именем Российской Федерации 01 апреля 2011 г. с.Тарбагатай Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Шарафутдинова М.В., представителя заинтересованного лица Федосеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Трифоновой В.И. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 01.02.2011 г., назначенной постановлением № ОБЕЗЛИЧЕНО от 12.03.2010 г. главы МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В. о признании жилого помещения пригодным для проживания, обязании проведения обследования жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Трифоновой В.И. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 01.02.2011 г., назначенной постановлением №2 от 12.03.2010 г. главы МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В. о признании жилого помещения пригодным для проживания, обязании проведения обследования жилого помещения. Заявление мотивировано тем, что Трифонова В.И., дата обезличена г.р., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает, зарегистрирована и является единственным собственником жилого дома по адресу: адрес 1. Для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 12.01.2011 г. Трифонова В.И. обратилась с заявлением на имя главы МО ПС «Саянтуйское» о проведении обследования ее жилого дома. Постановлением главы МО СП «Саянтуйское» от 12.03.2010 г. № ОБЕЗЛИЧЕНО создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартийного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержден состав комиссии. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. Прокуратурой района установлено, что указанной межведомственной комиссией 01.02.2011 г. проведено обследование жилого помещения Трифоновой В.И. в отсутствие членов комиссии Ч., К., Ч2. Таким образом, обследование жилого помещения Трифоновой В.И. на предмет огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения не проводилось. По результатам работы межведомственной комиссии было принято решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его пригодности для проживания, о чем было составлено заключение от 01.02.2010 г. о признании жилого помещения пригодным для проживания, что послужило отказом к постановке Трифоновой В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заключение о признании жилого дома Трифоновой В.И. пригодным для проживания, явившееся основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вынесено незаконно, необоснованно, в связи с чем подлежит признанию незаконным по следующим основаниям: нарушение порядка обследования жилого помещения и составление фиктивного документа. Обращение прокурора в суд в защиту жилищных прав Трифоновой В.И., дата обезличена г.р., обусловлено тем, что она в силу возраста самостоятельно не может защитить свои права. В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Шарафутдинов М.В. заявление поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица межведомственной комиссии при МО СП «Саянтуйское» Ф., действующая по доверенности, заявленные требования признала, согласна, что необходимо проведение повторного обследования дома. Пояснила, что при обследовании дома Трифоновой В.И. присутствовали члены комиссии Х., М., З. и глава МО СП «Саянтуйское» Рандина В.В., которая говорила, что Трифонову В.И. нужно поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Выслушав доводы участников процесса, свидетелей Б., Т., исследовав собранные по делу доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.09.2010 г., Трифонова В.И. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: адрес 1. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Закона от 06.05.2010 года № 79-ФЗ), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно п.3 ч. 2 ст. 21.2 ФЗ «О ветеранах» независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Из справки Военного Комиссариата РБ следует, что Т., дата обезличена г.р., являлся участником Великой Отечественной Войны, имел удостоверение участника ВОВ серии А № ОБЕЗЛИЧЕНО, выданное дата обезличена г. Военным комиссариатом Тарбагатайского района. При рассмотрении дела установлено, что между Т. и З. (Трифонова) В.И. был зарегистрирован брак дата обезличена г., что подтверждается справкой о заключении брака, Трифонова В.И. в повторный брак не вступала, что подтверждается ее паспортом. Согласно справке о смерти от дата обезличена г., Т. умер дата обезличена г. Трифонова В.И., состоявшая в браке с дата обезличена г., является вдовой участника-ветерана Великой Отечественной войны, является ветераном тыла Великой Отечественной войны, имеет удостоверение и награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждается соответствующими удостоверениями, справкой об инвалидности, следовательно, в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями, что также подтверждается справкой Филиала по Тарбагатайскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» от 17.03.2010 г. №106. Согласно ч.1 ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее- Положение). Пунктом 43 указанного Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 12.01.2011 г. Трифонова В.И. обратилась с заявлением на имя главы МО ПС «Саянтуйское» о проведении обследования ее жилого дома. Постановлением главы МО СП «Саянтуйское» от 12.03.2010 г. № ОБЕЗЛИЧЕНО создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартийного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержден состав комиссии. При рассмотрении дела установлено, что указанной межведомственной комиссией 01.02.2011 г. проведено обследование жилого помещения Трифоновой В.И. в отсутствие членов комиссии Ч., К., Ч2, что также подтверждается письменным объяснением главы МО СП Саянтуйское» Рандиной В.В. от 16.03.2011 г., а также письменным объяснением специалиста МО СП «Саянтуйское» Ф. и ее объяснениями в судебном заседании. Таким образом, в нарушение п.43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, обследование жилого помещения Трифоновой В.И. на предмет огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения не проводилось. По результатам работы межведомственной комиссии было принято решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его пригодности для проживания, о чем было составлено заключение от 01.02.2010 г. о признании жилого помещения пригодным для проживания, что послужило отказом к постановке Трифоновой В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого дома Трифоновой В.И. пригодным для проживания от 01.02.2011 г., явившиеся основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не мотивированны, составлены без учета технического паспорта на жилой дом, 1924 г. постройки и справки АУ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» филиала Тарбагатайского района от 20.01.2011 г., согласно которой физический износ жилого дома по адресу: адрес 1, составляет 50% (фундамент- 70%, стены-60%, перегородки – 30%, круша-60%, полы – 50%, окна, двери – 40%, отдела – 30%, печь – 50%, электроосвещение – 50%, крыльцо – 40% ), то есть без учета Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в связи с чем вынесены незаконно, необоснованно. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных судом свидетелей. Свидетель Б. показала, что является дочерью Трифоновой В.И., которой приходится спать в одежде, по дому ходить в валенках. Дом из старых бревен, выкрашен, углы расходятся, приходится часто отапливать, с чердака осыпается песок, требуется замена электропроводки, фундамент и стена обмерзшие, печка негодная, часть обогревают подполье электронагревателем, что приносит дополнительны затраты. При обследовании дома присутствовали члены комиссии Х., М., З., не учли указанных обстоятельств. Свидетель Т., сын Трифоновой В.И., подтвердил показания свидетеля Б. о ветхом состоянии дома. Пояснил, что при проведении осмотра дома он не присутствовал. Его мать инвалид 1 группы, нуждается в уходе, на улицу не выходит, приходится ездить к ней из города через день, часто топят дом дровами и электронагревателем в подполье. В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить. Признать незаконным и подлежащим отмене заключение межведомственной комиссии от 01.02.2011 г., назначенной постановлением № ОБЕЗЛИЧЕНО от 12.03.2010 г. главы МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В. о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1, пригодным для проживания. Обязать межведомственную комиссию о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением № ОБЕЗЛИЧЕНО от 12.03.2010 г. главы МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В., провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 06.04.2011 г. Федеральный судья: Чупошев Е.Н.