Решение от 26.04.2011 о предоставлнии благоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 апреля 2011 г. с.Тарбагатай

Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Абидуева О.Н.-Ц., представителя третьего лица Администрации МО «Тарбагатайский район» Вишнякова А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Бакировой Г.П. к Администрации МО СП «Шалутское» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Бакировой Г.П., просит обязать Администрацию МО СП «Шалутское» предоставить Бакировой Г.П. благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в соответствии с нормой представления, принятой в МО СП «Шалутское» на каждого человека, общей площадью не менее 14 кв.м. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Бакировой Г.П. о нарушении ее прав. Бакирова Г.П. проживает в жилом помещении по адресу: адрес 1, принадлежащее ей на праве собственности. Многочисленными комиссиями, начиная с 1999 г., указанное жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания. С 15.10.2002 г. Б. (перерегистрация с сохранением прежней очереди на Бакирову Г.П. в связи со смертью мужа состоялась 31.12.2007 г. решением Администрации МО СП «Шалутское» №(обезличено)) состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу ч.3 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить Бакировой Г.П. жилое помещение. Обращение прокурора в суд обусловлено заявлением Бакировой Г.П. о необходимости защиты ее прав на жилище в муниципальном жилом фонде.

В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Абидуев О.Н.-Ц. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Истец Бакирова Г.П. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее при рассмотрении дела исковые требовании поддерживала в полном объеме, по указанному адресу проживает одна.

В судебное заседание не явилась представитель ответчика глава Администрации МО СП «Шалутское» Мясникова Е.В., была надлежаще извещена, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии истца, представителя ответчика.

Ранее при рассмотрении дела представитель ответчика глава Администрации МО СП «Шалутское» Мясникова Е.В. исковые требования признавала частично. Согласно ФЗ №131 от 06.10.2003 г. сельское поселение занимается постановкой на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма. Бакирова Г.П. состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, однако в муниципальном фонде и фонде социального найма свободного жилья нет, в ближайшее время строительство жилья не предвидится, поэтому нет возможности предоставления жилого помещения Бакировой Г.П. В районе была принята программа, которая была разработана на уровне района, до 2008 г. работала, потом принималась новая программа на 2009 г. и последующие годы. Пока программа работала, граждане частично получали денежные средства, жители ул.П. состояли на учете, однако для остальных граждан принятая программа уже не работает, при всем желании в данное время программа невыполнима. Считает необходимым привлечение по делу Администрации МО «Тарбагатайский район» в качестве соответчика по делу.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Вишняков А.Л., действующий по доверенности, показал, что в полномочия Администрации МО «Тарбагатайский район» не входит обязанность по обеспечению жильем малоимущих граждан и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, весь жилищный фонд разграничен, муниципального фонда в районе нет. Распоряжением Администрации МО «Тарбагатайский район» №(обезличено) от 03.10.2006 г. была создана межведомственная комиссия для оценки муниципального жилищного фонда. Согласно акту обследования жилого помещения №(обезличено) от 13.12.2006 г. и составленного на его основании заключения №(обезличено)от 14.12.2006 г., расположенного по адресу: адрес 1, принадлежащего истцу на праве собственности, было признано непригодным для постоянного проживания и аварийным. Согласно мероприятиям, предусмотренным по реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда по Тарбагатайскому району на 2007-2011 г.г.», реестру жилых домов, признанных аварийными, по состоянию на 01.01.2007 г. МО «Тарбагатайский район», утвержденными решением сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 16.10.2007 г. №(обезличено), указанное жилое помещение было включено в мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и состоит в реестре жилых домов, признанных аварийными. Мероприятия были направлены на улучшение жилищных условий нуждающихся граждан в жилье, выполнялись по мере финансирования и поступления денежных средств из республиканского, федерального и софинансирования из местного бюджетов. Все денежные средства, поступавшие на реализацию указанной программы, были израсходованы полностью. Данная районная программа была утверждена в целях приведения ее в соответствие с требованиями ФЗ №185 от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". МО «Тарбагатайский район» не подпадает под программу финансовой поддержки за счет средств Фонда, поскольку данная финансовая поддержка возможна при условии деятельности коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более чем 25%. На территории МО «Тарбагатайский район» расположено два юридических лица коммунального комплекса с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие – в с.Тарбагатай МУП ЖКХ «Коммунальщик» и МУП ЖКХ «Шалутское» в с.С., которые являются муниципальными унитарными предприятиями.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокуратурой Тарбагатайского района РБ проведена проверка и подано исковое заявление в связи с заявлением Бакировой Г.П. о нарушении ее прав на жилище в муниципальном жилом фонде.

При рассмотрении дела установлено, что Бакирова Г.П. проживает в аварийном жилом помещении по адресу: адрес 1, принадлежащее ей на праве собственности, что подтверждается договором приватизации от 11.03.1993 г., техническим паспортом на жилой дом.

Начиная с 1999 г. межведомственными комиссиями жилое помещение по адресу: адрес 1, признано аварийным и не пригодным для постоянного проживания, что подтверждается соответствующими актами и заключениями. Согласно акту от 10.02.1999 г., при визуальном осмотре дома были выявлены сквозные трещины в наружных стенах с раскрытием к карнизу, шириной до 6 см, неисправность фундамента. По сообщению Администрации Тарбагатайского района от 09.03.1999 г. №(обезличено) жителям с.С., технической комиссией проведено расследование причин аварии домов в с.С., в результате которой выявлено отклонение от проекта при заложении фундаментов, низкое качество кладки стен, отсутствие геолого-инженерных изысканий, низкое заложение фундаментов, основанием фундаментов служат грунты пучинистые, что привело к их осадкам, предположительно снижение прочности фундамента из-за занижения марки бетона. По акту дополнительного расследования аварии технической комиссии от 05.04.1999 г., после последнего осмотра трещины в домах увеличились с 6 см до 12 см. В образовавшихся трещинах видно, что стенки капитальных стен выполнены без перевязки, отсутствует кладочная сетка, кладка выполнена силикатным кирпичом. Здания в аварийном состоянии, главе Шалутской сельской администрации найти помещение для временного переселения жильцов.

По актам от 28.08.2001 г., 01.10.2001 г. имеются аналогичные выявленные нарушения, а также поломка стен домов по ул.П., перекос рам, оконных и дверных проемов, при отклонении наружных стен часто нарушается электропроводка, стены мокрые, покрытые плесенью, зимой полностью обмерзают, опасность обрушения верхних плит. Заключением межведомственной комиссии от 14.12.2006 г. рекомендовано переселение жильцов ввиду глубоких трещин в наружных стенах, отклонение наружных стен, перекос и защемление блоков. Нахождение дома в аварийном состоянии также подтверждаются соответствующими актами от 03.10.2002 г., 17.03.2003 г., 01.03.2004 г., 13.12.2006 г.

Согласно акту технической комиссии, назначенной Администрацией МО «Тарбагатайский район» от 20.05.2009 г., в указанном двухквартирном жилом доме имеются глубокие трещины в наружных, в основном торцовых стенах, с раскрытием в верхней части до 10 см, отклонение наружных стен от вертикали до 10 см, раскрытие трещин. Дата начала строительства с 1981-1982 г.г., образование аварийного состояния (трещины) создавалось с 1984 г., в процессе эксплуатации не соблюдались требования технического обслуживания. Образование трещин началось с 1984 г. по причине низкого качества строительства, не выполнения требований СНиП при строительстве, в том числе антисейсмических мероприятий. Проведен текущий ремонт (заделка, замазка трещин) силами собственников жилья. По заключению указанной технической комиссии, здание является аварийным (крайне опасное состояние). Образование деформаций здания произошло в результате пучения грунтов, предположительно неправильном устройстве конструкций зданий (фундаменты, стены). Здание восстановлению не подлежит, возможно внезапное обрушение его конструкций. Требуется немедленное отселение жильцов, рекомендовано провести комплекс необходимых мероприятий по ликвидации аварийного состояния здания и созданию безопасной зоны вокруг здания.

Решением Шалутской администрации и жилищно-бытовой комиссии от 15.10.2002 г. № (обезличено) утверждена очередь на улучшение жилищных условий согласно акту о признании дома аварийным Б. Перерегистрация в связи со смертью Б. на вдову Бакирову Г.П., решение №(обезличено) от 31.12.2007 г., очередь сохранена прежняя.

Из объяснения Бакировой Г.П. от 24.02.11 г. в прокуратуру района следует, что до настоящего времени она проживает в ограде дома адрес 1, во временном летнем домике, хотя состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МО СП «Шалутское» с 2002 г. По справке МО СП «Шалутское», Бакирова Г.П. зарегистрирована и проживает по указанному адресу одна.

Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 16.10.2007 г. №(обезличено) утверждена районная Программа «Переселение граждан из Аварийного жилищного фонда муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2007-2011 г.г., утверждены финансовые средства в размере, выделенных средств из бюджета РФ в сумме 322 тыс. руб. и финансовых средств софинансирования из бюджета МО «Тарбагатайский район», согласно ФЗ-№185 от 21.07.2007 г. в сумме 36,6 тыс. руб., всего 358,6 тыс. руб. Согласно паспорту указанной Программы, основными ее целями является ликвидация аварийного жилищного фонда в свете федерального закона №185-ФЗ, с поэтапным переселением жильцов. В реестре жилых домов, признанных аварийными, указан дом в адрес 2, 1985 г. постройки, со 100% износа, прогнозируемая очередность сноса 2007-2010 г.г.

В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Указанные полномочия закреплены в п.6 ч.1 ст.2 Устава МО СП «Шалутское».

В соответствии с п.3 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Статьей 18 частью 2 указанного закона закреплено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, поскольку Бакирова Г.П. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у Администрации МО СП «Шалутское» в силу п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает Бакирова Г.П., пришло в состояние, непригодное для проживания, а также время заключения договора приватизации.

Согласно ч.5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению Бакировой Г.П., составляет не менее 14 кв.м., поскольку согласно решению Совета депутатов МО СП «Шалутское» от 11.01.2010 г. №(обезличено) утвержден норматив 14 кв.м. общей площади на человека – площадь предоставления по договорам социального найма жилого помещения из муниципального фонда.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, являющимися истцами или ответчиками.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Администрацию МО СП «Шалутское» предоставить Бакировой Г.П., (обезличено) г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания, в соответствии с нормой представления, принятой в МО СП «Шалутское», общей площадью не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.05.2011 г.

Федеральный судья : Чупошев Е.Н.