Решение от 7.04.2011 о предоставлении благоустроенного жилого помещения. пригодного для постоянного проживания



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 апреля 2011 г. с.Тарбагатай

Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяевой О.С., истца Унагаевой Ф.С., третьих лиц Унагаева В.В., Унагаевой Л.А., представителей третьих лиц Чебуниной Н.М., Вишнякова А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Унагаевой Ф.С. к Администрации МО СП «Шалутское» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Унагаевой Ф.С., просит обязать Администрацию МО СП «Шалутское» предоставить Унагаевой Ф.С. и проживающим совместно с ней членам семьи благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в соответствии с нормой представления, принятой в МО СП «Шалутское» на каждого человека, общей площадью не менее 56 кв.м. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Унагаевой Ф.С. о нарушении ее прав. Унагаева Ф.С. проживает в жилом помещении по адресу: адрес 1, принадлежащее ей на праве собственности. Многочисленными комиссиями, начиная с 1999 г., указанное жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания. С 15.10.2002 г. Унагаева Ф.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу ч.3 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение. Обращение прокурора в суд обусловлено заявлением Унагаевой Ф.С. о необходимости защиты ее прав на жилище в муниципальном жилом фонде.

В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяева О.С. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Истец Унагаева Ф.С. исковые требования поддержала, пояснила, что проживает совместно с членами семьи - сыном Унагаевым В.В., его женой Унагаевой Л.А. и внучкой У. (обезличено) г.р. на территории участка в самовольно возведенной постройке. ранее они е проживали в аварийном доме. В установленном порядке малоимущей она не признана, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Третьи лица на стороне истца Унагаев В.В., Унагаева Л.А. и законные представители У., (обезличено) г.р., исковые требования поддержали, пояснили, что проживают совместно с Унагаевой Ф.С. в самовольно возведенном доме, жилое помещение по адресу: адрес 1, является аварийным, не пригодно для проживания.

Представитель третьего лица на стороне истца орган опеки и попечительства Администрации МО «Тарбагатайский район» Чебунина Н.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Вишняков А.Л., действующий по доверенности, показал, что в полномочия Администрации МО «Тарбагатайский район» не входит обязанность по обеспечению жильем малоимущих граждан и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, весь жилищный фонд разграничен, муниципального фонда в районе нет. Распоряжением Администрации МО «Тарбагатайский район» №(обезличено) от 03.10.2006 г. была создана межведомственная комиссия для оценки муниципального жилищного фонда. Согласно акту обследования жилого помещения №(обезличено) от 13.12.2006 г. и составленного на его основании заключения №(обезличено) от 14.12.2006 г., расположенного по адресу: адрес 1, принадлежащего истцу на праве собственности, было признано непригодным для постоянного проживания и аварийным. Согласно мероприятиям, предусмотренным по реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда по Тарбагатайскому району на 2007-2011 г.г.», реестру жилых домов, признанных аварийными, по состоянию на 01.01.2007 г. МО «Тарбагатайский район», утвержденными решением сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 16.10.2007 г. №(обезличено) указанное жилое помещение было включено в мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и состоит в реестре жилых домов, признанных аварийными. Мероприятия выполнялись согласно очередности нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий, Администрацией МО «Тарбагатайский район» а также по мере финансирования и поступления денежных средств из республиканского и федерального бюджетов. Все денежные средства, поступавшие на реализацию указанной программы, были израсходованы полностью. Данная районная программа была утверждена в целях приведения ее в соответствие с требованиями ФЗ №185 от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". МО «Тарбагатайский район» не подпадает под программу финансовой поддержки за счет средств Фонда, поскольку данная финансовая поддержка возможна при условии деятельности коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более чем 25%. На территории МО «Тарбагатайский район» расположено два юридических лица коммунального комплекса с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие – в с.Т. МУП ЖКХ «К.» и МУП ЖКХ «Ш.» в с.С., которые являются муниципальными унитарными предприятиями.

В судебное заседание не явилась представитель ответчика глава Администрации МО СП «Шалутское» Мясникова Е.В., была надлежаще извещена, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла, на основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика.

Ранее при рассмотрении дела представитель ответчика глава Администрации МО СП «Шалутское» Мясникова Е.В. исковые требования признавала частично. Согласно ФЗ №131 от 06.10.2003 г. сельское поселение занимается постановкой на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма. Унагаева Ф.С. состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, однако в муниципальном фонде и фонде социального найма свободного жилья нет, в ближайшее время строительство жилья не предвидится, поэтому нет возможности предоставления жилого помещения Унагаевой Ф.С.. В районе была принята программа, которая была разработана на уровне района, до 2008 г. работала, потом принималась новая программа на 2009 г. и последующие годы. Пока программа работала, граждане частично получали денежные средства, жители ул. П. состояли на учете, однако для остальных граждан принятая программа уже не работает, при всем желании в данное время программа невыполнима. Считает необходимым привлечение по делу Администрации МО «Тарбагатайский район» в качестве соответчика по делу.

Выслушав участников процесса, свидетеля М., исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокуратурой Тарбагатайского района РБ проведена проверка и подано исковое заявление в связи с заявлением Унагаевой Ф.С. о нарушении ее прав на жилище в муниципальном жилом фонде.

При рассмотрении дела установлено, что Унагаева Ф.С. проживала в аварийном жилом помещении по адресу: адрес 1, принадлежащее ей на праве собственности, что подтверждается договором приватизации от 22.11.1992 г., а также справкой Администрации МО СП «Шалутское» от 09.07.2009 г. №(обезличено), справкой АУ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» от 08.12.2010 г. В техническом паспорте на указанный жилой дом от 01.02.1993 г., свидетельстве о праве на наследство по закону №(обезличено) от 26.04.1996 г. собственниками указаны истец Унагаева Ф.С., третье лицо Унагаев В.В. и Унагаева И.В. после смерти (обезличено) г. У.

Начиная с 1999 г. межведомственными комиссиями жилое помещение по адресу: адрес 1 признано аварийным и не пригодным для постоянного проживания, что подтверждается соответствующими актами и заключениями. Согласно акту от 10.02.1999 г., при визуальном осмотре дома были выявлены сквозные трещины в наружных стенах с раскрытием к карнизу, шириной до 6 см, неисправность фундамента. По актам от 28.08.2001 г., 01.10.2001 г. имеются аналогичные выявленные нарушения, а также поломка стен домов по ул.П., перекос рам, оконных и дверных проемов, при отклонении наружных стен часто нарушается электропроводка, стены мокрые, покрытые плесенью, зимой полностью обмерзают, опасность обрушения верхних плит. Заключением межведомственной комиссии от 14.12.2006 г. рекомендовано переселение жильцов ввиду глубоких трещин в наружных стенах, отклонение наружных стен, перекос и защемление блоков. Нахождение дома в аварийном состоянии также подтверждаются соответствующими актами от 03.10.2002 г., 17.03.2003 г., 01.03.2004 г., 13.12.2006 г.

Согласно акту технической комиссии, назначенной Администрацией МО «Тарбагатайский район» от 20.05.2009 г., в указанном двухквартирном жилом доме имеются глубокие трещины в наружных, в основном торцовых стенах, с раскрытием в верхней части до 10 см, отклонение наружных стен от вертикали до 10 см, раскрытие трещин. Дата начала строительства с 1981-1982 г.г., образование аварийного состояния (трещины) создавалось с 1984 г., в процессе эксплуатации не соблюдались требования технического обслуживания. Образование трещин началось с 1984 г. по причине низкого качества строительства, не выполнения требований СНиП при строительстве, в том числе антисейсмических мероприятий. Проведен текущий ремонт (заделка, замазка трещин) силами собственников жилья. По заключению указанной технической комиссии, здание является аварийным (крайне опасное состояние). Образование деформаций здания произошло в результате пучения грунтов, предположительно неправильном устройстве конструкций зданий (фундаменты, стены). Здание восстановлению не подлежит, возможно внезапное обрушение его конструкций. Требуется немедленное отселение жильцов, рекомендовано провести комплекс необходимых мероприятий по ликвидации аварийного состояния здания и созданию безопасной зоны вокруг здания.

Решением Шалутской администрации и жилищно-бытовой комиссии от 15.10.2002 г. №(обезличено) Унагаева Ф.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что также подтверждается списком лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, книгой регистрации заявления граждан Администрации МО СП «Шалутское», письменным объяснением специалиста администрации сельского поселения Б., взятого при проведении проверки прокуратуры района

Из ответа на судебный запрос главы МО СП «Шалутское» Мясниковой Е.В. следует, что жилое помещение, принадлежащее Унагаевой Ф.С., является благоустроенным, жилищный фонд в с.С. распределен следующим образом: количество деревянных домов - 96, крупнопанельных домов – 6, кирпичных – 15, с полным благоустройством – 141 квартира, с полным благоустройством – 3 дома, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на очереди – 40 человек. В настоящее время в жилищном фонде поселения не имеется жилья для обеспечения лиц с аварийным и неблагоустроенным жильем, в связи с этим нет возможности обеспечить Унагаеву Ф.С. жильем. В прилагаемом списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по МО СП «Шалутское» имеются сведения об Унагаевой Ф.С. (№(обезличено) в списке).

Распоряжением Шалутской сельской Администрации от 30.08.2000 г., на основании акта расследования аварийности 8-ми жилых домов технической комиссии инспекции ГАСН Республики Бурятия от 14.07.1999 г. и акта обследования жилищно- бытовых условий, сельская рекомендация рекомендует график застройки новых домов (№(обезличено) Унагаева Ф.С. – январь-февраль 2002 г.)

Решением Тарбагатайского районного совета депутатов от 06.10.2003 г. №(обезличено) установлена очередность переселения 13 граждан в с.Солонцы по программе «Переселение граждан Тарбагатайского района из ветхого аварийного жилищного фонда в 2001-2005 г.г.», Унагаева Ф.С. указана под №(обезличено).

Допрошенный в судебном заседании от 18.03.2011 г. свидетель Максимов В.Л. показал, что работает в должности заместителя руководителя Администрации МО «Тарбагатайский район», также является руководителем межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартийного дома аварийным и подлежащим сносу. Семь двухквартирных домов, расположенных по ул.П., обследовались комиссией в течение длительного времени. Данные дома расположены на болотистой почве, комиссией проводились различные обследования в течение этих лет и дома были признаны аварийными, в том числе квартира Унагаевой Ф.С. На основании обследований было принято решение поставить Унагаеву Ф.С. на очередь по улучшению жилищных условий. Тарбагатайский район РБ не входит в фонд содействия реформирования содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный закон «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства № 185-ФЗ был принят 21.07.2007 г. Согласно данного закона для получения средств из этого фонда необходимо выполнить требования ст.14, а именно условие, что фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии деятельности на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более чем 25%, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, МУП ЖКХ «К.» не подпадает под эти требования, поэтому район не входит в данную программу.

Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 16.10.2007 г. №267 утверждена районная Программа «Переселение граждан из Аварийного жилищного фонда муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2007-2011 г.г., утверждены финансовые средства в размере, выделенных средств из бюджета РФ в сумме (обезличено) тыс. руб. и финансовых средств софинансирования из бюджета МО «Тарбагатайский район», согласно ФЗ-№185 от 21.07.2007 г. в сумме 36,6 тыс. руб., всего 358,6 тыс. руб. Согласно паспорту указанной Программы, основными ее целями является ликвидация аварийного жилищного фонда в свете федерального закона №185-ФЗ, с поэтапным переселением жильцов. В реестре жилых домов, признанных аварийными, указан дом в адрес 1, 1985 г. постройки, со 100% износа, прогнозируемая очередность сноса 2007-2010 г.г.

Согласно письменного ответа руководителя Администрации МО «Тарбагатайский район» П. от 12.05.2010 г. №(обезличено) на заявление Унагаевой Ф.С., ее квартира действительно является аварийной и она включена в районную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». Однако эта Программа в настоящее время не финансируется из-за отсутствия финансовых средств в районном и сельском бюджетах на софинансирование мероприятий по этой Программе. Для того, чтобы получить финансовую помощь из Федерального Фонда поддержки реформированию жилищно-коммунального хозяйства, необходимо выполнить ряд условий, установленных ст.ст.14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Одно из основных условий – организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования, должны быть частной формы собственности или с муниципальным капиталом не более 25%, а также софинансирование из регионального и местного бюджетов. В текущем году из районного бюджета не финансируется ни одна из программ ввиду отсутствия финансовых средств на эти цели.

В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Указанные полномочия закреплены в п.6 ч.1 ст.2 Устава МО СП «Шалутское».

В соответствии с п.3 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Статьей 18 частью 2 указанного закона закреплено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, поскольку Унагаева Ф.С. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у Администрации МО СП «Шалутское» в силу п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья Унагаевой Ф.С., пришло в состояние непригодное для проживания, а также время заключения договора приватизации.

Согласно ч.5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Статьей 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению Унагаевой Ф.С., с учетом ее и трех членов семьи - сособственника квартиры ее сына Унагаева В.В., его супруги Унагаевой Л.А., дочери У., (обезличено) г.р., составляет не менее 56 кв.м., поскольку согласно решения Совета депутатов МО СП «Шалутское» от 11.01.2010 г. №(обезличено) утвержден норматив 14 кв.м. общей площади на человека – площадь предоставления по договорам социального найма жилого помещения из муниципального фонда.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, являющимися истцами или ответчиками.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Администрацию МО СП «Шалутское» предоставить Унагаевой Ф.С. и проживающим совместно с ней членам семьи Унагаеву В.В., Унагаевой Л.А., У., (обезличено) г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания, в соответствии с нормой представления, принятой в МО СП «Шалутское» на каждого человека, общей площадью не менее 56 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2011 г.

Федеральный судья: Чупошев Е.Н.