Дело № 2-250/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарбагатай13 января 2011 года
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего федерального судьи Ходоевой О.А.,
при секретаре Солодухиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Шарафутдинова М.В.,
представителя администрации МО СП «К.» - «***» МО СП «К.» К.,
представителя заинтересованного лица - П., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 27.05.2010 г., назначенной постановлением «***» МО СП «К.» К. № «***» от 01.03.2010 г. о признании жилого помещения не пригодным для проживания, о признании незаконным решения органа местного самоуправления - Администрации МО СП «К.» от 01.06.2010 г. о постановке П. на очередь по улучшению жилищных условий, об обязании межведомственной комиссии провести повторное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с заявлением в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 27.05.2010 г., назначенной постановлением «***» МО СП «К.» К. № «***» от 01.03.2010 г., признать незаконным решение органа местного самоуправления - Администрации МО СП «К.» от 01.06.2010 г. о постановке П. на очередь по улучшению жилищных условий, обязать межведомственную комиссию провести повторное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1. В обоснование заявления прокурором указано, что прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка исполнения требований Указа Президента РФ от 07 мая 2008 т. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов». В результате проверки установлено, что П., 05.05.1918 года рождения, проживающая в адрес 1, зарегистрированная, в адрес 1, является вдовой участника Великой Отечественной Войны. Для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий П. обратилась с заявлением па имя «***» МО СП «К.» 29 октября 2009 г. Нa основании акта проверки жилищных условий заявителя от № «***» от 30.10.2009 г. комиссией в составе председателя комиссии К., секретаря комиссии К., членов комиссии Д., Т. принято решение о постановки па очередь улучшения жилищных условий согласно ст. 51 п. 3 ЖК РФ П. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии СП «К.» «О снятии с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий» № «***» от 25.03.2010 г. принято решение П. снять с очереди на улучшение жилищных условий, поставить на очередь нуждающейся в ремонте жилья. П. проживает в адрес 1, одна, и является единственным собственником жилого дома, расположенного по указанному адресу, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № «***» В апреле 2010 г. проведено экспертное инженерно-сейсмическое обследование жилого дома адрес 1 специалистами «***» под руководством доцента Ш. Согласно экспертному заключению о техническом состоянии указанного жилого дома, жилой дом не может быть признанным пригодным для проживания. 17 марта 2010 г. межведомственной комиссией, утвержденной постановлением «***» МО СП «К.» № «***» от 10.03.2010 г. дом, расположенный по адресу адрес 1 признан пригодным для проживания, о чем свидетельствует заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 17.03.2010 г. Для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий П. повторно обратилась с заявлением на имя «***» МО СП «К.» 01.06.2010 г. На основании акта проверки жилищных условий П. поставлена на очередь по улучшению жилищных условий согласно ст. 51 п. 3 ЖК РФ, о чем свидетельствует протокол обследования жилищных условий № «***» от 01.06.2010 г., а также распоряжение «***» МО СП «К.» № «***» от 01.06.2010 г. П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, о чем имеется справка из военного комиссариата Т. района от 08.06.2010 г. № «***», решение У. районного народного суда от 26.02.1982 г. об установлении юридического факта брачных отношений, а также извещение о смерти П. № «***» от 05.02.1944 г. В соответствии со ст.ст. 14, 15, 32 Жилищного кодекса РФ, Постановлением правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» постановлением «***» МО СП «К.» № «***» от 10.03.2010 г. создана межведомственная комиссия для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержден состав комиссии, куда вошли председатель К. - «***» МО СП «К.», заместитель председателя комиссии - М., заместитель руководителя администрации МО «Т.», члены комиссии Ч., К., Ч., Х., Ч 2., а также К. специалист администрации МО СП «К.». Согласно п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям включает составление акта исследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключении. 01 июня 2010 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением «***» МО СП «Т.» К. № «***» от 10 марта 2010 г. проведено обследование жилого помещения П., расположенного по адресу адрес 1. В проводимой межведомственной комиссии проверке, не участвовали члены комиссииК. специалистадминистрацииМОСП «К.», Ч. и М.. Данное обстоятельство подтверждается объяснением, данным 07.12.2010 г. К., который является председателем межведомственной комиссии. По результатам работы межведомственной комиссии было принято решение о не соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его не пригодности для проживания, о чем был составлено заключение от 06 июня 2010 г. № «***» о признании жилого помещения не пригодным для проживания. 01 июня 2010 г. состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии (протокол № 31) на котором было принято решение о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий П. Таким образом, незаконное включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий П. администрацией МО СП «К.» влечет за собой расходование денежных средств из федерального бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Шарафутдинов М.В. заявление прокурора Тарбагатайского района и доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объёме.
Пояснив, что в ходе проверки было установлено, что в проводимой межведомственной комиссией обследовании 27 мая 2010 года, не участвовали члены комиссииК., Ч. и М. Данное обстоятельство подтверждается объяснением, данным 07.12.2010 г. К., который является председателем межведомственной комиссии. Заключение межведомственной комиссии является незаконным, так как состав комиссии был не полный. Кроме того, на момент проведения повторного обследования не было письменного заявления П. Также было установлено, что М. и Х. выезжали на обследование дома отдельно, не совместно с комиссией. Кроме того, помощник прокурора в суде заявил, что прокуратура не оспаривает нуждаемость вдовы участника ВОВ в улучшении жилищных условий, но были нарушены процедурные вопросы при обследовании жилищных условий П., поэтому считает, что необходимо обязать межведомственную комиссию провести повторное обследование жилищных условий П.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица П. в судебном заседании не участвовала, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что в силу возраста (92 года) и ухудшения здоровья она присутствовать на судебном заседании не может, её интересы в суде будет представлять сын - П. по доверенности.
Представитель заинтересованного лица П., действующий на основании доверенности, в суде пояснил, что с требованиями прокурора он не согласен. Его мать - П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, находится в преклонном возрасте, перенесла инфаркт миокарда, находилась на стационарном лечении. Согласно Указу Президента РФ его мать, как вдова участника ВОВ, получила субсидию на улучшение жилищных условий, которую потратили по назначению, приобрели благоустроенное жильё в городе, где с ноября 2010 года проживает П. Денежную субсидию использовали по целевому назначению, кроме того, вложили ещё дополнительно денежные средства и приобрели жильё, где произвели ремонт. Ему не понятно на основании какого закона и почему хотят лишить его мать, вдову участника ВОВ, права на улучшение жилищных условий. В составе межведомственной комиссии, которую оспаривает прокурор, не участвовали трое членов комиссии. В постановлении № «***» не указано, что комиссия должна быть в полном составе, считает, что требование прокурора в этой части не основано на законе. Комиссия была правомочна принимать решения, так как присутствовало более 50 % членов комиссии. М. участвовал в комиссии 27 мая 2010 года, оставаясь при особом мнении, которое было приложено к заключению комиссии. Начальник «***» Ч. не участвовала в комиссии, но была приложена её справка о том, что дом имеет 60 % износа. Специалист МО СП «К.» К. также не участвовала в комиссии, но был председатель комиссии «***» МО СП «К.» К. Также по инициативе его матери было проведено и получено заключение независимой экспертизы, которую провели кафедра «***», по заключению дом является непригодным для проживания, дом 1900 года постройки, дом подвергся гниению из-за постоянных подтоплений, в доме холодно, тепловой режим нарушен. В настоящее время его мать проживает в городе в приобретенной квартире, а дом в с. Н., закрыт, пустует. Считает, что заявление прокурора является необоснованным, просит защитить права его матери, как вдовы участника ВОВ.
Представитель Администрации МО СП «К.» и председатель межведомственной комиссии - «***» МО СП «К.» К., в суде требования прокурора не признал, пояснив, что он является «***» МО СП «К.» и председателем межведомственной комиссии. Два раза их комиссия проводила обследование жилого дома П. П. после первого обследования обратилась к нему устно с просьбой обследовать её жилой дом, так как уже была проведена независимая экспертиза. Письменное заявление П. с просьбой обследовать её жилой дом не писала, обратилась к нему лично устно. П. написала повторное заявление о постановке её на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. 27 мая 2010 года межведомственная комиссия провела повторное обследование жилищных условий П., пришли к заключению, что жилой дом не пригоден для дальнейшего проживания в нём. Кроме того, им было представлено заключение независимой экспертизы, по которому дом П. также не пригоден для проживания. Начальник «***» Ч. не выезжала с комиссией, но ею была представлена справка о том, что 60 % износа у дома. М. остался при особом мнении, которое было приложено к заключению комиссии. Специалист администрации СП К. в составе комиссии не была. Члены комиссии М. и Х. выезжали в тот же день 27 мая 2010 года, но отдельно от комиссии. А он (К.) 27 мая 2010 года выехал из с. К. в с. Н., где его ждали К., Ч. и Ч 2, члены комиссии, и они провели обследование жилого дома П. Решение комиссии было принято большинством голосов, считает, что грубых нарушений процедуре проведения обследования не имеется, а выявленные нарушения не могут являться основанием для признания заключения незаконным. Кроме того, нужно учитывать то, что П. является вдовой участника ВОВ, находится в преклонном возрасте, к тому же в настоящее время дом в с. Н. закрыт, заколочен уже длительное время, никто в нём не проживает. П. потратила выделенную ей денежную субсидию по назначению.
Допрошенная в качестве свидетеля З. (Ч.) И.С. в суде дала показания о том, что она является начальником «***» по Т. району. 27 мая 2010 года она лично в составе межведомственной комиссии в с. Н. не выезжала, в обследовании дома П. участия не принимала, так как на тот момент находилась в отпуске. С «***» была представлена справка о том, что жилое помещение, где проживала П. является ветхим, 60 % износа. По действующему законодательству, если 60 % износа, то жилое помещение является непригодным для дальнейшего проживания.
Свидетель О. в суде дала показания о том, что она является «***». Пояснив, что их учреждение занимается сбором пакета документов для предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение жилья. В том числе вдовам участников ВОВ. Порядок предоставления единовременных денежных выплат и субсидий определен и утвержден Постановлением Правительства РБ от 22.05.2006 года № 138, а также внесены изменения 19.02.2010 года № 61 Постановлением Правительства РБ. По П. их филиалом был сформирован пакет документов, то есть личное дело, которое было направлено в М. социальной защиты населения РБ. Ответственность за постановку на учет и предоставление соответствующих актов и заключений несут органы местного самоуправления, которые осуществляют эти действия. Статус П. - как вдовы участника ВОВ, был подтвержден, она находится в республиканской базе данных. Затем П. было выписано свидетельство о предоставлении единовременной денежной субсидии. Субсидия имеет целевое назначение и согласно указанного постановления Правительства РБ единовременная денежная субсидия, использованная по целевому назначению и направленная на улучшение жилищных условий, не подлежит возврату.
Допрошенный в качестве свидетеля М. в суде дал показания о том, что 27 мая 2010 года он совместно с Х. выезжал для проведения обследования дома, принадлежащего П. в с. Н.. С мнением других участников комиссии он (М.) не согласился, остался при особом мнении, которое изложил отдельно. Совместно с комиссией он выехать не смог, так как у него не было транспортного средства, за ним приехал Х. и они поехали на место, ему известно, что комиссия в этом доме была до него в этот же день 27 мая 2010 года. Он считает, что указанный дом пригоден для проживания, аварийным его нельзя признать, требуется соответствующий ремонт, какой либо угрозы для жизни и здоровья, проживающих в нем людей не имелось. Считает, что год постройки 1900 также не влияет на то, что дом не пригоден для проживания, по его мнению старые дома ещё могут стоять и использоваться в течение многих лет.
Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав представленные материалы дела, считает, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным Санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям Законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым смещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право па получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 14 Жилищного кодекса РФ). Согласно ст. 4 Закона РБ от 07.07.2006 г. «О порядке ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. В МО СП «К.» учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется администрацией МО СП «К.».
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в том числе и меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны и ветеранов боевых действий в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлены ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.
Согласно Закону Республики Бурятия от 04.05.2006 г. «Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются категориям граждан, установленным статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2006 г. № 138, единый сводный список по Республики Бурятии граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем формирует Министерство социальной защиты Республики Бурятия на основании официальных списков, представленными администрациями муниципальных образований, которые несут ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений.
Так, в суде установлено, что П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами. 27 мая 2010 года межведомственной комиссией составлен акт обследования помещения, принадлежащего П., по адресу: адрес 1, согласно которого жилое помещение не пригодно для дальнейшего проживания, также межведомственная комиссия составила заключение и пришла к выводу о том, что с учетом экспертного заключения о техническом состоянии жилого дома признать жилой дом не пригодным для проживания. Указанные документы: акт обследования и заключение, подписаны председателем комиссии К., членами комиссии: Ч., Ч 2. Х., К. Один из членов комиссии М., акт и заключение не подписал, в связи с тем, что остался при особом мнении, которое было исследовано в суде. Кроме того, М. был допрошен в суде в качестве свидетеля и подтвердил то, что он действительно 27 мая 2010 года выезжал для обследования жилого дома, принадлежащего П. в с. Н., и изложил отдельно особое мнение.
Заявление П. о постановке на очередь по улучшению жилищных условий с 01.06.2010 года написано на имя «***» МО СП «К.» К.
01.06.2010 года П. подано заявление О. о включении П. в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения жилого помещения в г. У., в котором указано о том, что обязуюсь предоставленную жилищную субсидию использовать по назначению в установленные сроки. Приложение документы, согласно порядку предоставления жилищных субсидий.
В деле имеется акт проверки жилищных условий от 01.06.2010 года, составленный комиссией, согласно заключению - поставить П., как вдову погибшего участника ВОВ, на очередь по улучшению жилищных условий по ст. 51 п. 3 ЖК РФ; протокол обследования жилищных условий от 01.06.2010 года, комиссия приняла решение П. вдову погибшего участника ВОВ на основании заявления и акта обследования жилищных условий от 01.06.2010 года поставить на очередь по улучшению жилищных условий согласно ст. 51 п. 3 ЖК РФ; распоряжение «***» МО СП «К.» от 01.06.2010 года № «***» о постановке П., вдовы погибшего участника ВОВ, на очередь по улучшению жилищных условий согласно ст. 51 п. 3 ЖК РФ 01.06.2010 года.
Постановлением № «***» от 10.03.2010 года «***» МО СП «К.» К. образована межведомственная комиссия в соответствии с ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», в составе: председатель К., заместитель председателя комиссии М., члены комиссии: Ч., К., Ч 2, Х., Ч 3, а также К. специалист администрации МО СП «К.».
Прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка, в ходе которой, как указано в заявлении, установлено, что в проводимой 27 мая 2010 года межведомственной комиссии не участвовали члены комиссии К. - специалист администрации МО СП «К.», Ч. (З.) И.С. и М., являющийся заместителем председателя комиссии. 01 июня 2010 года состоялось заседание ЖБК на котором было принято решение о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий П. Прокуратура пришла к выводу о том, что незаконное включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий П. администрацией МО СП «К.» влечет за собой расходование денежных средств из федерального бюджета. На основании чего, прокурор просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 27 мая 2010 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1, не пригодным для проживания, признать незаконным решение ОМСУ - Администрации МО СП «К.» о включении П. в список в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать межведомственную комиссию провести повторное обследование жилого дома, принадлежащего П. в адрес 1.
В суде установлено, что действительно 27 мая 2010 года межведомственная комиссия, организованная при МО СП «К.», на основании постановления «***» МО СП «К.» К. № «***» от 10.03.2010 года, выезжала и обследовала жилой дом, принадлежащий П. и находящийся в адрес 1.
27 мая 2010 года, как установлено в суде, межведомственная комиссия была в составе: председателя комиссии К., членов комиссии: Ч., Ч 2, К., Х. и М., в этот же день 27 мая 2010 года позже выезжали туда же для обследования жилого помещения М. и Х., которые являются членами этой же комиссии, при этом, М. изложил особое мнение, а Х. подписал заключение и акт.
Доводы заявления прокурора и доводы помощника прокурора Шарафутдинова М.В. в суде основываются на том, что межведомственная комиссия 27 мая 2010 года обследовала жилое помещение П. не в полном составе и поэтому считают, что заключение межведомственной комиссии от 27 мая 2010 года является незаконным, как и решение органа МСУ МО СП «К.» от 01.06.2010 года о постановке П. на очередь по улучшению жилищных условий, в связи с чем просят обязать межведомственную комиссию провести повторное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1.
Суд, приходит к выводу о том, что указанные требования прокурора не основаны на законе, как установлено в суде, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым смещением, жилого помещения непригодным для проживания и Многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение) и само Положение, как указано в п. 1 Положения устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В п. 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого ОМСУ. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного ОМСУ. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В указанном постановлении и положении нет требований того, что межведомственная комиссия должна работать в полном составе, в п. 47 названного Положения указано, что решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства «***» МО СП «К.» К. представлено Положение о межведомственной комиссии МО СП «К.» по обследованию жилья участников ВОВ и вдов участников, которое утверждено «***» МО СП 10.03.2010 года. В п. 4 раздела 4 «Организация работы» указано, что решение комиссии правомочно при наличии не менее половины состава её членов и принимается большинством голосов присутствующих на заседании. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить своё особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. В Реестре распоряжений, постановлений администрации СП «К.» за 2010 год под порядковым номером «***» от 10.03.2010 года значится Постановление № «***» «Об утверждении положения о признании помещения жилым, непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», образовать межведомственную комиссию, указанный реестр был представлен по запросу прокурора и был исследован в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд считает, что нет оснований для признания заключения межведомственной комиссии от 27 мая 2010 года и решения ОМСУ - администрации МО СП «К.» от 01.06.2010 года о постановке П. на очередь по улучшению жилищных условий незаконными, в суде установлено, что председатель комиссии и члены комиссии выезжали в с. Н. для обследования жилого помещения П., при этом член комиссии М. остался при особом мнении, которое изложил отдельно, кроме того, что следует из заключения межведомственной комиссии, решение комиссии принято большинством голосов и при принятии решения присутствовало не менее половины состава её членов, кроме того распоряжением «***» МО СП «К.» от 01.06.2010 года № «***» П. была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий согласно ст. 51 п. 3 ЖК РФ.
Доводы помощника прокурора Шарафутдинова М.В. о том, что в комиссии не принимали участие члены комиссии - «***» З. (Ч.) И.С., К. - специалист администрации МО СП «К.», не могут являться основанием для признания заключения комиссии незаконным.
Доводы, изложенные в заявлении прокурором о том, что член комиссии М. в проводимой 27 мая 2010 года проверке не участвовал, являются необоснованными. Так, в суде установлено, что М. принимал участие 27 мая 2010 года в обследовании жилого дома П. в с. Н., выезжал туда, при этом остался при особом мнении, которое изложил отдельно.
Доводы помощника прокурора Шарафутдинова М.В. о том, что П. не писала письменное заявление на повторное обследование своего жилого дома в с. Н., не могут являться основанием для признания заключения межведомственной комиссии от 27 мая 2010 года незаконным, в суде установлено, что П. обращалась устно к «***» МО СП «К.» К., что и было им подтверждено в суде.
Факты, установленные в суде о том, что М. и Х. выезжали 27 мая 2010 года в с. Н. для обследования жилого дома П. отдельно от комиссии, не могут являться основанием для признания заключения межведомственной комиссии незаконным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит, как необоснованное, в суде установлено, что П. является вдовой участника ВОВ, и ей была представлена в соответствии с действующим законодательством денежная сумма в размере «***» рублей за счет средств федерального бюджета по Свидетельству о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья ветеранам № «***» от 19.07.2010 года, выданному Министерством социальной защиты населения РБ, что следует из договора купли-продажи квартиры от 15.10.2010 года, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, а также получено свидетельство о государственной регистрации права, выданное 28.10.2010 года, П., кроме того данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя заинтересованного лица П. и показаниями свидетеля О.
В п. 8 Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, который утвержден Постановлением Правительства РБ от 22.05.2006 года № 138, в редакции Постановления Правительства РБ от 19.02.2010 года № 61, предусмотрено, что единовременные денежные выплаты или субсидии, использованные по целевому назначению и направленные на улучшение жилищных условий граждан, не подлежат возврату. В случае использования единовременных денежных выплат или субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. Единовременная денежная выплата, выданная П., как вдове участника ВОВ, использована по целевому назначению (приобретена квартира в г. У., право собственности зарегистрировано на П.), что подтверждается исследованными в суде доказательствами, которые приведены выше.
На основании ч. 2 ст.45 ГПК РФ, п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В заявлении прокурора Тарбагатайского района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 27 мая 2010 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1 не пригодным для проживания; о признании незаконным решения органа местного самоуправления МО СП «К.» от 01.06.2010 года о постановке П. на очередь по улучшению жилищных условий; об обязании межведомственной комиссии провести повторное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: адрес 1, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2011 года.
Председательствующий судья: Ходоева О.А.