Решение от 1.09.2011 о признании незаконными решений и действий межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания



Дело № 2-196/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 сентября 2011 г. с.Тарбагатай

Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием заявителя Соколовой Е.И., представителя заинтересованного лица глава МО СП «Десятниковское» Родионова П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соколовой Е.И. о признании незаконными действий, акта обследования помещения от 23.03.2010 г. и заключения межведомственной комиссии №1 от 23.03.2010 г., назначенной распоряжением главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А. №12 от 03.03.2010 г. о признании жилого помещения пригодным для проживания, применении правовых последствий признания акта и заключения межведомственной комиссии незаконными, обязании межведомственной комиссии устранения допущенных нарушений прав и свобод,

УСТАНОВИЛ:

Соколова Е.И., обращаясь в суд с заявлением, просит признать незаконными действия, акт обследования помещения от 23.03.2010 г. и заключения межведомственной комиссии №1 от 23.03.2010 г., назначенной распоряжением главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А. №12 от 03.03.2010 г. о признании жилого помещения пригодным для проживания, применить правовые последствия признания акта и заключения межведомственной комиссии незаконными, обязать межведомственную комиссию устранить допущенные нарушений прав и свобод. Заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Соколова Н.Т., умершего в 2005 г. На основании ее заявления от 07.11.2009 г. проведена проверка жилищных условий ее дома по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), и составлен акт от 08.11.2009 г. в составе главы поселения Родионова П.А., специалиста П., фельдшера Г. в ее участием, подтвердивший, что она нуждается в улучшении жилищных условий, после чего ей сообщили, что она поставлена на учет. 23.03.2010 г. межведомственная комиссия обследовала ее дом и составила акт о том, что требуется ремонт русской печи, замена электропроводки, после чего вынесла заключение о том, что дом «в нормальном состоянии и пригоден для дальнейшего проживания. Она не была привлечена к работе комиссии с правом совещательного голоса, в указанных документах нет ее подписи. При проведении обследования жилого дома комиссия участвовала не в полном составе, присутствовали только председатель комиссии, глава Администрации МО СП «Десятниковское» Родионов П.А., председатель Тарбагатайского районного совета ветеранов Х. Ее подписей в акте и заключении нет. Кроме того, инструментальный контроль не проводился, независимые эксперты не привлекались. Таким образом, непонятно, на каком основании дом признали пригодным для проживания. Копии акта и заключения межведомственной комиссии ей не вручили, поэтому о заключении комиссии она не знала. Считает, что решения и действия межведомственной комиссии, созданной администрацией МО СП «Десятниковское», о признании жилого дома пригодным для проживания, нарушают ее права и законные интересы.

В судебном заседании Соколова Е.И. заявление поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица глава МО СП «Десятниковское» Родионов П.А. возражений по заявленным требованиям не имеет.

Выслушав участников процесса, свидетеля Д., исследовав собранные по делу доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на органы местного самоуправления, должностных лиц, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.11.2009 г., Соколова Е.И. является собственником жилого одноэтажного дома по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), общая площадь 38 кв.м.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Закона от 06.05.2010 года № 79-ФЗ), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.3 ч. 2 ст. 21.2 ФЗ «О ветеранах» независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно свидетельству о заключении брака от 26.05.11 г., Соколова Е.И. и Соколов Н.Т. заключили брак 15.08.1951 г. Соколов Н.Т., 1924 г.р., умер 2005 г.

Из справки Военного Комиссариата РБ по Тарбагатайскому району от 06.05.11 г. следует, что Соколов Н.Т., 1924 г.р., являлся участником Великой Отечественной Войны, имел удостоверение участника ВОВ от 11.01.1981 г., принимал участие в боевых действиях в составе 563 отдельного саперного батальона Забайкальского фронта, в период с 09.08.1945 г. по 03.09.1945 г.

Соколова Е.И., состоявшая с в браке с 1951 г., является вдовой участника-ветерана Великой Отечественной войны, следовательно, в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями, что также подтверждается справкой филиала по Тарбагатайскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» от 27.05.11 г.

В соответствии с ч.1 ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В силу п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно материалам дела, на основании заявления Соколовой Е.И. от 07.11.2009 г. проведена проверка ее жилищных условий и составлен акт от 08.11.2009 г. о том, что она нуждается в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии от 23.03.2010 г. №1 жилое помещение Соколовой Е.И. признано пригодным для постоянного проживания, составлен акт обследования помещения от 23.03.2010 г., в котором указано, что требуется ремонт русской печи, замена электропроводки. В указанном заключении не указаны основания снятия с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ, отсутствуют подписи членов комиссии и Соколовой Е.И., которая с актом и заключением в нарушение ч.2 ст.56 ЖК РФ ознакомлена не была. В данном заключении не содержится описания инженерных систем дома, фундамента, наружных и внутренних капитальных стен, чердачного перекрытия, крыши, дверных и оконных проемов, кухонных очагов, не дана оценка тому обстоятельству, что дом построен в 1900 г., что подтверждается справкой МО СП «Десятниковское».

Свидетель Д. в судебном заседании показала, что является внучкой Соколовой Е.И., которая проживает одна в данном неблагоустроенном доме, бабушке тяжело носить воду и дрова. Дом холодный, 1900 г. постройки, в ветхом состоянии, не пригодный для проживания, приходится отапливать, углы прогнили, делали ремонт.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее- Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 43 указанного Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

При рассмотрении дела установлено, что межведомственной комиссией, назначенной распоряжением №12 от 03.03.2010 г. главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А. о признании жилого помещения пригодным для проживания, 27.12.2010 г. проведено обследование жилого помещения Соколовой Е.И. по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ).

По результатам обследования составлен акт и заключение от 23.03.2010 г., согласно которым жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания.

Указанные акт и заключение не соответствуют п.7 и 43 Положения, поскольку собственник жилого помещения Соколова Е.И. не была привлечена к работе комиссии с правом совещательного голоса, в указанных документах отсутствуют ее подписи. При проведении обследования жилого помещения инструментальный контроль не проводился, заключение и акт не мотивированы, выполнены по шаблонному образцу.

Таким образом, в нарушение п.43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, подробное обследование жилого помещения Соколовой Е.И., в том числе оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, не проводились.

Акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого дома Соколовой Е.И. пригодным для проживания от 23.03.2010 г. составлены без учета Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в связи с чем вынесены незаконно, необоснованно.

В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.

Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Таким образом, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме и в силу требований ч.3 ст.11 ЖК РФ в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права Соколовой Е.И., и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, подлежат применению правовые последствия о признания акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от 23.03.2010 г. незаконными в отношении последующих вынесенных решений органа местного самоуправления Администрации МО СП «Десятниковское» и жилищной комиссии о снятии Соколовой Е.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вынесенных на основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от 23.03.2010 г.

С учетом изложенных оснований Соколова Е.И. подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ее заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Соколовой Е.И. удовлетворить.

Признать незаконными действия межведомственной комиссии, назначенной распоряжением №12 от 03.03.2010 г. главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А. о признании жилого помещения по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), пригодным для проживания.

Признать незаконными акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии от 23.03.2010 г., назначенной распоряжением №12 от 03.03.2010 г. главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А. о признании жилого помещения по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), пригодным для проживания.

Применить правовые последствия признания акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от 23.03.2010 г. незаконными в отношении последующих вынесенных решений органа местного самоуправления Администрации МО СП «Десятниковское» и жилищной комиссии о снятии Соколовой Е.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вынесенных на основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от 23.03.2010 г.

Обязать межведомственную комиссию, назначенную распоряжением №12 от 03.03.2010 г. главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, Администрацию МО СП «Десятниковское» устранить допущенные нарушения прав и свобод Соколовой Е.И., восстановить положение, существовавшее до нарушения ее жилищных прав, поставить Соколову Е.И. как вдову участника Великой Отечественной войны, проживающей по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Копия настоящего решения подлежит направлению в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения в Администрацию МО СП «Десятниковское», межведомственную комиссию о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, назначенную распоряжением №12 от 03.03.2010 г. главы МО СП «Десятниковское» Родионова П.А.

В силу ч.3 ст.258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.09.2011 г.

Федеральный судья Чупошев Е.Н.