Дело № 2-220/11 именем Российской Федерации 26 октября 2011 г. с.Тарбагатай Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием представителя истца Матвеевой А.Г., представителя ответчика главы Администрации МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова И.Ф. к Администрации МО СП «Саянтуйское» о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании исполнения Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Максимов И.Ф., обращаясь в суд с иском к Администрации МО СП «Саянтуйское», просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и впоследствии надлежащим образом исполнить Указ Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714, взыскать с ответчика в свою пользу компенсации морального вреда в размере 5000 руб. Исковые требования мотивированы тем, что истец является ветераном ВОВ. В марте 2010 г. специалист МО СП «Саянтуйское» Ф. попросила собрать пакет документов, так как в связи 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов, всем нуждающимся ветеранам предоставлялось благоустроенное жилье на основании Указа Президента РФ. Он собрал необходимые документы и подал их в администрацию для постановки на учет. В апреле 2010 г. специалист Ф. попросила у него копию сберегательной книжки и сообщила о том, что сертификат для покупки благоустроенного жилья ему предоставлен не будет, только будет выделена денежная компенсация на ремонт дома. Никаких причин отказа выделения ему сертификата ВОВ специалист Ф. не пояснила. В апреле и июле 2010 г. на его сберегательную книжку были перечислены денежные средства для ремонта дома: 23.04.2010 г. – (обезличено) руб. и 16.07.2010 г. – (обезличено) руб. Летом 2010 г. он приобрел строительный материал, перекрыл крышу, укрепил забор ограды, заказал и вставил новые деревянные рамы. В общей сумме на произведенный ремонт им затрачено около (обезличено) руб. В марте 2011 г., по ему письменному обращению из МО СП «Саянтуйское» был получен ответ, из которого он узнал, что не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст.53 ЖК РФ, имел намерения в улучшении жилищных условий. Прим этом идет ссылка не на его официальный запрос от 16.03.2011 г., а на его заявление от 04.02.2010 г. На учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий поставлен не был, о чем ему никто не сообщил. В 2008 г. он по состоянию здоровья и преклонного возраста подарил принадлежащий ему дом по адресу: адрес 1, своей внучке М. Никакого умысла на преднамеренное ухудшение жилищных условий он не имел. Договор дарения составлен нотариусом 17.04.2008 г., сдан на государственную регистрацию 18.04.2008 г., до издания Указа №714, подписанного Президентом РФ 07.05.2008 г. По своей собственной инициативе в МО СП «Саянтуйское» для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не обращался, только начал собирать документы после обращения к нему со стороны работников МО СП «Саянтуйское», то есть в марте 2010 г. В указанном доме с печным отоплением он проживает с февраля 1972 г. до настоящего времени, построен он был еще раньше указанного времени. Считает, что в отношении него были совершены неправомерные действия, нарушены его права как гражданина, ветерана ВОВ. Указанная ситуация очень негативно отразилась на его здоровье. Он постоянно нервничал, поднималось артериальное давление. В результате всех действий со стороны работников Администрации МО СП «Саянтуйское» ему были причинены нравственные страдания, ему 88 лет, с каждым годом ухудшается состояние здоровья, он стал очень впечатлителен, каждое слово либо действие воспринимает в буквальном смысле слова, принимает таблетки утром и вечером, каждодневно лечится народной медициной: принимает отвары домашних трав, медовые и ягодные морсы, в домашних условиях пользуется специализированными медицинскими аппаратами. В связи с ухудшением здоровья возникла невозможность вести, как раньше, активный образ жизни. Считает, что работники Администрации МО СП «Саянтуйское» своими действиями, а также бездействием причинили ему моральный вред, который он оценивает в 5000 руб. В адресованном суду заявлении истец Максимов И.Ф. просит рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца. В судебном заседании представитель истца по доверенности Матвеева А.Г. исковые требования поддержала, пояснила, что по своей инициативе на учет истец не вставал, намеренного ухудшения жилищных условий не было. Представитель ответчика глава Администрации МО СП «Саянтуйское» Р. исковые требования в части постановки истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий признала, требования о взыскании компенсации морального вреда не признала. Администрация сельского поселения Максимову И.Ф. моральный вред не наносила. Выслушав представителей сторон, исследовав собранные по делу доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно договору дарения от 17.04.2008 г., Максимов И.Ф. подарил Матвеевой А.Г. жилой дом по адресу: адрес 1. Матвеева А.Г. зарегистрировала право собственности на дом 19.05.2008 г., что подтверждается соответствующим свидетельством. Максимов И.Ф. обратился с заявлением от 16.03.2011 г. в адрес начальника филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения по Тарбагатайскому району РБ» О., главы МО СП «Саянтуйское» Р., в котором просит разъяснить причину отказа в предоставлении сертификата ВОВ. На указанное обращение поступил ответ от 24.03.11 г. №55 главы МО СП «Саянтуйское» Рандиной В.В. о том, что на его заявление от 04.02.10 г. он не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст.53 ЖК РФ, в связи с дарением жилого дома на Матвееву А.Г. Начальник филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения по Тарбагатайскому району РБ» О. в ответе на обращение указала, что заявитель не признан в органах местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий, сведения из Администрации МО «Тарбагатайский район» в адрес Министерства социальной защиты населения РБ для включения в Единый сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, не поступали. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В силу п.3 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.2 ст.2 Закона Республики Бурятия от 7 июля 2006 г. N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 27 июня 2006 года), на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия принимаются следующие категории граждан, постоянно проживающих на территории Республики Бурятия, признанных нуждающимися в жилом помещении: 1) граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе: а) инвалиды Великой Отечественной войны; б) участники Великой Отечественной войны; в) ветераны боевых действий; г) инвалиды боевых действий. Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства на основании заявлений граждан. В ходе рассмотрения дела установлено, что Максимов И.Ф. является участником Великой Отечественной войны, (обезличено), имел удостоверение участника ВОВ от 09.11.1981 г., принимал участие в боевых действиях в период с 09.08.1945 г. по 03.09.1945 г. в составе 855 стрелкового полка, награжден медалями «За отвагу» 1945 г., «За победой над Японией» 1945 г., «20 лет победы в ВОВ», «30 лет победы в ВОВ», знаками «25 лет победы в ВОВ»,»60 лет Вооруженных Сил СССР». Согласно ч.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует. Таким образом, истец подпадает под действия ст.15 ФЗ «О ветеранах», имеющих право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что факт дарения жилой площади ветераном ВОВ Максимовым И.Ф. имел вынужденный характер, связанный с преклонным возрастом, ухудшающимся физическим состоянием, наличием инвалидности 2 группы с 1995 г. бессрочно, данный вывод суда подтверждается справкой об инвалидности серии ВТЭ-125 №074399 от 24.02.1995 г., договор дарения жилого дома был заключен до издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714, в связи с чем указанные действия не могли носить умышленный характер. Действия истца по заключению договора дарения в 2008 году принадлежавшего ему на праве собственности вышеуказанного жилого дома внучке не повлекли намеренного ухудшения жилищных условий. Фактически жилищные условия истца и после заключения договора дарения не изменились, он остался проживать в указанном доме, что подтверждается в том числе и справкой о составе семьи. По сообщению Тарбагатайского сектора УФРС по РБ от 08.02.2010 г., Максимов И.Ф. не является собственником недвижимого имущества. Так, согласно техническому паспорту жилого дома по адресу: адрес 1, по состоянию на 17.08.2004 г. степень износа здания составила 52%. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее- Положение). Пункт 7 Положения предусматривает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Пунктом 43 указанного Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В заявлении от 04.02.2010 г. на имя главы МО СП «Саянтуйское» Р., Максимов И.Ф. просит поставить на очередь на улучшение жилищных условий, так как он не имеет собственного жилья, проживает у внучки. Решением жилищной комиссией по улучшению жилищных условий при МО СП «Саянтуйское» от 04.02.2010 г. Максимов И.Ф. был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий как участник ВОВ, (обезличено). При рассмотрении дела установлено, что решением №61 от 18.03.2010 г. Администрации МО СП «Саянтуйское», Максимов И.Ф. снят с учета на улучшение жилищных условий. Основанием для указанного решения явилось заключение межведомственной комиссии №4 от 18.03.2010 г., составившей акт обследования помещения № (обезличено) от 18.03.2010 г., согласно которым жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания. Указанные акт и заключение не соответствуют п.7 и 43 Положения, поскольку собственник жилого помещения Максимов И.Ф. не был привлечен к работе комиссии с правом совещательного голоса, в указанных документах отсутствуют его подписи. Акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого дома Максимова И.Ф. пригодным для проживания от 18.03.2010 г. не мотивированны, носят шаблонный характер, составлены без учета технического состояния жилого дома, указанного в техническом паспорте. Оценка соответствия указанного помещения установленным в указанном Положении требованиям (оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения) в указанных документах не отражена. В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании изложенного, с учетом признания представителем ответчика исковых требований в части, исковые требования о поставке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению. При этом предполагается обеспечение жильем Максимова И.Ф., являющегося ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Вместе с тем, исковые требования в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, по мнению суда, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно статье 16 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" N59-ФЗ от 02.05.2006года, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Порядок возмещения вреда установлен в статье 1069 ГК РФ. От имени казны, как определено статьей 1071 ГК РФ, выступают финансовые органы. В соответствии с действующим законодательством, обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются факт противоправных действий, наличие причиненного вреда, вина причинителя и причинно-следственная связь между ними. Доказательств того, что по вине ответчика истцу были причинены нравственные или физические страдания, а также наличия причинно-следственной связи суду не было представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Максимова И.Ф. к Администрации МО СП «Саянтуйское» удовлетворить частично. Обязать Администрацию МО СП «Саянтуйское» поставить Максимова И.Ф. как ветерана Великой Отечественной войны, проживающего по адресу: адрес 1, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, исполнить Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В удовлетворении исковых требований Максимова Ивана Филимоновича к Администрации МО СП «Саянтуйское» о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011 г. Федеральный судья: Чупошев Е.Н.