Дело № 2-245/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарбагатай28 декабря 2010 года
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А.,
при секретаре Солодухиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия Шарафутдинова М.В.,
представителя ответчика МО «Т. район» - В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца, МУ культуры «Т.» - Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Т. район» об обязании приобретения печатных изданий для инвалидов, издаваемых на магнитных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Т. район» об обязании приобретения печатных изданий для инвалидов, издаваемых на магнитных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. В обоснование иска указано, что прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в части соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к информации. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО «Т. район» проживает 70 инвалидов по зрению. В настоящее время как установлено в ходе проведенной проверки специальная литература в Т. центральной межпоселенческой библиотеке отсутствует.
В судебном заседании помощник прокурора Шарафутдинов М.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил обязать администрацию МО «Т. район» обеспечить Т. центральную межпоселенческую библиотеку необходимым количеством специальной литературы для инвалидов по зрению. Пояснив, что круг лиц, в интересах которого прокурор обращается с заявлением, не определен, поскольку в силу естественной убыли и прироста населения, миграции и т.д. могут быть нарушены права инвалидов не только, проживающих в настоящее время на территории МО «Т. район», но и тех, которые будут проживать в будущем. Согласно методике определения нормативной потребности объема библиотечного фонда и его пополнения утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1767-р от 23.11.2009 г. объем приобретения печатных изданий, изданий на электронных носителях информации, а также аудиовизуальных документов для создаваемой или существующей библиотеки рассчитывается в соответствии со следующими показателями, установленными Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки, принятым Российской библиотечной ассоциацией: в городах от 5 до 7 экземпляров на одного жителя; в сельских поселениях от 7 до 9 экземпляров на одного жителя. При этом центральная библиотека города (района), обслуживающая население всей территории города (района), должна располагать увеличенным объемом фонда из расчета дополнительно от 0,5 до 2 экземпляров на 1 жителя. Согласно вышеуказанной методике в случае, если поселенческая библиотека обслуживает жителей, говорящих на 2-х и более языках либо проживающих в населенных пунктах, которые расположены в удалении от библиотеки на 5 км и более или в местностях со сложным рельефом (горы, водные преграды и др.), для определения необходимого объема библиотечного фонда рекомендуется включать в расчет поправочный: коэффициент 1,2. Объем библиотечного фонда в указанном случае будет рассчитываться по следующей формуле: Фб = К х Н х Пк,
Где Фб - фонд библиотеки, К - книгообеспеченность на душу населения, Н - численность населения, Пк - поправочный коэффициент. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО «Тарбагатайский район» проживает 70 инвалидов по зрению, из них 50 человек проживает на удалении от библиотеки на 5 км и более (вне с. Тарбагатай). Исходя из указанной методики расчет фонда библиотеки составит: 20 х 7,5 = 150 (из расчета 7 экземпляров на 1 жителя, проживающих в с. Тарбагатай). 50 х 7,5 х 1,2 = 450 (из расчета 7 экземпляров на 1 жителя с учетом поправочного коэффициента). 150 + 450 = 600 экземпляров. Считает, что разумным сроком следует установить срок до 31 декабря 2011 года.
Представитель третьего лица – «Т. центральная М. библиотека» Ч., суду пояснила, что с исковым заявлением прокурора района она согласна. Для инвалидов по зрению Т. центральная межпоселенческая библиотека не комплектовалась. За время существования библиотеки не поступало ни одного запроса на литературу с шрифтом Брайля. В случае запроса они в 3-х дневный срок могут доставить из Республиканской библиотеки для слепых по заочному абонементу, которая обслуживает районы республики. В настоящее время мало кто владеет этой методикой. Более востребован формат МП-3, говорящая книга и флэш карты. В фонде библиотеки должна быть литература и для слабовидящих с укрупненным шрифтом. Для обслуживания инвалидов по зрению используется специальная литература: с рельефно-точечным шрифтом Брайля (РШТ) средняя стоимость одной книги 270 рублей. Из-за своего объёма одно произведение занимает 5-6 книг; 6 х 270 = 1620 рублей-ориентировочная стоимость одного произведения. Шрифтом Брайля почти никто не владеет, особенно люди получившие инвалидность по зрению в преклонном возрасте.
Магнитные кассеты, средняя стоимость 500-600 рублей. С Нового 2011 года книги на магнитных кассетах издаваться не будут. Книги на компакт-дисках, «говорящие книги», средняя стоимость 700 рублей. Книги на флэш-картах, средняя стоимость 700 рублей. Из всей специальной литературы более востребованными будут книги на компакт-дисках и флэш-картах. В соответствии с Модельным стандартом РБ показатели для фонда специальных форматов для слепых и слабовидящих должна быть 5-7 единиц книг на 1000 жителей. Ежегодное пополнение не менее 2 изданий специальных форматов из расчёта на 1000 жителей. Соответственно 7 экз. х 4319 чел. = 33 экз. должно быть в фонде библиотеки. Ежегодное пополнение 2 экз. х 4319 чел. = 9 экз. Считает, что пополнение библиотечного фонда специальной литературой для инвалидов по зрению должно проводиться поэтапно, из-за отсутствия денежных средств. Со сроком до 31.12.2011 года, она согласна.
Представитель ответчика Администрации МО «Т. район» В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал частично. Пояснив, что он не оспаривает, того, что согласно действующего законодательства и Устава, к вопросам местного значения района отнесена организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов. Но он не согласен с методикой подсчёта, приведенной в исковом заявлении. Существует Модельный стандарт деятельности муниципальной библиотеки Республики Бурятия 2006 г., согласно которого показатели для фонда специальных форматов для слепых и слабовидящих должны быть 5-7 единиц книг рельефно-точечного шрифта на 1000 жителей. Ежегодное пополнение не менее 2 изданий специальных форматов из расчета на 1000 жителей. Полагает, что нужно исходить из методики подсчета, изложенной в модельном стандарте для РБ. Со сроком до 31.12.2011 года, он согласен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитныхкассетахирельефно-точечнымшрифтомБрайлядля муниципальных библиотек является расходным обязательством органа
местного самоуправления.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» установлено, что каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.
Статьей 7 вышеуказанного Закона предусмотрено право доступа иправо свободного выбора библиотек пользователями в соответствии сосвоими потребностями и интересами.
Статьей 8 Федерального закона № 78-ФЗ и ст. 5 Закона Республики Бурятия № 336-1 «О библиотечном деле» закреплено право слепых и слабо видящих на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
В нарушение вышеуказанных требований закона специальная литература для слепых и слабовидящих для МУК «Т. центральная межпоселенческая библиотека» не приобреталась, что нашло подтверждение в суде, в частности из объяснений Ч. и не оспаривалось сторонами в суде.
Статьей 15 3акона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района отнесена организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов.
Указанная обязанность также закреплена в п. 19 ст. 6 Устава МО «Т. район».
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина; основные права человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечивает инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов» нарушает гарантированное государством право инвалидов на получение необходимой информации.
По количеству экземпляров необходимой специальной литературы, суд считает, что конкретное количество необходимой специальной литературы, которую обязаны приобрести Администрация МО «Т. район» для межпоселенческой библиотеки, учитывая то, что круг лиц, в интересах которого прокурор обращается с заявлением, не определен, поскольку в силу естественной убыли и прироста населения, миграции и т.д. могут быть нарушены права инвалидов не только, проживающих в настоящее время на территории МО «Т. район», но и тех, которые будут проживать в будущем, определять нецелесообразно. Кроме того, в методике определения нормативной потребности объема библиотечного фонда и его пополнения, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1767-р от 23.11.2009 г., указано: нормативы носят рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять порядок их применения с учетом имеющихся материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей. В Модельном стандарте деятельности муниципальной публичной библиотеки Республики Бурятия, который утвержден приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ 18.10.2006 года, указано, что стандарт рекомендован «***» администраций муниципальных образований, руководителям органов управления культуры и муниципальным библиотекам РБ.
При таких обстоятельствах суд считает правильным не указывать точное количество необходимой специальной литературы, указав, «в необходимом количестве».
При рассмотрении дела в суде установлено, в частности из информации представленной директором Т. центральной межпоселенческой библиотеки, что существуют различные виды (на различных носителях) специальной литературы для инвалидов по зрению, поэтому указывать конкретные виды или вид специальной литературы и её количество, суд также считает нецелесообразным, кроме того, статьей 8 Федерального закона № 78-ФЗ и ст. 5 Закона РБ № «***» «О библиотечном деле» закреплено право слепых и слабо видящих на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
Учитывая обстоятельства дела, а также мнения сторон о разумных сроках, суд считает возможным обязать Администрацию МО «Т. район» обеспечить МУК ТЦМБ необходимым количеством специальной литературы для инвалидов по зрению в срок до 31 декабря 2011 г.
На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Т. район» обеспечить Муниципальное учреждение культуры «Т. центральная межпоселенческая библиотека» необходимым количеством специальной литературы для инвалидов по зрению в срок до 31.12.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31.12.2010 года.
Председательствующий судья: Ходоева О.А.