Решение от 27.12.2010 об обязаниии предоставить здания и сооружения, пригодные для целей обеспечения медицинской помощи.



Дело № 2-257/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тарбагатай27 декабря 2010 года

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А.,

при секретаре Солодухиной Е.Н.,

с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Шарафутдинова М.В.,

представителя МУ Администрации МО «Тарбагатайский район» В., действующего на основании доверенности,

заинтересованного лица представителя МУЗ «Т. ЦРБ» - «***» Л., «***» В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУ Администрации МО «Тарбагатайский район» об обязании предоставить здания и сооружения, пригодные для целей обеспечения медицинской помощи,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обратился в суд с указанным заявлением по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по факту аварийного состояния детского отделения МУЗ «Т. ЦРБ», расположенного по адресу: адрес 1. В октябре 2010 г. произошел прорыв в системе отопления детского отделения Т. ЦРБ, расположенного по адрес 1. Администрацией МУЗ «Т. ЦРБ» совместно с Роспотребнадзором было принято решение о временном переводе детей с детского отделения в освободившуюся часть здания в отделение патологии беременных после капитального ремонта в связи с тем, что пребывание обслуживающею персонала и больных детей в аварийном здании детского отделения Т. ЦРБ, система отопления которого вышла из строя, недопустимо и сопряжено с угрозой их жизни и здоровью. В ходе проверки установлено, что МУЗ «Т. ЦРБ» состоит из семи зданий: родильное отделение 1980 года постройки, расположенное по адрес 1, стационарное отделение 1928 года постройки, расположенное по адрес 2, детское отделение 1928 года постройки, расположенное по адрес 3, отделение поликлиники 1928 года постройки; расположенное по адрес 4, стоматологическая поликлиника 1957 года постройки, расположенная по ул. адрес 5, Пищеблок 1974 года постройки, расположенный по адрес 6, отделение скорой помощи 1982 года постройки, расположенное по адрес 7. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что ранее неоднократно проводились обследования зданий МУЗ «Т. ЦРБ» на предмет выявления аварийного состояния и возможности дальнейшей эксплуатации. Так, согласно актам от 08 февраля 2005 г. обследования зданий, находящихся в аварийном состояний, технической комиссией, назначенной приказом «***» Т. ЦРБ № «***» от 08.02.2005 г., проведено обследование зданий стационарного отделения, расположенного по адрес 1, и пищеблока, расположенного по адрес 2. Технической комиссией установлено, что здание стационарного отделения Т. ЦРБ выработало срок эксплуатации, физический износ здания 100 % необходимо проведение капитального ремонта. Кроме этого, технической комиссией рекомендовано разработать план мероприятий по ликвидации аварийного состояния здания пищеблока Т. ЦРБ. В 2008 году проведено обследование зданий МУЗ «Т. ЦРБ» (амбулатории, роддома, стационара, молочной кухни, рентген кабинетов, детского стационара, административного здания районной больницы) комиссией в составе директора МУП ЖКХ «К.», мастера котельных, главного врача Т. ЦРБ, начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ. Согласно акту обследования зданий районной больницы с. Т. от 29.01.2008 г., адресованное главе администрации МО «Тарбагатайский район», все вышеперечисленные объекты находятся в аварийном состоянии в результате отопительная система не в состоянии обеспечить нормальную температуру в помещениях. Согласно перечню объектов Т. ЦРБ, требующих сейсмоусиления и реконструкция, утвержденного главой МО «Тарбагатайский район», здания стационарного отделения, поликлиники и детского отделения Т. ЦРБ капитальному ремонту, реконструкции не подлежат из-за ветхости зданий, необходимо строительство нового больничного комплекса; здание стоматологической поликлиники требует усиления несущих конструкций стен и проведения отделочных работ; здание пищеблока требует проведение ремонтно-восстановительных работ, усиление несущих конструкций, проведение отделочных работ. В 2009 году было проведено обследование больничного комплекса Т. ЦРБ согласно акту обследования МУЗ «Т. ЦРБ» от 18.12.2009 года комиссией в составе представителей администрации МО «Тарбагатайский район», МУЗ «Т. ЦРБ», МУ «Отдела образования МО «Т. района»» и МУП ЖКХ «К.» о проверки теплового режима. В результате обследования установлено, что здания детского отделения, стационарного отделения, родильного отделения, поликлиники, скорой помощи требуют проведения капитального ремонта. Согласно актам обследования зданий, находящихся в аварийном состоянии, от 21 мая 2009 года, утвержденным руководителем администрации МО «Тарбагатайский район» 08.06.2009 г., технической комиссией, назначенной администрацией МО «Тарбагатайский район» постановлением от 12.12.2008 г. № «***», проведено обследование зданий стоматологической поликлиники, пищеблока, родильного отделения, Стационарного отделения, поликлиники, детского отделения Т. ЦРБ. По, результатам обследования стоматологической поликлиники и пищеблока Тарбагатайской ЦРБ рекомендовано разработать план организационных и технических мероприятий (капитальный ремонт). По результатам обследования здания родильного отделения Т. ЦРБ технической комиссией рекомендовано проведение капитального ремонта здания согласно обследованию и проектных предложений специализированных организаций. По результатам обследования зданий стационарного отделения, поликлиники и детского отделения Т. ЦРБ технической комиссией рекомендовано проведение комплексного капитального ремонта конструкций зданий согласно обследованию и проектных предложений специализированных организаций или из экономических соображений строительство нового здания. В ходе проверки установлено также, что система отопления в МУЗ «Т. ЦРБ» изношена, в отопительном сезоне 2008-2009 года имели место аварийные ситуации внутренних инженерных систем Т. ЦРБ, происходили прорывы труб. Так из-за чрезвычайной ситуации на центральной котельной и резкого повышения давления в системе отопления в ноябре 2008 г. произошел прорыв труб в отделении стационара, отделении патологии беременных, поликлинике, диагностическом отделении, пищеблоке, детском отделении был нанесен материальный ущерб. При устранении аварийной ситуации и недопущению срыва отопительного сезона 2008-2009 г. были произведены ремонтные работы по замене вышедших из строя регистров отопления в указанных зданиях. В 2009 году администрацией МО «Тарбагатайский район» выделялись денежные средства на капитальный ремонт системы отопления отделения стационара, частично поликлиники. Система отопления отделения патологии беременных, детского отделения, хозяйственный склад осталась без капитального ремонта. При подготовке к новому отопительному сезону 2010- 2011 г. были выделены средства на проведения капитального ремонтасистемы отопления отделения патологии беременных, которая находилась в аварийном состоянии и при гидравлическом испытании перед началом отопительного сезона дала прорыв. Указанные обстоятельства свидетельствуют о частичном финансировании, недостаточном выделении денежных средств администрацией МО «Тарбагатайский район» на проведение ремонтных работ системы отопления МУЗ «Т. ЦРБ», которые, не могут расцениваться как проведение капитального ремонта аварийных зданий Т. ЦРБ.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года в ст. 41 устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

К основным принципам охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан также относиться соблюдение прав человека и гражданина в области охране здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В соответствии с п. 12 ст. 15 ФЗ № 131 -ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.12.2003 г. (далее - ФЗ- 131) к вопросам местного, значения отнесена организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющими функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением стационарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Статьей 2 ФЗ-131 определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения Муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 8 Основ законодательства об охране здоровья граждан организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях относится к полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области охраны здоровья граждан.

Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом r пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статьей 13 Основ законодательства об охране здоровья граждан установлено, что к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что указанные требования законов органами местного самоуправления - администрацией МО «Тарбагатайский район» не выполняются на протяжении уже нескольких лет. Аварийное состояние комплекса больничных сооружений Т. ЦРБ является причиной невозможности использования данного имущества учреждения в целях обеспечения медицинской помощью и влечет за собой нарушение прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством, создает угрозу жизни и здоровью персоналу медицинского учреждения и граждан. В частности, ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан регламентировано, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Действия или бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 22 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, и указанные в статье 245 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.

Просит обязать администрацию МО «Тарбагатайский район» предоставить МУЗ «Т. ЦРБ» здания и сооружения, пригодные для целей обеспечения медицинской помощи.

В суде помощник прокурора Тарбагатайского района Шарафутдинов М.В., заявление и доводы, изложенные в заявлении прокурором района, поддержал в полном объёме и просил удовлетворить, установив срок исполнения до 31 декабря 2011 года.

Представитель заинтересованного лица МУЗ «Т. ЦРБ» - «***» ЦРБ Л. в суде требования прокурора поддержал в полном объёме. Пояснив, что со сроком до 31.12.2011 года он согласен.

Представитель заинтересованного лица МУЗ «Т. ЦРБ» «***». в суде заявил, что он требования прокурора поддерживает полностью, также пояснив, что со сроком до 31.12.2011 года он согласен.

Представитель администрации МО «Тарбагатайский район» Ванкеев Б.Ж., действующий на основании доверенности, в суде заявил, что он, как представитель Администрации МО «Тарбагатайский район» полностью признаёт требования прокурора, факты, изложенные в заявлении, он не оспаривает, с материалами и результатами, проведенных проверок он согласен, никаких возражений Администрация МО «Тарбагатайский район» не имеет, о чём представил письменное заявление. Также пояснив, что со сроком до 31.12.2011 года он согласен.

Последствия признания заявления (иска) представителю Администрации МО «Тарбагатайский район» В. разъяснены и понятны.

Помощник прокурора Шарафутдинов М.В., представители заинтересованного лица Л., В., в суде не возражали против признания заявления (иска) представителем Администрации МО «Тарбагатайский район», которым также разъяснены последствия признания заявления (иска).

В ст. 246 ч. 1 ГПК РФ предусмотрено, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 ГПК РФ, главами 24-26.1 ГПК РФ.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В ст. 173 ГПК РФ, указано, что суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, предусмотрено ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, установленных в суде, суд считает возможным принять признание заявления (иска) представителем Администрации МО «Тарбагатайский район»

В. Данное признание заявления (иска) не противоречит закону и не нарушает права и интересы сторон и других лиц.

Последствия признания заявления (иска), предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, сторонам разъяснены и понятны.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, предусмотрено ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушение прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством. В частности, в Конституции РФ в ст. 41 устанавливается право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с п. 12 ст. 15 ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.12.2003 г. к вопросам местного, значения отнесена организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющими функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением стационарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, кроме того, учитывая мнения сторон о разумных сроках, суд приходит к выводу, что разумным сроком для устранения выявленных нарушений закона является срок до 31 декабря 2011 г.

На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Тарбагатайского района удовлетворить.

Обязать МУ Администрацию МО «Тарбагатайский район» предоставить МУЗ «Т. ЦРБ» здания и сооружения, пригодные для целей обеспечения медицинской помощи, в срок до 31.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья: Ходоева О.А.