именем Российской Федерации 16 июня 2011 г. с.Тарбагатай Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Куйтунское» о признании незаконным бездействия и понуждении принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие муниципального образования сельское поселение «Куйтунское» (далее – МО СП «Куйтунское») по организации мероприятий, направленных на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения, обязать МО СП «Куйтунское» организовать в срок до 01.07.2011 г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на территории МО СП «Куйтунское»: вдоль дороги на въезде в с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тарбагатайского района РБ 31.05.2011 г. с привлечением инспектора экологического надзора и контроля Бурприроднадзора гр. Ш. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории МО СП «Куйтунское», в ходе которой выявлена несанкционированная свалка мусора, расположенная в местах, где отсутствуют контейнеры для сбора мусора. МО СП «Куйтунское» не организована система рациональной очистки и уборки территории поселения, тем самым не выполнены мероприятия, направленные на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения. Заявление подано прокурором района в интересах неопределенного круга лиц, которые нуждаются в улучшении состояния окружающей природной среды, а также защите прав граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяева О.С. заявление поддержала в полном объеме. Представитель заинтересованного лица глава МО СП «Куйтунское» Козлов В.С. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просит в случае его неявки рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора признает в полном объеме, возражений не имеет, обязуется в срок до 01.07.2011 г. организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, расположенных вдоль дороги на въезде в с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ. На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно акту проверки от 31.05.2011 г., составленного помощником прокурора Тарбагатайского района РБ Абидуевым О.Н.-Ц. с участием инспектора экологического надзора и контроля Бурприроднадзора гр. Ш., главы МО СП «Куйтунское» Козлова В.С., в ходе проверки выявлена 1 несанкционированная свалка мусора на территории МО СП «Куйтунское»: свалка бытовых отходов, расположенная вдоль дороги на въезде в с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ. К материалам проверки приложена фототаблица выявленных нарушений. Результаты проведенной проверки присутствующими лицами и участниками процесса не оспаривался. Уставом МО СП «Куйтунское» Тарбагатайского района Республики Бурятия предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (подпункт 1 п.1 ст.2), организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (подпункт 17 п.1 ст.2). В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. При рассмотрении дела установлено, что МО СП «Куйтунское» не выполнены мероприятия, направленные на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения. В силу ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 года № 89 – ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. На основании Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п.3.2). Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. (п.2.1.4). Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. (п.2.2.2). Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. (п.2.2.3). В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона РФ № 126- ФЗ от 25.09.1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ч.1 ст.22 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, захоронению, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Размещение отходов на указанных свалках территории МО СП «Куйтунское» осуществляется в нарушение указанных требований законодательства и санитарных правил, что не может обеспечить гарантию санитарно-эпидемиологической безопасности населения и окружающей среды. Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст.78 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд. Суд, учитывая обстоятельства дела, мнение участников процесса, а также действия, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для устранения допущенных нарушений следует установить до 01 июля 2011 г. Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов. В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие МО СП «Куйтунское» по организации мероприятий, направленных на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения. Обязать МО СП «Куйтунское» организовать в срок до 01.07.2011 г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на территории МО СП «Куйтунское»: вдоль дороги на въезде в с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Федеральный судья Чупошев Е.Н.