Дело № 2-161/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации С. Тарбагатай 27 июля 2011 года Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А., при секретаре Солодухиной Е.Н., с участием представителя истца – Баевой А.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика – Главы МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой В.И. к МО СП «Саянтуйское» о признании жилого дома непригодным для проживания, признании Трифоновой В.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обязании МО СП «Саянтуйское» поставить на учет Трифонову В.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Истец Трифонова В.И. обратилась в суд с указанным заявлением, просит признать жилой дом, где она проживает непригодным для дальнейшего в нем проживания, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать МО СП «Саянтуйское» поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В исковом заявлении истицей указано, что она является ОБЕЗЛИЧЕНО и вдовой участника войны Т. Как вдова участника войны имеет право на социальную поддержку государства, установленную Федеральным законом «О ветеранах». Проживает она в селе В. в деревянном доме ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки, не имеющим никакого благоустройства. 12.01.2011г. она обратилась с заявлением в Муниципальное образование сельское поселение «Саянтуйское» о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 01.02.2011г. Межведомственная комиссия, созданная постановлением МО СП «Саянтуйское» от 12.03.2010г., провела обследование её дома и признала его пригодным для проживания. Не согласившись с выводами комиссии, она обратилась с жалобой в прокуратуру. По заявлению прокурора Тарбагатайского района обратившегося в суд в её интересах, Тарбагатайский районный суд решением от 01.04.2011г. признал незаконным и подлежащим отмене заключение межведомственной комиссии от 01.02.2011г. о признании жилого помещения по адресу: адрес 1, пригодным для проживания и обязал межведомственную комиссию провести новое обследование дома. В своем решении суд указывал, что межведомственная комиссия делала вывод о пригодности дома, не исследовав состояние дома на предмет износа, огнестойкости и наличия соответствующих условий эвакуации проживающих граждан в случае пожара, без исследования санитарно - эпидемиологических и гигиенических требований. 12 мая 2011г. Межведомственная комиссия вновь обследовала её дом и снова пришла к выводу о его пригодности без учета и исследования его износа, огнестойкости и наличия условий для эвакуации в случае пожара, учета санитарно-эпидемиологических и гигиенических условий. При этом председатель комиссии Рандина В.В. выразила свое особое мнение, не согласилась с выводом комиссии о пригодности дома. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 ЖК РФ жилым, признается только то помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан. Для признания дома пригодным, он должен отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Обследование дома на его пригодность для проживания должно быть проведено в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного постановлением правительства РФ от 28.01 2006г. № 47 (далее -Положение). В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводя к снижению надежность здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В Положении также установлено, что отдельные жилые помещения могут быть признаны непригодными для проживания «инвалидов и других маломобильных групп населения», пользующихся в связи с заболеванием креслами -колясками». Ей ОБЕЗЛИЧЕНО лет, она ОБЕЗЛИЧЕНО, проживает одна в неблагоустроенном доме. Состояние её здоровья таково, что она не может ухаживать за собой. Она практически не выходит на улицу. Может выходить на улицу с трудом только с посторонней помощью. Крыльцо дома и пороги высокие. Ей предлагали коляску, но она отказалась, т.к. крыльцо дома и пороги высокие, и не приспособлены для инвалидных колясок. Пользуется костылями и то с большим трудом, т.к. мало сил. Угроза пожара всегда есть, т.к. электропроводка старая и деревня находится в лесу. Так, в случае пожара она не сможет выйти из дома. Зимой нанимает соседа, чтобы топил печь и носил воду. Зимой дом очень холодный, невозможно его натопить, т.к. фундамент весь в трещинах и промерзает, а также имеется большое подполье, в котором ранее содержали скот. В доме очень много окон от чего он весь продуваемый ветрами. Зимой она спит в одежде. Биологическое состояние бревен, из которых построен дом плохое, бревна сгнили и объедены насекомыми. Дом был построен в ОБЕЗЛИЧЕНО году, первым в селе. Туалет на улице и далеко от дома. Дом не соответствует санитарно-гигиеническим нормам для проживания ОБЕЗЛИЧЕНО. Комиссия дважды приходит к выводу о пригодности дома только по его внешнему состоянию, за домом ухаживают дети. У нас чисто и все покрашено. Но только по внешнему виду дома, нельзя же делать вывод о его пригодности, без учета того, что для неё, как ОБЕЗЛИЧЕНО дом непригоден. Правительство России дало обязательство обеспечить жильем ветеранов и членов их семей. Почему решение Правительства не исполняется. Решение моего вопроса затягивается. Межведомственные комиссии собирают в течение нескольких месяцев. Так, решение суда о повторном обследовании дома было вынесено 01 апреля 2011г., а комиссия собралась на второе обследование только 12 мая 2011г. Её муж прошел всю войну, но от полученных ранений болел и скончался. Она рано овдовела. Одна воспитала 5 детей. В годы война и на протяжении всей жизни всегда много трудилась в колхозе, на самых тяжелых работах. И сейчас, дожив до старости, став немощной, она не может воспользоваться социальной поддержкой, которая предусмотрена в федеральном законе. Она снова вынуждена обращаться в суд, а время идет, и она может потерять право на получение субсидии, т.к. финансирование этих расходов завершается в августе 2011г. Истец Трифонова В.И. на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие в силу возраста и здоровья, с участием её представителя по доверенности – дочери Баевой А.В. Представитель истца Баева А.В., действующая на основании доверенности, в суде исковые требования Трифоновой В.И. и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме и просила удовлетворить требования истицы. Также дополнив, что она дочь истца Трифоновой В.И., её мать ОБЕЗЛИЧЕНО года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, ОБЕЗЛИЧЕНО. Её мать Трифонова В.И. 12 января 2011 года подала заявление в МО СП «Саянтуйское» о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обследовании её дома. Дважды межведомственная комиссия обследовала дом матери и приходила к заключению, что дом пригоден для проживания. Она считает, что комиссия объективно с учетом требований Положения № 47 от 2006 года дом матери не обследовала, комиссия не приняла во внимание тот факт, что дом ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки и использовался в качестве заежки, в доме много окон. Стены прогнили, на стенах имеются трещины, фундамент разрушен, зимой стены дома промерзают насквозь, мать в доме зимой находится в валенках, спит в одежде. Кроме того, в доме имеется большое подполье, которое раньше использовалось для содержания скота, которое зимой промерзает. Они вынуждены туда ставить обогреватели, чтобы холод не шел в дом. Стены в доме повело, окна промерзают, подоконники окон сгнили, полы также в доме повело, они кривые. Бревна дома изъедены муравьями. Матери в настоящее время ОБЕЗЛИЧЕНО лет, она является ОБЕЗЛИЧЕНО, передвигается с помощью костылей. Все удобства на улице, в том числе и туалет. Кроме того, в доме высокий порог и крыльцо, мама без посторонней помощи не может выйти на улицу. Ей полагалась инвалидная коляска, но на ней невозможно попасть в дом и выйти из него. Считает, что межведомственная комиссия не объективно провела обследование жилого дома, где проживает её мама. Глава МО СП «Саянтуйское» в ходе второго обследования осталась при особом мнении, указав его в заключении. В связи с этим они были вынуждены обратиться в центр независимой экспертизы, где эксперт дал объективное заключение и пришел к выводу, что жилой дом, принадлежащий её маме, непригоден для дальнейшего в нем проживания. Она просит защитить права её матери, которая является ОБЕЗЛИЧЕНО и вдовой участника ВОВ, признать дом непригодным для дальнейшего в нем проживания, признать её мать нуждающейся в жилом помещении, поставить Трифонову В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В суде представитель ответчика – Глава МО СП «Саянтуйское» Рандина В.В., пояснила, что с исковыми требованиями Трифоновой В.И. она полностью согласна. Действительно она участвовала в обследовании дома, принадлежащего Трифоновой В.И. В ходе второго обследования, она осталась при особом мнении, которое указала в акте обследования помещения от 12 мая 2011 года. Её личное мнение, сложилось в ходе обследования жилого дома Трифоновой В.И. в с. В. Действительно, она считает, что дом Трифоновой В.И. не пригоден для дальнейшего в нем проживания, по следующим причинам, дом ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки, температурный режим в холодное время года не соответствует норме, постоянно приходится топить печь. Дом сильно изношен, стены во многих местах прогнили. В доме нет благоустройства, отсутствует туалет и ванная комната. Трифонова В.И. является ОБЕЗЛИЧЕНО и с трудом с помощью костылей передвигается по дому. Также Трифонова В.И. не может выйти из дома, имеется крыльцо, ступеньки дома высокие. Трифонова В.И., как вдова участника ВОВ, имеет право на предоставление жилищной субсидии в соответствии с Указом Президента РФ об обеспечении жильем участников ВОВ, так как её дом непригоден для дальнейшего в нем проживания. В суде по ходатайству представителя истца Баевой А.В. допрошены в качестве свидетелей К., Т. Свидетель К. в суде дала показания о том, что она является дочерью Трифоновой В.И., которая является вдовой участника ВОВ, ОБЕЗЛИЧЕНО. Сама она проживает в г. С. и 3-4 раза в год приезжает к матери в деревню. Её мать проживает в старом, холодном доме. Зимой, когда она приезжает к матери, то по дому они ходят в валенках. Стены и окна дома промерзают. Полы холодные. Стены и полы в доме повело, они кривые. Каждый год в летний период они красят дом, потому что мама их об этом просит, поэтому с внешней стороны дом смотрится как ухоженный. Зимой маме тяжело вдвойне, нужно топить печь, носить воду. Когда это делают они, то есть дети, когда ей приходится просить соседей. Сама мама передвигается с трудом с помощью костылей. Считает, что её мама заслужила то, чтобы проживать в лучших жилищных условиях. Свидетель Т. в суде дал показания о том, что является сыном Трифоновой В.И. Мать воспитала 6 детей, работала с детства. Работала в колхозе, на тяжелых работах. У матери в собственности имеется дом, жилье ветхое, старое, ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки. Дом зимой промерзает, в подполье они вынуждены ставить обогреватель. Пол провалился, неровный. Крыльцо в доме высокое, мать не может одна по нему передвигаться, а если передвигается, то с трудом. Благоустройство в доме отсутствует. Мать является ОБЕЗЛИЧЕНО, без посторонней помощи передвигаться не может. Дети постоянно приезжают к ней в деревню, носят воду, готовят и носят дрова, в том числе и он. Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав представленные суду доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования Трифоновой В.И. являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В частности защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, установлено ст. 2 ЖК РФ. В соответствии с Указом Президента РФ « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов» от 07.05.2008 года № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Статьей 21 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в частности обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий…Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Так, в суде установлено, что истица Трифонова В.И. является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, что подтверждается в частности тем, что Т. и З., заключили брак ОБЕЗЛИЧЕНО года, после заключения брака жене присвоена фамилия Трифонова; согласно справке ВК Тарбагатайского района Т., ОБЕЗЛИЧЕНО года рождения, действительно являлся участником ВОВ и имел удостоверение участника ВОВ серии ОБЕЗЛИЧЕНО, выданное ОБЕЗЛИЧЕНО года ВК Тарбагатайского района; согласно справке Руководителя ФРГУ по Тарбагатайскому району Трифонова В.И. имеет право на льготы и преимущества; Т. умер ОБЕЗЛИЧЕНО года в с. В. Таким образом, Трифонова В.И. является вдовой участника ВОВ Трифонова В.Л. и имеет право на социальную поддержку, установленную ст. 21 ФЗ «О ветеранах», в частности на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от имущественного положения. На основании ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В суде установлено, что Трифонова В.И., являясь вдовой участника ВОВ, 12 января 2011 года обратилась с заявлением к Главе администрации МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В., в котором указала, что просит создать комиссию для обследования её жилого дома и поставить её на учет на улучшение жилищных условий. Также в суде установлено, что Трифнова В.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий поставлена не была, в связи с тем, что межведомственной комиссией дважды её дом признавался пригодным для проживания. С данным заключением комиссии она не согласна и просит признать её дом непригодным для проживания и поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав, являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статьей 51 ЖК РФ, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно Закону Республики Бурятия «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принят Народным Хуралом Республики Бурятия 27 июня 2006 года (в ред. Закона Республики Бурятия от 11.03.2011 N 1919-IV), который устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ст. 2 ч. 2 Закона, предусмотрено, что на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия принимаются следующие категории граждан, постоянно проживающих на территории Республики Бурятия, признанных нуждающимися в жилом помещении: граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий; граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, устанавливаются в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства на основании заявлений граждан. Положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"), устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Как установлено в суде, дважды 01.02.2011 года и 12.05.2011 года, на основании актов обследования и заключений межведомственной комиссии, жилой дом, расположенный по адресу: адрес 1, признавался комиссией пригодным для дальнейшего в нем проживания и нуждающимся в текущем ремонте. В ходе обследования помещения 12.05.2011 года председатель комиссии – Глава МО СП «Саянтуйское» Рандина В.В. осталась при особом мнении, которое указано в акте, о том, что указанный жилой дом является не пригодным для проживания, по следующим основаниям, дом ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки, температурный режим в холодное время года не соответствует норме, постоянно приходится топить печь. Дом сильно изношен, стены во многих местах прогнили. В доме нет благоустройства, отсутствует туалет и ванная комната. Трифонова В.И. является ОБЕЗЛИЧЕНО и с трудом с помощью костылей передвигается по дому. Также Трифонова В.И. не может выйти из дома, имеется крыльцо, ступеньки дома высокие. Тоже подтвердила Рандина В.В. в суде. Кроме того, истцом и его представителем в суде представлен акт экспертного исследования по факту пригодности к проживанию в жилом деревянном доме по указанному адресу от 18.07.2011 года и дополнение к акту от 20.07.2011 года, согласно которого, обследование проведено совокупностью действий, предусмотренных техническим осмотром с применением фотоаппаратуры, эксперту-строителю на исследование представлен деревянный бревенчатый жилой дом по адресу: адрес 1, ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки, согласно выводов, при осмотре жилого дома установлено, что срок жизни дома составляет ОБЕЗЛИЧЕНО лет. При этом дом имеет удовлетворительный внешний вид. Не выполняются требования ГОСТ 9462-88. Так как глубина трещин бревен превышает ? диаметра бревен, из которых выполнены несущие стены. Также при простукивании по бревнам металлическим молоточком слышен четкий глухой звук, что свидетельствует о наличии гнилостей и пустот внутри бревен снижающих прочностные характеристики конструкций. Прогнозируемая долговечность наружных стен здания составляет 90 лет, согласно технического паспорта на жилой дом – возраст жилого дома составляет ОБЕЗЛИЧЕНО лет. Следовательно, конструктивный материал ограждающих стен практически полностью выслужил свой срок службы, дальнейшая эксплуатация дома невозможна без капитального ремонта стен здания, требуется замена практически всех венцов дома. Также при осмотре были выявлены значительные повреждения и деформации строительных конструкций. Снижающие прочностные и теплотехнические характеристики. В результате осмотра эксперт пришел к выводу, что физический износ жилого дома составляет 96,6 % – физический износ конструкций деревянных стен, физический износ дома в целом применяется по наибольшему физическому износу элемента или конструкции обеспечивающих целостность и безопасность эксплуатации здания, то есть конструкции, при разрушении которой происходит разрушение всего здания в целом. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65 %, что установлено Положением об оценке непригодности жилых домов (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 года № 529). Кроме того, согласно ст. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания …(утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Стены с момента постройки ремонту не подвергались. За исключением замененного участка венца бревна под окном. Со стороны ограды. На основании п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании чего, эксперт пришел к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: РБ, Тарбагатайский район, с. Верхний Саянтуй. ул. Ленина, 45, следует признать ветхим строением и не пригодным для проживания в нем людей. Акты обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от 01.02.2011 года и 12.05.2011 года о признании указанного жилого дома пригодным для проживания, исследованные в суде, не содержат описания состояния и оценки жилого дома Трифоновой В.И., не соответствуют требованиям указанного выше Положения, не мотивированы, носят шаблонный характер, составлены без учета технического состояния дома, ОБЕЗЛИЧЕНО года постройки. Тогда, как представленный стороной истца акт экспертного исследования дома, выводы которого приведены выше, отражают фактическое состояние дома, содержит профессиональное мнение эксперта-строителя. Обследование проведено совокупностью действий, предусмотренных техническим осмотром, с применением фотоаппаратуры, с указанием на использованные источники, в частности на Положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". При таких обстоятельствах, установленных в суде, суд приходит к выводу о том, что дом, находящийся по адресу: адрес 1, в котором проживает вдова участника ВОВ Трифонова В.И., является непригодным для проживания, вследствие того, что является ветхим строением, а также с учетом тех выводов, которые указал эксперт в акте экспертного исследования. Кроме того, указанный вывод, подтверждается доводами истца, изложенными в исковом заявлении, объяснениями данными в суде представителем истца Баевой А.В., представителя ответчика – Рандиной В.В., а также показаниями допрошенных в суде свидетелей К., Т. Кроме того, в суде установлено, что истец Трифонова В.И. ОБЕЗЛИЧЕНО года рождения, является вдовой участника ВОВ, ОБЕЗЛИЧЕНО, что подтверждается справкой МСЭ, ветераном труда в период Великой Отечественной Войны, награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 г.г.» на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 06.06.1945 года. Также в суде установлено, из объяснений представителей сторон, показаний свидетеля, фотографий, представленными стороной истца, что Трифонова В.И. передвигается с помощью костылей, при этом в доме, где она проживает при входе имеются ступеньки, из-за чего Трифонова В.И. без посторонней помощи не может выйти из дома, испытывая каждый раз трудности. Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности. Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Трифонова В.И. является нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается приведенными выше выводами. В соответствии со ст. ст. 14, 52 ЖК РФ, Законом Республики Бурятия «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», орган местного самоуправления - Муниципальное образование Сельское поселение «Саянтуйское» обязано поставить вдову участника ВОВ Трифонову В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истцы – ОБЕЗЛИЧЕНО освобождаются от уплаты государственной пошлины, на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты госпошлины освобождаются. РЕШИЛ: Исковые требования Трифоновой В.И. к МО СП «Саянтуйское» удовлетворить. Признать жилой дом, находящийся по адресу: адрес 1, непригодным для дальнейшего проживания. Признать Трифонову В.И., ОБЕЗЛИЧЕНО года рождения, вдову участника Великой Отечественной Войны, нуждающейся в жилом помещении. Обязать МО СП «Саянтуйское» поставить Трифонову В.И., ОБЕЗЛИЧЕНО года рождения, вдову участника Великой Отечественной Войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 01.08.2011 года. Председательствующий судья: Ходоева О.А.