именем Российской Федерации 08 апреля 2011 г. с.Тарбагатай Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяевой О.С., представителей заинтересованных лиц Петровой Н.Н., Гуршумовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и персонала лечебных учреждений о признании незаконными бездействия МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница», Администрации МО «Тарбагатайский район» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязании МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница», Администрации МО «Тарбагатайский район» обеспечения безопасности граждан в соответствии с требованиями пожарной безопасности в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях Тарбагатайского района Республики Бурятия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и персонала лечебных учреждений, просит обязать МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница», Администрацию МО «Тарбагатайский район» обеспечить безопасность граждан в соответствии с требованиями пожарной безопасности в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях Тарбагатайского района Республики Бурятия: установить систему автоматической пожарной сигнализации; вывести сигнал срабатывания автоматической пожарной сигнализации по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы, осуществить ремонт электрической проводки, заменить старую электросеть на медные трепроводные в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях Тарбагатайского района Республики Бурятия в разумные сроки. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в лечебных учреждениях Тарбагатайского района РБ. Проверкой установлено, что на территории района расположены объекты здравоохранения, не отвечающие требованиям пожарной безопасности, а также безопасности жизни и здоровья граждан. В В. фельдшерском здравпункте в нарушение п.3, п.34 ППБ 01-03, п.3, п.4 НПБ статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, сигнал срабатывания автоматической пожарной сигнализации не выведен по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы. В пункте 57 ППБ 01-03 указано, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В нарушение указанного пункта 57 ППБ 01-03, электропроводка в В. фельдшерском здравпункте выполнена с нарушениями Правил устройства электроустановок, электропровода соединены методом скрутки в местах их разветвления без опрессовки, опайки, болтового соединения. Не произведена замена старой электросети на медные трепроводные. Аналогичные нарушении Правил пожарной безопасности и Норм пожарной безопасности выявлены в Н. фельдшерско-акушерском пункте (далее – ФАП) адрес 1, В. ФАП адрес 2, Д. ФАП адрес 3, Б. ФАП адрес 4, П. ФАП адрес 5, Н. ФАП адрес 6, Н. ФАП адрес 7, С. ФАП адрес 8, Н. ФАП адрес 9, Б. ФАП адрес 10, С. ФАП адрес 11, Б. ФАП адрес 12, К. врачебной амбулатории, адрес 13, Х. ФАП адрес 14, Х. ФАП адрес 15, В. врачебной амбулатории адрес 16, Б. врачебной амбулатории адрес 17. Согласно Уставу МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ», указанные фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории входят в состав районной больницы, которая несет бремя содержания принадлежащего ей имущества. Пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Обязанность по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном учреждении здравоохранения МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» и Администрацией МО «Тарбагатайский район» не исполняется. Данная обязанность должна быть реализована : путем установки системы автоматической пожарной сигнализации, выведения сигнала срабатывания автоматической пожарной сигнализации по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы, путем ремонта электрической проводки, путем замены старой электросети на медные трепроводные. Непринятие мер, необходимых для устранения негативной ситуации в указанной сфере противоречит требованиям безопасности и представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни персонала больницы, а также лиц, обратившихся за медицинской помощью, имеется прямая угроза жизни и здоровья граждан. В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяева О.С. заявление поддержала в полном объеме. Просит обязать МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница», Администрацию МО «Тарбагатайский район» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2011 г. Представитель заинтересованного лица МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» Петрова Н.Н., действующая на основании доверенности, пояснила, что был выдан акт о выявленных нарушениях Согласно ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г., финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Администрацией больницы составлялись локальные сметные расчеты, которые не финансировались ввиду отсутствия денежных средств, неоднократно направлялись письма о необходимости финансирования указанных мероприятий. Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Тарбагатайский район» Гуршумова А.А., действующая по доверенности, не оспаривает выявленные нарушения требований пожарной безопасности, возражает в части признания бездействия незаконным, поддержала отзыв на заявление прокурора, просит отсрочить срок исполнения предписаний об обеспечении пожарной безопасности лечебных учреждений района на 2012 г., так как исполнение мероприятий по обеспечению пожарной сигнализацией объектов здравоохранения обойдется примерно в 2,5 млн. руб., муниципальное образование при дефиците бюджета не в состоянии изыскать денежные средства, решением о бюджете на 2011 г. данные расходы не предусмотрены. Администрация района устно обращалась к Президенту РБ с указанным вопросом. МО «Тарбагатайский район» не в состоянии профинансировать мероприятия по пожарной безопасности объектов здравоохранения, так как статья 136 Бюджетного кодекса определяет: «В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, осуществляются следующие дополнительные меры: 1) подписание соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета». МО «Тарбагатайский район» вынуждено подписывать соглашения с Министерством финансов РБ по осуществлению мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов на 2011 г., в котором предусмотрено о недопустимости образования просроченной кредиторской задолженности МО «Тарбагатайский район» Выслушав доводы участников процесса, допрошенного в качестве специалиста К., исследовав собранные по делу доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно материалам дела, прокуратурой Тарбагатайского района РБ в лице помощника прокурора Арьяевой О.С. совместно со старшим дознавателем отделения надзорной деятельности отделения надзорной деятельности Тарбагатайского района ГУ МЧС России по РБ К. совместно с главным врачом МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» Л. проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в лечебных учреждениях Тарбагатайского района РБ, по результатам которой составлен акт от 21.03.2011 г. список нарушений ППБ. Проверкой установлено, что на территории района расположены объекты здравоохранения, не отвечающие требованиям пожарной безопасности, а также безопасности жизни и здоровья граждан. В В. ФАП в нарушение п.3, п.34 ППБ 01-03, п.3, п.4 НПБ статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, сигнал срабатывания автоматической пожарной сигнализации не выведен по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы. В пункте 57 ППБ 01-03 указано, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В нарушение указанного пункта 57 ППБ 01-03, электропроводка в В. ФАП выполнена с нарушениями Правил устройства электроустановок, электропровода соединены методом скрутки в местах их разветвления без опрессовки, опайки, болтового соединения. Не произведена замена старой электросети на медные трепроводные. Аналогичные нарушении Правил пожарной безопасности и Норм пожарной безопасности выявлены в Н. фельдшерско-акушерском пункте (далее – ФАП) адрес 1, В. ФАП адрес 2, Д. ФАП адрес 3, Б. ФАП адрес 4, П. ФАП адрес 5, Н. ФАП адрес 6, Н. ФАП адрес 7, С. ФАП адрес 8, Н. ФАП адрес 9, Б. ФАП адрес 10, С. ФАП адрес 11, Б. ФАП адрес 12, К. врачебной амбулатории, адрес 13, Х. ФАП адрес 14, Х. ФАП адрес 15, В. врачебной амбулатории адрес 16, Б. врачебной амбулатории адрес 17. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста главный государственный инспектор начальник отделения Тарбагатайского района РБ по пожарному надзору Кузнецов Е.Н. показал, что в период с 25.03.2010 г. по 31.03.2010 г. им проводились мероприятия соблюдения требований и норм пожарной безопасности на территории, зданиях и сооружениях МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ», составлено распоряжение о проведении мероприятия по надзору от 25.02.2010 г. №(обезличено), акт №(обезличено) проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 31.03.2010 г., вынесено предписание №(обезличено) главному врачу МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, аналогичных вышеизложенным, в срок до 01.04.2011 г., составлен протокол и постановление от 31.03.2010 г. о назначении административного наказания. Система автоматической пожарной сигнализации это комплекс оборудования, состоящий из технических устройств, систем, базовыми элементами которых являются контрольно-приемные устройства приема сигналов о пожаре, токопроводящие элементы. Извещатели пожарные (тепловые датчики) определяют возгорание. АПС должна устанавливаться во всех помещениях, независимо от площади. ФАПы и врачебные амбулатории – общественные помещения, в которых необходимо создать надлежащий уровень обеспечения, предотвращающий опасные факторы пожара, задымления. Данные системы необходимо выводить на контрольно-приемные устройства, но ни один не имеет сторожевую охрану сигнал необходимо вывести на центральный пульт. Есть условия о выводе на центральный пульт сил пожаротушения г.Улан-Удэ. По Республике Бурятия имеется план привлечения сил и средств, Центр управления един, руководит подразделениями и дает распоряжения территориальный орган, в районе промежуточной базы нет. При выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений первоочередная задача стоит в замене внутренней электропроводки, так как возникает угроза возникновения короткого замыкания, также следует установить системы автоматической пожарной сигнализации, вторая задача – вывод сигнала срабатывания автоматической пожарной сигнализации в помещениях с круглосуточным пребыванием людей по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы. Судом исследованы приобщенные к материалам дела копии указанных документов о выявленных нарушений требований и норм пожарной безопасности. Согласно Уставу МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ», указанные фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории входят в состав районной больницы, которая несет бремя содержания принадлежащего ей имущества. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности Тарбагатайского района, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления, в том числе фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории района, что подтверждается соответствующими свидетельствами. Пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Как установлено при рассмотрении дела, обязанность по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном учреждении здравоохранения МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» и Администрацией МО «Тарбагатайский район» не исполняется. Данная обязанность должна быть реализована путем установки системы автоматической пожарной сигнализации, выведения сигнала срабатывания автоматической пожарной сигнализации по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы, путем ремонта электрической проводки, путем замены старой электросети на медные трепроводные. Непринятие мер, необходимых для устранения негативной ситуации в указанной сфере противоречит требованиям безопасности и представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни персонала больницы, а также лиц, обратившихся за медицинской помощью, имеется прямая угроза жизни и здоровья граждан. В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Таким образом, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению, доводы представителей МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» и Администрацией МО «Тарбагатайский район» не являются основанием для отказа в удовлетворении требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Судом исследованы имеющиеся в материалах дела документы: решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 17.12.2010 г. №118 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2011 г., согласно которому дефицит бюджета составляет 1300 тыс. руб.; ведомственная структура расходов бюджета МО «Тарбагатайский район», на расходы в области здравоохранения выделено 20 млн. 118 тыс. 300 руб.; соглашение между Министерством финансов Республики Бурятия и МО «Тарбагатайский район» №18 от 24.11.2010 г. о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Тарбагатайский район»; решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Тарбагатайский район» от 20.09.2010 г., п.6 которого определено главному врачу районной больницы совместно с отделом ГО, ЧС и моб.работы МО «Тарбагатайский район» обратиться к Президенту РБ по вопросу оказания финансовой помощи району на приведение пожаробезопасное состояние зданий ФАП в срок до 10.10.10 г.; письменные обращения главного врача МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» Л. от 14.12.2009 г., 11.08.2010 г., 04.10.2010 г., на имя районной администрации о выделении денежных средств по обеспечению противопожарного состояния фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий района; а также проекты локальных сметных расчетов МУЗ «Тарбагатайская ЦРБ» от 2009, 2010 г. по замене электропроводки, монтажу пожарной сигнализации, финансирование по которым не проводилось ввиду дефицита бюджета районной больницы. Поскольку указанные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не проводятся, их отсутствие нельзя признать действиями по устранению выявленных недостатков по выполнению законодательства о пожарной безопасности и следует расценивать как бездействия. Суд, учитывая обстоятельства дела, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обращается прокурор, потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для устранения допущенных нарушений следует установить до 01 сентября 2011 г. Отсутствие финансовых средств у заинтересованных лиц не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований прокурора, требования ст.37 ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. возлагают на них обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности. В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, являющимися истцами или ответчиками. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить. Признать незаконными бездействия МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница», Администрации МО «Тарбагатайский район» по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Обязать МУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница», Администрацию МО «Тарбагатайский район» обеспечить безопасность граждан в соответствии с требованиями пожарной безопасности в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) и врачебных амбулаториях Тарбагатайского района Республики Бурятия: в Н. фельдшерско-акушерском пункте (далее – ФАП) адрес 1, В. ФАП адрес 2, Д. ФАП адрес 3, Б. ФАП адрес 4, П. ФАП адрес 5, Н. ФАП адрес 6, Н. ФАП адрес 7, С. ФАП адрес 8, Н. ФАП адрес 9, Б. ФАП адрес 10, С. ФАП адрес 11, Б. ФАП адрес 12, К. врачебной амбулатории, адрес 13, Х. ФАП адрес 14, Х. ФАП адрес 15, В. врачебной амбулатории адрес 16, Б. врачебной амбулатории адрес 17, путем установки системы автоматической пожарной сигнализации; выведения сигнала срабатывания автоматической пожарной сигнализации по телерадиокоммуникационной сети на централизованный пульт Государственной противопожарной службы, осуществления ремонта электрической проводки, замены старой электросети на медные трепроводные в срок до 01 сентября 2011 г. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 13.04.2011 г. Федеральный судья: Чупошев Е.Н.