РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 апреля 2011 г. с.Тарбагатай
Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием представителя заявителя Макаровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Афанасьевой А.М. о признании незаконным заключения №(обезличено) от 17.03.2010 г. межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания, назначенной Администрацией МО СП «Куйтунское», протокола жилищной комиссии МО СП «Куйтунское» от 25.03.2010 г. о снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева А.М., обращаясь в суд с заявлением, просит признать незаконными действия и решения комиссии по обследованию жилого помещения МО СП «Куйтунское» о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление мотивировано тем, что она проживает одна по адресу: адрес 1, является вдовой участника Великой Отечественной войны, ветераном Великой Отечественной войны. В октябре 2009 г. она обратилась с заявлением к главе Администрации МО СП «Куйтунское» К. о постановке ее на очередь по улучшению жилищных условий. По результатам обследования комиссией 30.11.2009 г. было принято решение о постановке ее на очередь по улучшению жилищных условий. Однако 25.03.2010 г. комиссией в том же составе без повторного обследования ее жилого дома было вынесено решение о снятии ее с учета по улучшению жилищных условий и поставить на очередь нуждающейся в ремонте жилья. Указанное решение комиссии ей не выдавалось, о нем ей стало известно только 04.03.2011 г., когда она поинтересовалась решением вопроса по выделению ей субсидии на приобретение жилья. Считает действие комиссии и ее решение, оформленное протоколом от 25.03.2010 г. №(обезличено), незаконными, своим правом на улучшение жилищных условий она решила воспользоваться в связи с острой необходимостью по состоянию здоровья, она является инвалидом второй группы по заболеванию. Условия проживания в неблагоустроенном доме в ее возрасте стали невозможными. Печное отопление требует физической нагрузки для доставки дров в дом для протопки печи, обеспечивать себя водой с улицы от соседей, так как вода со скважины в ограде несколько лет ушла.
В судебном заседании представитель заявителя М., действующий на основании доверенности от 28.03.2011 г., заявление поддержала полностью.
В судебное заседание не явился представитель межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания, назначенной Администрацией МО СП «Куйтунское», жилищной комиссии глава МО СП «Куйтунское» К., был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав собранные по делу доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Афанасьевой А.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справки от 14.03.2011 г. №(обезличено) АУ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ», Афанасьева А.М., (обезличено) г.р. на 14.12.1999 г. является собственником жилого дома по адресу: адрес 1 на основании регистрационного удостоверения №(обезличено) от 09.03.1995 г.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (уведомление от 11.03.2011 г.), в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав Афанасьевой А.М. отсутствуют.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Закона от 06.05.2010 года № 79-ФЗ), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.3 ч. 2 ст. 21.2 ФЗ «О ветеранах» независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Из справки Военного Комиссариата РБ от 15.03.10 г. следует, что А., (обезличено) г.р., являлся участником Великой Отечественной Войны, имел удостоверение участника ВОВ от 26.06.1981 г.
При рассмотрении дела установлено, что между А. и С. (Афанасьева) А.М. был зарегистрирован брак 13.10.1949 г., что подтверждается свидетельством о браке, Афанасьева А.М. в повторный брак не вступала, что подтверждается ее паспортом. А., (обезличено) г.р., умер (обезличено) г., выдано свидетельство о смерти от (обезличено) г.
Афанасьева А.М., состоявшая в браке с 13.10.1949 г., является вдовой участника-ветерана Великой Отечественной войны, ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается ее удостоверением, а также инвалидом второй группы со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности бессрочно, что подтверждается соответствующей справкой, следовательно, в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ч.1 ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно материалам дела, протоколом жилищной комиссии МО СП «Куйтунское» №(обезличено) от 30.11.2009 г. Афанасьева А.М. поставлена на очередь по улучшению жилищных условий, составлен акт проверки жилищных условий №(обезличено) от 30.11.2009 г. по ст.51 ч.1 п.3 ЖК РФ.
Судом установлено, что протоколом жилищной комиссии МО СП «Куйтунское» №(обезличено) от 25.03.2010 г. Афанасьева А.М. снята с очереди на улучшение жилищных условий, поставлена на очередь нуждающейся в ремонте жилья. В указанном протоколе не указаны основания снятия с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ, кроме того, оно не было направлено Афанасьевой А.М. в нарушение ч.2 ст.56 ЖК РФ (в течение трех рабочих дней). Указанное решение в виде протокола принято на основании заключения №9 от 17.03.2010 г. межведомственной комиссии, назначенной Администрацией МО СП «Куйтунское», с которым Афанасьева А.М. ознакомлена не была, как и с актом обследования помещения №9 от 17.03.2010 г., в котором не содержится описания инженерных систем дома, фундамента, наружных и внутренних капитальных стен, чердачного перекрытия, крыши, дверных и оконных проемов, кухонных очагов, которые, согласно техническому паспорту от 1994 г., находятся в удовлетворительном состоянии, износ дома по адресу: адрес 1, 1956 г. постройки составляет 33%.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее- Положение).
Пунктом 43 указанного Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
При рассмотрении дела установлено, что при составлении заключения №9 от 17.03.2010 г. межведомственная комиссия присутствовала не в полном составе, имеются только подписи председателя комиссии К. и М., заключение не мотивировано, не указаны фактические основания снятия с учета.
Таким образом, в нарушение п.43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, обследование жилого помещения Трифоновой В.И. на предмет огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения не проводилось.
Акт обследования жилого помещения составлен без учета Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в связи с чем вынесены незаконно, необоснованно.
В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.п.3 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности
Таким образом, заявление Афанасьевой А.М. подлежит удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вдове участника Великой Отечественной войны, ветерану Великой Отечественной войны Афанасьевой А.М. необоснованно отказано в постановке на учет, она нуждается в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Афанасьевой А.М. удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене заключение №(обезличено) от 17.03.2010 г. межведомственной комиссии, назначенной Администрацией МО СП «Куйтунское» о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1, пригодным для проживания.
Признать незаконным и подлежащим отмене протокол жилищной комиссии МО СП «Куйтунское» от 25.03.2010 г. о снятии Афанасьевой А.М., проживающей по адресу: адрес 1 с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать жилищную комиссию МО СП «Куйтунское» поставить Афанасьеву А.М., проживающую по адресу: адрес 1, поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2011 г.
Федеральный судья: Чупошев Е.Н.