Дело № 2-206/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С. Тарбагатай 01 декабря 2010 года
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А.,
при секретаре Балдановой Г.Б., Солодухиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Шарафутдинова М.В.,
представителей Администрации МО «Т. район» Г., В., действующих на основании доверенности, МУ «Отдел образования Т. района» Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Тарбагатайского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Тарбагатайского района по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района обратился в суд с указанным заявлением. Просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Тарбагатайского района по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципального образовательного учреждения «Н. СОШ», обязать администрацию МО «Т. район» предоставить МОУ «Н. СОШ» здания и сооружения, пригодные для целей обеспечения образовательной деятельности. В заявлении прокурором указано следующее, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства органами местного самоуправления Т. района, а также МУ Отделом образования МО «Т. район» в связи с размещением 11.10.2010 г. в информационной сети «Интернет» статьи «Угроза обрушения возникла в одной из школ пригородного района». В сентябре 2010 г. в здании начальной школы МОУ «Н. СОШ», где обучается 4 класса общей численностью детей - 76 человек, замечено провисание потолков, проседание полов. Согласно акту обследования здания начальной школы МОУ «Н. СОШ» от 12.10.2010 г. существующее состояние здания начальной школы МОУ «Н. СОШ» создает угрозу жизни и здоровью учащихся 1-4 классов во время проведения учебных занятий и вне учебных мероприятий, рекомендовано произвести ремонт указанного здания. В ходе проверки установлено, что МОУ «Н. СОШ» состоит из трех зданий 1939, 1943, 1976 годов постройки, а также здания начальной школы, являющегося предметом исторического наследия. Кроме этого, МОУ «Н. СОШ» является вторым по численности учащихся образовательным учреждением района. Общая численность на 1 сентября 2010 г. составляет 252 человека при проектно-допустимой в 190 человек. 14 октября 2010 г. принято распоряжение № «***» о переводе учащихся 1 - 4 классов в помещения здания администрации МО СП «Н.». Согласно заключению Госпожнадзора по Т. району предоставленное помещение в здании администрации МО СП «Н.» не отвечает требованиям нормативных документов, регламентирующих обеспечение пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. Руководству МОУ «Н. СОШ» рекомендовано приостановить проведение учебных занятий в указанном помещении. 26 октября 2010 г. МУ Отдел образование МО «Т. район» принято распоряжение № «***» о переводе учащихся 1-4 классов в здание основной школы в срок до 29.10.2010 года. С 29.10.2010 г. организован учебный процесс для учащихся начальных классов в две смены.
02.11.2010 г. проведено обследование МОУ «Н. СОШ», а также первого этажа администрации МО СП «С.» комиссией в составе представителей администрации МО «Т. район», специалистов МУ «Отдел образования МО «Т. район»», представителей МОУ «Н. СОШ», ТО Управления Роспотребнадзора в И. районе, Госпожнадзора. Состояние здания начальной школы охарактеризовано комиссией как аварийное, ремонт здания признан нецелесообразным. Помещение администрации МО СП «С.» признано наиболее оптимальным вариантом для размещения учащихся начальных классов, с учетом выполненных собственником здания рекомендаций комиссии по линии Роспотребнадзора и Госпожнадзора. При осмотре основного здания МОУ «Н. СОШ» нарушений санитарных норм и требований при размещении учащихся 1-4 классов не выявлено. Комиссией также рекомендовано запланировать строительство нового здания начальной школы в 2011 г. и организовать работу по поиску средств и спонсоров. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что подобного рода обследований зданий МОУ «Н. СОШ», санкционированных администрацией МО «Т. район», на предмет выявления аварийного состояния и возможности дальнейшей эксплуатации проводились неоднократно и ранее. Так, согласно акту от 02.07.2004 г. о расследовании причин аварийного состояния несущих конструкций группы эксплуатируемых зданий МОУ «Н. СОШ» технической комиссией, назначенной распоряжением главы администрации МО «Т. район» № 343 от 30.06.2004 г. причиной аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций всех зданий СОШ является нарушение нормативного срока эксплуатации зданий без проведения капитального ремонта. Восстановление и реконструкция зданий школы, не пригодных для дальнейшей эксплуатации, комиссией признаны не экономичными. В 2008 г. была составлена проектно-сметная документация на строительство новой школы на 309 учебных мест, переданная в Управлении Капитального Строительства РБ, место для строительства школы отведено. 20 мая 2009 г. технической комиссией, назначенной администрацией МО «Т. район», постановлением от 12.12.2008 г. № «***» проведено обследование здания МОУ «Н. СОШ». Комиссия вновь установила физический износ, ветхое и аварийное состояние конструкций и элементов конструкций обследуемых зданий. В то же время комиссией рекомендовано произвести комплекс мер по поддержанию конструкций и элементов конструкций. Полное восстановление конструкций зданий в рабочее состояние также признано неэкономичным.
В судебном заседании помощник прокурора Шарафутдинов М.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что в соответствии с Федеральным Законом № 131 к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 2 указанного ФЗ определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления (ОМСУ) муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ст. 39 Указанного закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование и другое необходимое имущество), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что указанные требования законов ОМСУ не выполняются на протяжении нескольких лет. Проверками, проводимыми в 2004 г., 2009 г., 2010 г., установлено, что все здания «Н. СОШ» физически изношены, ветхие и аварийное состояние конструкций и элементов конструкций. Комиссиями рекомендовано произвести комплекс мер по поддержанию конструкций и элементов конструкций. Полное восстановление конструкций зданий в рабочее состояние признано не экономичным. Считает, что ОМСУ района бездействуют на протяжении длительного времени - не обеспечивают содержание зданий и сооружений МОУ «Н. СОШ», не проводят капитальный ремонт заданий школы, не выделяют на это соответствующие денежные средства. Дети с. Н. обучаются в зданиях, которые не соответствуют требованиям безопасности, что подтверждается актами неоднократных проверок. Поэтому следует обязать администрацию МО «Т. район» предоставить МОУ «Н. СОШ» здания, сооружения, пригодные для целей обеспечения образовательной деятельности. Считает, что разумным сроком, для выполнения указанной обязанности следует установить 01 сентября 2011 года, то есть начало следующего учебного года.
Представители администрации МО «Т. район» Г., В., действующие на основании доверенности, в суде пояснили, что с заявленными требованиями прокурора они не согласны. Администрация МО «Т. район» не бездействовала, ежегодно, администрацией района выделялись соответствующие денежные средства МУ «Отдел образования Т. района», соответственно отдел образования района выделял соответствующие финансовые средства школам района, для обеспечения содержания зданий МОУ «Н. СОШ». Кроме того, была составлена проектно-сметная документация на строительство новой школы в с. Н., отведен земельный участок для строительства школы. Законом РБ «О программе социально-экономического развития РБ на 2005-2007 г.г.» строительство школы в с. Н. было включено в данную программу. Но финансирование не проводилось. Было получено санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок под строительство школы. При принятии учебных заведений к 2010-2011 учебному году заключением комиссии здание школы было признано «Готово». Строительство новой школы в с. Н. обойдется примерно в 159 млн. руб. муниципальное образование не в состоянии даже начать строительство. Дети начальной школы в настоящее время переведены в основное здание школы, где обучаются в две смены, на основании распоряжения МУ «Отдел образования Т. района» от 26.10.2010 года.
Представитель МУ «Отдел образования МО « Т. район» Н. в суде пояснила, что с заявлением прокурора Отдел образования района не согласен. Считает, что требования прокурора являются необоснованными. 09 июля 2010 года МОУ «Н. СОШ» прошла проверку готовности образовательных учреждений к 2010 -2011 учебному году. В сентябре 2010 года в здании начальной школы замечено провисание потолков. Было проведено обследование здания начальной школы. 26.10.2010 года МУ «Отдел образования» принято распоряжение о переводе учащихся начальных классов в здание основной школы. С 29.10.2010 года организован учебный процесс для учащихся начальных классов в две смены. При осмотре основного здания МОУ «Н. СОШ» нарушений санитарных норм и требований при размещении учащихся 1-4 классов не выявлено. Комиссией также рекомендовано запланировать строительство нового здания начальной школы в 2011 году и организовать работу по поиску средств и спонсоров. В ноябре-декабре 2009 года сотрудниками ООО «Научно-технический центр «Сейсмострой» проведено инженерное обследование основного здания МОУ «Н. СОШ» по основным выводам и рекомендациям значится, что техническое состояние здания школы определено как ограниченно работоспособное, близкое к недопустимому. Для предотвращения возможных аварий в здании необходимо выполнить капитальный ремонт с последующим демонтажем здания. Рекомендовано строительство новой школы. В 2008 году под строительство новой школы выделен земельный участок, составлена ПСД. Строительство новой школы в с. Н. включено в проект программы «Социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2012г.г.»
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Действия или бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, учащихся МОУ «Н. СОШ».
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ № 131 -ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.12.2003 г. (далее - ФЗ-131) к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Статьей 2 ФЗ-131 определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится к полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования. В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Также в соответствие с ч. 1 ст. 39 Закона № 3266-1 за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно Уставу МО «Т. район», утвержденного решением сессии Совета депутатов МО «Т. район» № «***», зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РБ 12.07.2010 года, ст. 2 в состав территории МО «Т. район» входит сельское поселение С., административный центр с. Н. Согласно ст. 6 Устава к вопросам местного значения МО «Т. район» относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Б.
По Уставу муниципального образовательного учреждения «Н. средняя общеобразовательная школа», утверждён постановлением «***» МО «Т. район» № «***», учреждение («Н. СОШ») имеет имущество на праве оперативного управления. Учредителем Учреждения является Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Т. район».
Так, в суде установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства органами местного самоуправления Т. района, а также МУ Отделом образования МО «Т. район» в связи с размещением 11.10.2010 г. в информационной сети «Интернет» статьи «Угроза обрушения возникла в одной из школ пригородного района». В сентябре 2010 г. в здании начальной школы МОУ «Н. СОШ», где обучается 4 класса общей численностью детей - 76 человек, замечено провисание потолков, проседание полов. При рассмотрении дела в суде установлено, что с 2004 года администрацией МО «Т. район» инициировались проверки зданий «Н. СОШ» на предмет их технического состояния. Так, согласно акту от 02.07.2004 г. о расследовании причин аварийного состояния несущих конструкций группы эксплуатируемых зданий МОУ «Н. СОШ» технической комиссией, назначенной распоряжением главы администрации МО «Т. район» № «***», установлено, что во всех зданиях «Н. СОШ» с начала их эксплуатации не проводился капитальный ремонт. Деревянные чердачные перекрытия за 72-75 лет эксплуатации подверглись гнилостной коррозии и их несущая способность снижена до минимума. Полы в зданиях имеют уклоны в разных направлениях из-за значительных перекосов, образующихся в результате гниения древесины опорных узлов и конструкций. Нижние венцы деревянных стен во всех зданиях поражены гнилью, в результате чего стены деформированы и соответственно чердачные перекрытия имеют перекосы. Фундаменты под наружными стенами имеют трещины и частичные разрушения. Крыши во всех зданиях стропильные, кровли шиферные имеют трещины, сколы. В акте также указано заключение комиссии: причиной аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций зданий Н. СОШ является нарушение нормативного срока эксплуатации зданий без проведения капитального ремонта. Восстановление и реконструкция несущих конструкций зданий школы, подверженных гнилостной коррозии значительной их части, и не пригодных для дальнейшей эксплуатации неэкономична.
20 мая 2009 г. технической комиссией, назначенной администрацией МО «Т. район», постановлением № «***» проведено обследование здания МОУ «Н. СОШ». Комиссия вновь установила физический износ, ветхое и аварийное состояние конструкций и элементов конструкций, и как следствие потеря жесткости, устойчивости, прочности этих конструкций. Комиссией рекомендовано произвести комплекс мер по поддержанию конструкций и элементов конструкций. Полное восстановление конструкций зданий в рабочее состояние признано неэкономичным.
Кроме того, в ходе судебного заседания, представителями Администрации МО «Т. район», Отделом образования Т. района, представлено инженерное обследование здания школы по ул. Ш., выполненное ООО Научно-технический центр «Сейсмострой» в ноябре-декабре 2009 года, в котором указано, что цель работы - установить техническое состояние здания, в разделе 5. «Основные выводы и рекомендации», указано, что объемно-планировочное решение здания не соответствует современным требованиям, предъявляемым к функциональному назначению общеобразовательных заведений (школ). Для предотвращения возможных аварий в зданиях следует выполнить его капитальный ремонт. Имеющиеся несоответствия антисейсмическим и общестроительным нормам строений Литер А и Литер В могут быть только в некоторой их чести устранены при реконструкции (капитальном ремонте). Следует учитывать также и критический физический износ конструкций этих строений. Достаточно сложно обеспечить и соответствие объёмно - планировочного решений этих строений современным требованиям к функциональному назначению общеобразовательных учреждений. Поэтому в перспективе рекомендуется демонтировать эти строения. Наиболее же приемлемым вариантом следует считать строительство новой школы.
Согласно акту обследования здания начальной школы МОУ «Н. СОШ» от 12.10.2010 г. существующее состояние здания начальной школы МОУ «Н. СОШ» создает угрозу жизни и здоровью учащихся 1-4 классов во время проведения учебных занятий и вне учебных мероприятий, рекомендовано произвести ремонт указанного здания.
02.11.2010 г. проведено обследование МОУ «Н. СОШ» (здания начальной школы и основного здания), а также первого этажа администрации МО СП «С.», комиссией в составе представителей администрации МО «Т. район», специалистов МУ «Отдел образования МО «Т. район»», представителей МОУ «Н. СОШ», ТО Управления Роспотребнадзора в И. районе, Госпожнадзора. Состояние здания начальной школы охарактеризовано комиссией как аварийное, ремонт здания признан нецелесообразным.
Акт обследования здания (сооружения) находящегося в аварийном состоянии от 22.11.2010 года, проведенного технической комиссией при Администрации МО «Т. район», по обследованию здания начальной школы, расположенного в с. Н. Комиссией установлено - физический износ всех конструкций и элементов конструкций здания (поражение гнилью, нарушение жесткости, устойчивости конструкций, деформирование, просадки и т.д.). Здание построено и введено в эксплуатацию до 1919 года. Проводились текущие ремонты в пределах финансирования. Заключение комиссии: физический износ (ветхое и аварийное состояние конструкций и элементов конструкций здания).
МОУ «Н. СОШ» состоит из трех зданий 1939, 1943, 1976 годов постройки, а также здания начальной школы, являющегося предметом исторического наследия. Кроме этого, МОУ «Н. СОШ» является вторым по численности учащихся образовательным учреждением района. Общая численность на 1 сентября 2010 г. составляет 252 человека при проектно-допустимой в 190 человек. 14 октября 2010 г. принято распоряжение № 12 о переводе учащихся 1 - 4 классов в помещения здания администрации МО СП «Н.». Согласно заключению Госпожнадзора по Тарбагатайскому району предоставленное помещение в здании администрации МО СП «Н.» не отвечает требованиям нормативных документов, регламентирующих обеспечение пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. Руководству МОУ «Н. СОШ» рекомендовано приостановить проведение учебных занятий в указанном помещении. 26 октября 2010 г. МУ Отдел образование МО «Т. район» принято распоряжение № «***» о переводе учащихся 1-4 классов в здание основной школы в срок до 29.10.2010 года. С 29.10.2010 г. организован учебный процесс для учащихся начальных классов в две смены.
Результаты проведенных обследований зданий Н. СОШ участниками процесса в суде не оспаривались.
Доводы представителей администрации МО «Т. район», отдела образования Т. района, о том, что имеется проектно-сметная документация на строительство школы в с. Н., о том, что Законом РБ «О республиканском бюджете на 2006 год» в перечень объектов, включенных в лимит капитальных вложений, было предусмотрено финансирование проектирования школы в с. Н., о том, что имеется ходатайство Отдела образования о включении в программу «Социально-экономического развития образования РБ в 2006-2009 г.г.» строительство школы в с. Н., о том, что Законом РБ от 30.03.2005 года «О программе социально-экономического развития РБ на 2005-2007 г.г.» строительство школы в с. Н. включено в программу, постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 07.11.2008 года утверждён градостроительный план земельного участка для строительства школы в с. Н., получено санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок под строительство школы от 01.12.2008 года, а также о том, что при принятии учебных заведений к 2010-2011 учебному году заключением комиссии здание школы было признано «Готово», что строительство новой школы в с. Н. силами муниципального образования невозможно, суд признает несостоятельными, расценивает их как бездействие, поскольку на протяжении длительного времени, в данном случае в суде установлено с 2004 года, в ходе неоднократных проверок комиссией был сделан вывод о том, что причиной аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций всех зданий СОШ является нарушение нормативного срока эксплуатации зданий без проведения капитального ремонта. Указанный вывод комиссии подтверждался и при проведении последующих проверок зданий Н. СОШ, в 2009 г., 2010 г. Из актов проверок, которые были исследованы в ходе судебного заседания и изложены выше, а также объяснений представителей МО «Т. район» и Отдела образования Т. района, следует, что капитальный ремонт зданий Н. СОШ не проводился с начала эксплуатации этих зданий. МО «Т. район» выделялись денежные средства Отделу образования района, который распределял эти денежные средства между школами района, суду, также Отделом образования представлена сводная ведомость по исполнению бюджета МО «Н.я СОШ» по ремонту за 2007-2010 г.г., из которой следует, что финансовые средства на капитальный ремонт зданий Н. СОШ не выделялись, проводился ремонт системы отопления и косметический ремонт, что также подтверждается материалами, представленными МО «Т. район». Доводы представителей МО «Т. район» и Отдела образования о том, что здания Н. СОШ были признаны готовыми к 2010-2011 учебному году, не могут являться доказательством того, что МО «Т. район» не бездействовало, указанная комиссия не проводила техническое обследование здания, а проверяла готовность школы к новому учебному году, выводы технической комиссии, о том, что здания Н. СОШ являются аварийными с 2004 года по настоящее время никто не оспаривал. Также указанные доводы не могут являться основанием для отказа прокурору в заявленном иске и основанием для того, чтобы сделать вывод о том, что МО «Т. район» не бездействовало в этой части своих полномочий, также нет оснований для освобождения от обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 39 Закона «Об образовании», согласно которой за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Доводы представителей МО «Т. район» и Отдела образования, о том, что капитальный ремонт зданий Н. СОШ признан нецелесообразным, что необходимо строительство новой школы, не могут являться основанием для того, чтобы не выполнять требования закона № 3266-1 «Об образовании», согласно которого к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, в суде установлено, что на протяжении длительного времени МО «Т. район» не выполняет указанные требования закона, не обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в данном случае, МОУ «Н. СОШ». Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Указанные доводы представителей МО «Т. район» и Отдела образования Т. район не могут являться основанием для отказа прокурору в заявленном иске и основанием для того, чтобы сделать вывод о том, что МО «Т. район» не бездействовало в этой части своих полномочий, также нет оснований для освобождения от обязанности учредителя (согласно Устава МОУ «Н. СОШ» учредителем является МУ Администрация МО «Т. район») - за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом закреплять (предоставлять) объекты права собственности (здания, сооружения, имущество), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Таким образом, в ходе рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что МО «Т. район» на протяжении нескольких лет, начиная с 2004 года по настоящее время, бездействует - не выполняет требования закона о содержании зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в данном случае, МОУ «Н. СОШ», в надлежащем состоянии, в указанных зданиях школы на протяжении всего срока эксплуатации не проводился капитальный ремонт. Дети с. Н. обучаются в зданиях, которые не соответствуют требованиям безопасности, что подтверждается актами неоднократных проверок, исследованных в ходе судебного заседания. Поэтому следует обязать администрацию МО «Т. район» предоставить МОУ «Н. СОШ» здания, сооружения, пригодные для целей обеспечения образовательной деятельности.
Бездействие органов местного самоуправления влекут нарушение прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством. В частности, в Конституции РФ в ст. 43 устанавливается право каждому на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственная политика в области образования исходит из принципа гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
Учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, кроме того, учитывая мнение прокурора о разумных сроках, суд приходит к выводу, что разумным сроком для устранения выявленных нарушений закона является срок до 01 сентября 2011 г., то есть начало будущего учебного года.
На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие МУ Администрации МО «Т. район» по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципального образовательного учреждения «Н. СОШ».
Обязать МУ Администрацию МО «Т. район» предоставить МОУ «Н. СОШ» здания и сооружения, пригодные для целей обеспечения образовательной деятельности в срок до 01 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2010 года.
Председательствующий судья: Ходоева О.А.