Решение от 14.04.2011 об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфрастуктуры и транспортных средств



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 апреля 2011 г. с.Тарбагатай

Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяевой О.С., представителя ответчика Гуршумовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать субъекта транспортной инфраструктуры – собственника объекта транспортной инфраструктуры орган местного самоуправления - МО «Тарбагатайский район» разработать в разумные сроки план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Тарбагатайского района Республики Бурятия: подъезды от федеральной автомобильной дороги «Б.» к с.В. протяженностью 6 км; к с.Н. протяженностью 0,9 км; к с.Т. протяженностью 0,35 км; подъезды от автомобильной дороги У.-Н.-Т.-П.-О. к п.Н., протяженностью 1,25 км; к с.К. (через с.Н.) протяженностью 4,70 км; к с.Б. протяженностью 8,60 км; к с.В. протяженностью 0,30 км; автомобильная дорога В.-Х. протяженностью 8,0 км; подъезд от автомобильной дороги с.В. – Х. к с.Б. протяженностью 0,10 км; автомобильная дорога Б.-Х. протяженностью 19,10 км; итого общей протяженностью 49,3 км. Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, занимающимися перевозкой пассажиров, грузов, а также владеющими объектами транспортной инфраструктуры. На территории района из объектов транспортной инфраструктуры имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, собственником которых является орган местного самоуправления – МО «Тарбагатайский район», что закреплено Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005 г. №357 «О передаче на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия имущества государственной собственности Республики Бурятия в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия». Согласно п.2 указанного постановления, право собственности муниципального образования на указанные автомобильные дороги возникает со дня подписания передаточного акта, с 28.12.2005 г. Органом местного самоуправления МО «Тарбагатайский район», являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, в нарушение ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. №34, указанный план разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В нарушение положений ст.5 ФЗ-16 и Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от12.04.2010 г. №87, органом местного самоуправления не обеспечено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, для последующей разработки соответствующего плана. Обращение прокурора в суд необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на транспортную безопасность.

В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяева О.С. исковые требования поддержала, просит обязать субъекта транспортной инфраструктуры – собственника объекта транспортной инфраструктуры орган местного самоуправления - МО «Тарбагатайский район» разработать в срок до 31.12.2011 г. план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Тарбагатайского района Республики Бурятия.

Представитель ответчика Гуршумова А.А., действующая на основании доверенности от 01.03.2011 г., исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление. В собственность МО «Тарбагатайский район» переданы автомобильные дороги общего пользования. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ на основании проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Оценка уязвимости проводится специализированными организациями по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроль за их применением, на основании методик, проведения оценки уязвимости. На настоящий момент подобные методики, утвержденные в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, отсутствуют, что подтверждается письмом ООО «Э.». Приказом ФСТ РФ от 04.10.2010 N 477-а предусмотрено, что услуги по проведению оценки уязвимости производится по тарифам. Специализированных организаций, проводящих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на территории РБ нет, методика и размеры тарифов отсутствуют, поэтому исковые требования неисполнимы, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

Допрошенный в качестве специалиста заместитель руководителя Администрации МО «Тарбагатайский район» по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и развитию инфраструктуры М. показал, что технологически и организационно выполнить план оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры невозможно, в других регионах неизвестно о наличии соответствующих аккредитованных организациях. План по обеспечению транспортной безопасности – секретное дело, соответствующие лицензии указанным организациям будут выдавать ФСБ и МВД. Как специалист считает разумные сроки определить невозможно до появления аккредитованных организаций, требования законны, но не выполнимы.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При рассмотрении дела установлено, что на территории Тарбагатайского района РБ из объектов транспортной инфраструктуры имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, собственником которых является орган местного самоуправления – МО «Тарбагатайский район», что подтверждается Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005 г. №357 «О передаче на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия имущества государственной собственности Республики Бурятия в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия». Согласно п.2 указанного постановления, право собственности муниципального образования на указанные автомобильные дороги возникает со дня подписания передаточных актов соответствующей комиссией, с 28.12.2005 г. о приеме в собственность автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Тарбагатайского района Республики Бурятия: подъезды от федеральной автомобильной дороги «Б.» к с.В. протяженностью 6 км; к с.Н. протяженностью 0,9 км; к с.Т. протяженностью 0,35 км; подъезды от автомобильной дороги У.-Н.-Т.-П.-О. к п.Н., протяженностью 1,25 км; к с.К. (через с.Н.) протяженностью 4,70 км; к с.Б. протяженностью 8,60 км; к с.В. протяженностью 0,30 км; автомобильная дорога В.-Х. протяженностью 8,0 км; подъезд от автомобильной дороги с.В. – Х. к с.Б. протяженностью 0,10 км; автомобильная дорога Б.-Х. протяженностью 19,10 км; итого общей протяженностью 49,3 км.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ст. 6 ч. 4 ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 25.06.2009 г. №(обезличено) образован Отдел строительства, ЖКХ и развития инфраструктуры Администрации МО «Тарбагатайский район», утверждено соответствующее Положение об Отделе строительства, ЖКХ и развития инфраструктуры Администрации МО «Тарбагатайский район». Согласно Положению, указанный Отдел создан с целью реализации полномочий муниципального района в области градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район». Отдел строительства подчиняется Администрации МО «Тарбагатайский район».

Согласно письменному объяснению начальника отдела по строительству, ЖКХ и развитию инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» Ч., взятого при проведении проверки прокуратуры района, органом местного самоуправления – МО «Тарбагатайский район», являющегося собственником автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженностью 49 км 300 м и субъектом транспортной инфраструктуры, не был разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – автомобильных дорог. Орган местного самоуправления не обращался в специализированную аккредитованную организацию для проведения уязвимости.

В соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. №34, указанный план разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Согласно ч.2 ст.5 ФЗ-16 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 12.04.2010 г. №87, пункт 2 которого предусматривает, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. №289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.10.2010 N 477-а утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2010 N 18905). Указанные Методические указания предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел при расчете тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Из письменного ответа ООО «Э.» от 07.04.2011 г. на запрос Администрации МО «Тарбагатайский район» следует, что методики проведения оценки уязвимости, утвержденные в соответствии с законодательными и нормативными актами, отсутствуют. ООО «Э.» может заключить договор на проведение оценки уязвимости объектов только после утверждения указанных методических материалов, готово оказать помощь в заполнении установленных форм, необходимых для проведения категорирования, направлении документов в компетентный орган.

По сообщению председателя Комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Бурятия С., Минтрансом РБ направлен запрос в Министерство транспорта Российской Федерации о разъяснении ситуации по вопросам проведения оценок уязвимости, наличии перечня специализированных предприятий, уполномоченных проводить оценки уязвимости и утвержденных в установленном порядке методик их проведения. В настоящее время информацией об утверждении перечня специализированных организаций и методик для оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Минтранс РБ не располагает.

Как установлено при рассмотрении дела, органом местного самоуправления МО «Тарбагатайский район», являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 17.12.2010 г. №118 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2011 г., дефицит бюджета составляет (обезличено) тыс. руб.; из ведомственной структуры расходов бюджета МО «Тарбагатайский район» следует, что на расходы в области дорожного хозяйство (дорожные фонды) выделено (обезличено) руб.

Доводы стороны ответчика о невозможности разработки плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктур и транспортных средств в связи с отсутствием специализированных организаций, проводящих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на территории Республики Бурятии, отсутствие соответствующих методик, размеров тарифов, в связи с чем по мнению представителя ответчика исковые требования являются неисполнимыми, не могут являться снованием для отказа в удовлетворении требований прокурора, действующего в пределах предоставленных законом полномочий, ставить жизнь и здоровье людей под угрозу, так как транспортная инфраструктура наиболее уязвима для террористических угроз. Объясняется это такими специфическими особенностями транспортных отраслей, как большая протяженность транспортных магистралей, огромное количество опасных объектов транспортной инфраструктуры, обслуживание большого потока пассажиров и грузов, в том числе опасных, различные формы собственности объектов инфраструктуры.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложена на субъект транспортной инфраструктуры – МО «Тарбагатайский район».

Статья 2 указанного закона определяет, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ-16), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсутствие либо дефицит денежных средств также не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей ответчиком.

Суд, учитывая изложенное, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан на транспортную безопасность, в защиту которых обращается прокурор, то обстоятельство, что практическая реализация Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» связана с необходимостью решения целого комплекса технических, технологических, организационно-экономических, методологических и финансовых проблем, отсутствия информации в Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия о специализированных организациях и методик для оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, принимая во внимание, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств является новым видом деятельности (внесен в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и зарегистрирован под кодом 74.6), а также то, что Администрация МО «Тарбагатайский район» не лишена возможности непосредственно обратиться в Минтранс России для дачи разъяснений, приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для устранения допущенных нарушений следует установить до 31 декабря 2011 г.

В соответствии со ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

На основании ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, являющимися истцами или ответчиками.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать субъекта транспортной инфраструктуры – собственника объекта транспортной инфраструктуры орган местного самоуправления - МО «Тарбагатайский район» разработать в срок до 31 декабря 2011 г. план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Тарбагатайского района Республики Бурятия: подъезды от федеральной автомобильной дороги «Б.» к с.В. протяженностью 6 км; к с.Н. протяженностью 0,9 км; к с.Т. протяженностью 0,35 км; подъезды от автомобильной дороги У.-Н.-Т.-П.-О. к п.Н., протяженностью 1,25 км; к с.К. (через с.Н.) протяженностью 4,70 км; к с.Б. протяженностью 8,60 км; к с.В. протяженностью 0,30 км; автомобильная дорога В.-Х. протяженностью 8,0 км; подъезд от автомобильной дороги с.В. – Х. к с.Б. протяженностью 0,10 км; автомобильная дорога Б.-Х. протяженностью 19,10 км; итого общей протяженностью 49,3 км.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.04.2011 г.

Федеральный судья: Чупошев Е.Н.