась.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с положениями Устава муниципального образования сельского поселения «Заводское» Тарбагатайского района Республики Бурятия, зарегистрированного 08.07.2008 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Сибирскому федеральному округу, к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.22 Устава).

На основании ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 27.07.2010) "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В силу ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 года "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2010 г., ОАО «Бурятспирт» 28.12.2005 г. прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Указанное обстоятельство подтверждается копией вступившего в законную силу Определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.12.2005 г.

По сведениям Забайкальского управления Ростехнадзора, на территории Тарбагатайского района РБ в МО СП «Заводское» расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение пруд-накопитель ОАО «Бурятспирт». ООО «Бурятспирт» не является правопреемником ОАО «Бурятспирт», в течение 5 лет спиртзавод в п.Николаевский не эксплуатируется, пруд-накопитель на р.Воровка не принадлежит ООО «Бурятспирт» и является бесхозяйным. Актом проверки Забайкальского управления Ростехнадзора от 19.02.2010 г. в отношении ООО «Бурятспирт» установлено, что гидротехническое сооружение – пруд-накопитель на р.Воровка п.Николаевский Тарбагатайского района РБ, имеет полный объем 0,12 млн.куб.м., площадь зеркала 4,02 га, в состав гидротехнического сооружения входят: земляная насыпная дамба максимальной высотой 4 м., шириной по гребню 5 м, класс сооружения IV; водозаборное сооружение, с задвижкой в нижнем бъефе; трубный водовыпуск с сороудерживающей решеткой; отводящий канал в земляном русле. Указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным. При наступлении весеннего половодья и летнего паводка при отсутствии собственника и эксплуатирующей организации на гидротехническом сооружении пруде-накопителе возможно наступление чрезвычайной ситуации.

Указанное гидротехническое сооружение пруд-накопитель значится в Перечне учитываемых объектов по контролю и надзору за безопасностью гидротехнических сооружений по состоянию на 01.01.2007 г., представленных Департаментом Росприроднадзора по СФО.

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования сельское поселение «Заводское» Тарбагатайского района Республики Бурятия, необращение администрации поселения в Иволгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда-накопителя на р.Воровка свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Суд не принимает во внимание довод представителя ответчика Администрации МО СП «Заводское» Емельяновой Е.Н. о том, что препятствием постановки на учет пруда-накопителя как бесхозяйной недвижимой вещи является нахождение части гидротехнического сооружения на земельном участке, принадлежащим ООО «Бурятспирт», поскольку установленный законом порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества не предусматривает зависимости наличия права собственности на земельный участок, на котором находится бесхозяйный объект, и постановку такого имущества на учет как бесхозяйного.

В силу пунктов 2, 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004), на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

По данным Тарбагатайского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ», Тарбагатайского сектора Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия, записи о регистрации прав на гидротехническое сооружение пруд-накопитель в п.Н. отсутствуют.

В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 16.09.2005 г., 13.08.2010 г., на гидротехнические сооружения у ООО «Бурятспирт» право собственности или другие права не зарегистрированы.

Таким образом, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению, доводы представителя Администрации МО СП «Заводское» не являются основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований прокурора.

Суд, учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для устранения допущенных нарушений следует установить в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.п.7 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций размер госпошлины составляет 200 рублей, в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ответчика Администрации МО СП «Заводское».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию МО СП «Заводское» обратиться в Иволгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда-накопителя на р.Воровка в п.Н. в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации МО СП «Заводское» госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2010 г.

Федеральный судья: Чупошев Е.Н.