РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 февраля 2011 г. с.Тарбагатай
Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием представителя процессуального истца прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Шарафутдинова М.В., истца Лазарева А.М., представителя ответчика Ванкеева Б.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах «***» Лазарева А.М. к Администрации МО «***» о признании приказа «***» от 24.11.2010 г. №«***» об объявлении замечания Лазареву А.М. незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах «***» Лазарева А.М., просит признать приказ «***» от 24.11.2010 г. № «***» об объявлении замечания Лазареву А.М. незаконным. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности «***». Проверкой установлено, что 31.12.2004 г. между администрацией Т. района РБ в лице «***» районной администрации М. и Лазаревым А.М. заключен трудовой договор, пунктом 4 которого предусмотрены права и обязанности. Приказом №«***» от 24.11.2010 г. «***» МО «Т. район» на Лазарева А.М. наложено дисциплинарное взыскание за несвоевременное исполнение п.1.6 Постановления администрации МО «Т. района» от 19.08.2010 г. №«***» «По разработке предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию РЦП». Исполнение указанного постановления не обусловлено трудовым договором и не входит в число трудовых обязанностей «***» МУЗ «Т«***» ЦРБ». Постановление администрации МО «Т. района» от 19.08.2010 г. №«***» «По разработке предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию РЦП» не является актом, содержащим нормы трудового права. Обращение прокурора в суд обусловлено заявлением Лазарева А.М. о необходимости защиты его трудовых прав.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор в лице помощника прокурора Т. района РБ Шарафутдинов М.В. исковые требования поддержал. Пояснил, что приказ №«***» от 24.11.2010 г. о наложении на Лазарева А.М. дисциплинарного взыскания в виде замечания был вынесен неправомерно, он был незаконно привлечен к дисциплинарной ответственности. Согласно графику разработки среднесрочного финансового плана МО «Т. район» и проекта местного бюджета, Лазарев А.М. должен был до 15.09.2010 г. предоставить информацию по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований по классификации расходов местного бюджета по МУЗ «***». Согласно п.5.2 Положения об организации контроля за исполнением документов Администрации МО «Т. район», орг.отдел информирует «***» МО «Т. район», руководителя Администрации МО «Т. район» о неисполненных контролируемых документах еженедельно по пятницам. На 15.09.2010 г. Лазарев А.М. не исполнил возложенные на него трудовые обязанности. Согласно ст.192 ТК дисциплинарные взыскания налагаются именно за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Согласно ст.193 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, то есть не позднее 15 октября должно было быть наложено дисциплинарное взыскание. Приказ Администрации МО «Т. район» издан 24.11.2010 г., то есть фактически спустя 2 месяца и 9 дней. Непонятно, на чем основан приказ, он не обоснован, не содержит ссылки на нормы трудового законодательства, при каких обстоятельствах был совершен проступок, проводилось ли расследование, кроме резолюции П. на бумаге размером 5х5см, ничего не было. Дисциплинарное взыскание наложено с нарушением ст.193 ТК, с нарушением сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, Администрация района не имела для этого правовых оснований, приказ о вынесении замечания Лазареву А.М. вынесен незаконно.
Истец Лазарев А.М. исковые требования поддержал. Пояснил, что кроме руководителя есть должностные лица, которые также должны исполнять свои обязанности. МУЗ «Т. ЦРБ» дает свою информацию о нуждаемости больницы, отвечает только за бюджет, который утвержден районной Администрацией, при формировании районных целевых программ задействован весь район. Приказ Администрации МО «Т. район» от 24.11.2010 г. №«***» об объявлении замечания был доведен до его сведения под роспись 25.11.2010 г.
Представитель ответчика Администрации МО «Т. район» Ванкеев Б.Ж., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 г., исковые требования не признал, поддержал отзыв к иску и дополнение к нему. Пояснил, что доводы истца и процессуального истца о незаконности приказа о применении дисциплинарного взыскания Лазареву А.М. несостоятельны. В исковом заявлении истец указывает на то, что постановление Администрации МО «Т. район» №«***» от 19.08.2010 г. противоречит трудовому законодательству. Данные доводы истца не состоятельны. В соответствии со ст.9.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры проводят правовую и антикоррупционную экспертизу проверки нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов. Администрация МО «Т. район» представляет в прокуратуру все проекты нормативных правовых актов. Анализируемое постановление тоже направлялось в прокуратуру района, которая не нашла его противоречащим федеральному законодательству. От органов прокуратуры не последовали меры прокурорского реагирования, ни предостережение на проект нормативного правового акта, не представление об устранении нарушений закона, ни протест на противоречащий закону нормативный правовой акт. Ссылка истца о необоснованности постановления Администрации МО «Т. район» №«***» от 19.08.2010 г. не основана на законе, так как вопрос о признании постановления недействующим или противоречащим законодательству решается только в порядке особого производства, а не в рамках трудового спора. Отсюда следует, что данное постановление является обоснованным и законным. Нарушений трудового законодательства при издании приказа о применении дисциплинарного взыскания нет. Лазареву А.М. применено дисциплинарное взыскание, предусмотрено ст.192 ТК РФ. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности также не нарушен. В соответствии со ст.193 ТК РФ у Лазарева А.М. после представления необходимой информации работодателем 16.11.2010 г. было истребовано письменное объяснение о причинах несвоевременного исполнения постановления Администрации МО «Т. район». В течение двух рабочих дней Лазарев А.М. представил письменное объяснение, входящий №«***» от 18.11.2010 г. Соблюдены сроки применения дисциплинарного взыскания, предусмотренные ч.3 ст.193 ТК РФ. День обнаружения проступка – 16.11.2010 г., указанным днем были утверждены районные программы, объяснение Лазарева А.М. датировано 16.11.2010 г., при представлении документов было взято письменное объяснение о несвоевременном представлении программ. В соответствии со ст.193 ТК РФ приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Приказ о наказании объявлен Лазареву А.М. в день его вынесения. В приказе перечислены фамилия, имя, отчество наказываемого лица, его должность, дисциплинарный проступок, вид наказания. Доводы истца об отсутствии в приказе о применении дисциплинарного взыскания ссылки на статью Трудового кодекса несостоятельны. Трудовой кодекс РФ не содержит таких императивных норм. В соответствии с Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 05.01.2004 г. №1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, но унифицированной формы приказа о применении дисциплинарного взыскания нет. То есть, можно сделать вывод, что приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания составляется в произвольной текстовой форме.
Оценив собранные по делу доказательства, выслушав истца, представителей процессуального истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания приказа Администрации МО «Т. район» от 24.11.2010 г. №«***» об объявлении замечания «***» МУЗ «***» Лазареву А.М. незаконным по следующим основаниям.
Распоряжением Администрации Т. района РБ от 18.10.2004 г. №«***» Лазарев А.М. назначен исполняющим обязанности «***» Т. ЦРБ с 18.10.2004 г. Распоряжением Администрации Т. района РБ от 21.12.2004 г. №«***» Лазарев А.М. назначен «***» Т. ЦРБ с 22.12.2004 г.
В судебном заседании установлено, что между Лазаревым А.М. и Администрацией Т. района Республики Бурятия заключен трудовой договор от 31.12.2004 г. о принятии Лазарева А.М. на работу в МУЗ «Т. ЦРБ» главным врачом по основной деятельности, «***» Тарбагатайского района по совместительству сроком с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. Трудовые отношения были продлены действиями сторон, новый договор в письменном виде не заключался.
В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно п.4.2.7 указанного трудового договора от 31.12.2004 г., работник Лазарев А.М. обязан на основе деятельности Т. ЦРБ и состояния ее материально-технической базы, укомплектованности кадрами и их квалификации, составлять (разрабатывать) годовые планы работы Т. ЦРБ, перспективные планы развития материально-технической базы учреждения, мероприятия по совершенствованию деятельности Т. ЦРБ, по усовершенствованию профессиональных знаний медицинских работников. Раздел 5 (права и обязанности работодателя) указанного трудового договора предусматривает, в частности, право работодателя требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к работе, привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, принимать локальные нормативные акты.
В соответствии с разделом 1, п.5 должностной инструкции «***» Т. центральной районной больницы, на которой имеется подпись Лазарева А.М. об ознакомлении 24.05.05 г., в своей деятельности «***» центральной районной больницы руководствуется действующим законодательством, Конституцией РФ и РБ, Уставом муниципального образования «Т. район», приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения РФ и РБ по основной деятельности, методическими рекомендациями, распоряжениями и указаниями вышестоящих органов, данной должностной инструкцией. Согласно разделу 2, п.12 указанной должностной инструкции, главный врач обязан обеспечивать качественное состояние и своевременное представление в вышестоящие органы планов работы, бюджета больницы, статистических, финансовых, хозяйственных отчетов о деятельности ЦРБ.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.5 ТК РФ).
Решением Совета депутатов МО «Т. район» от 30.11.2007 г. № «***» утверждено Положение «О муниципальных целевых программах МО «Тарбагатайский район», которым закреплено составление отделами Администрации района и муниципальными учреждениями, являющимися главными распорядителями бюджетных средств, краткосрочных (продолжительностью до 3 лет), среднесрочных (от 3 до 5 лет), долгосрочных (свыше 5 лет) муниципальных целевых программ. Пункт 1.1 указанного Положения раскрывает понятие муниципальной целевой программы – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных проблем в области муниципального управления, экономического, социального, экологического и культурного развития Т. района и предусматривающих целевое финансирование за счет местного бюджета, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8 ТК РФ предусматривает право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Постановлением Администрации МО «Т. район» от 21.07.2009 г. №«***», с учетом внесения изменений постановлением от 11.12.2009 г. №«***» утверждено Положение о разработке прогноза социально-экономического развития МО «Тарбагатайский район», одним из ответственных лиц за разработку прогноза социально-экономического развития является МУЗ «Т. ЦРБ».
Постановлением Администрации МО «Т«***» район» от 19.08.2010 г. №«***» утвержден Порядок разработки среднесрочного финансового плана Администрации МО «Т. район» и проекта решения сессии совета депутатов МО «Т. район» о местном бюджете на очередной финансовый год согласно приложению №1 к указанному постановлению. Пункт 1.6 указанного Порядка предусматривает главным распорядителем средств местного бюджета МУ «***», МУ «***», МУЗ «Т. ЦРБ» подготавливать проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в нормативные правовые акты Администрации МО «Т. район», обуславливающие расходные обязательства, в целях приведения в соответствие с проектом местного бюджета; составлять и представлять предварительный реестр расходных обязательств по соответствующим полномочиям на очередной финансовый год и на плановый период; представлять в Управление финансов и отдел экономического развития Администрации МО «Т. район» распределение предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов местного бюджета и обоснования бюджетных ассигнований; разрабатывать и вносить в Администрацию МО «Т. район» МЦП, впервые предлагаемые к финансированию за счет средств местного бюджета с начала очередного финансового года, после согласования объемов их финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде с отделом экономического развития Администрации МО «Т. район»; представлять в Управления финансов Администрации МО «Т. район» ожидаемое исполнение по объему платных услуг за текущий год и прогноз на очередной финансовый год и на плановый период с разбивкой по основным направлениям расходования (фонд оплаты труда, коммунальные услуги и т.д.); представлять в Управления финансов Администрации МО «Т. район» согласованные с отделом экономического развития Администрации МО «Т. район» проекты ведомственных планов коммунальных услуг; представлять в отдел экономического развития МО «Т. район» предложения для включения в перечень МЦП на очередной финансовый год и на плановый период с пояснительной запиской и расчетами; подготавливать в соответствии с решениями Рабочей группы другие данные и материалы, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта местного бюджета.
В соответствии с п.17 Графика разработки среднесрочного финансового плана МО «Т. район» и проекта местного бюджета, на МУ «***», МУ «***» МУЗ «Т. ЦРБ» возложена обязанность распределения предельных объемов бюджетных ассигнований по классификации расходов местного бюджета с учетом РЦП, РАИП, согласованных с Отделом экономического развития, расчеты (обоснования) и пояснительную записку в Управление финансов и отдел экономического развития Администрации МО «Т. район» в срок до 15 сентября 2010 г.
Согласно ч.2 ст.173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Подпункт 1 п.1 ст.6 Устава МО «Т. район» Республики Бурятия к вопросам местного значения муниципального образования «Т. район» относит формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования «Т. район», контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно п.1.9 Устава МУЗ «Т. ЦРБ», учреждение руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия, нормативными актами Министерства здравоохранения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов власти и управления Тарбагатайского района, настоящим уставом. Пунктом 3.4 Устава определено, что учреждение оказание медицинских услуг населению в соответствии с государственными, республиканскими, районными и страховыми программами за счет бюджетных ассигнований, средств (фондов) обязательного и добровольного медицинского страхования.
При рассмотрении дела судом установлено, что районные целевые программы «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом на 2011-2012 г.г.», «Профилактика паразитарных болезней в Т. районе на 2011-2013 г.г.», «Неотложные меры по борьбе с венерическими заболеваниями на 2011-2013 г.г.», «Кадры здравоохранения Т. района на 2011-2012 г.г.», «Профилактика инфекций, передающихся клещами на 2011-2013 г.г.», «Безопасное материнство на 2011-2013 г.г.», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Т. районе заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), (Анти-ВИЧ/СПИД) на 2011-2013 г.г.», в которых отражены цели, задачи, мероприятия выполняемых программ, ответственные исполнители, объем финансирования по годам представлены исполнителем с нарушением срока, поскольку утверждены 16.11.2010 г. постановлениями Администрации МО «Т. район», доказательств своевременного представления указанных документов истцом не представлено, в журнале входящей корреспонденции Администрации МО «Т. район» за период с сентября по ноябрь 2010 г. отсутствуют сведения о своевременном представлении документов. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Приказом №«***» от 24.11.2010 г. и.о. руководителя администрации МО «Т. район» Ш. на «***» МУЗ «Т. ЦРБ» Лазарева А.М. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несвоевременное исполнение п.1.6 Постановления администрации МО «Т. района» от 19.08.2010 г. №«***» «По разработке предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию РЦП».
Статьей 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Указанное требование закона ответчиком было выполнено, что подтверждается письменным пояснением «***» МУЗ «Т. ЦРБ» Лазарева А.М. от 16.11.2010 г. исх.№ «***» указанное объяснение зарегистрировано за №«***» от 18.11.2010 г. в Администрации МО «Т. район».
Согласно указанному объяснению Лазарева А.М., предельные объемы бюджетных ассигнований ГРБС на очередной финансовый год и на плановый период на реализацию РЦП и РАИП были подготовлены вовремя, но по причине нахождения в очередном отпуске «***» ТО ТУ Роспотребнадзора по И. району Т. с 20.09.10 г. по 13.10.10 г. не были утверждены, кроме него документы никто не подписывал. Финансовый и юридический отдел Администрации МО «Т. район» отказывались принимать данные документы без утверждения. Юрист ЦРБ и «***» по ОМО проделали большую работу по подготовке данных программ, проекта Постановления, но финансовый отдел администрации отказался подписывать документы.
Суд не находит доводы, указанные в объяснении, основаниями для освобождения Лазарева А.М. от дисциплинарного взыскания, поскольку работнику вменяется несвоевременное представление документов, которые должны были быть представлены до 15.09.2010 г., фактически представлены им с нарушением указанного срока, работодатель применил дисциплинарное взыскание с целью пресечения поведения, выражающегося в ненадлежащем исполнении трудовой обязанности.
При наложении дисциплинарного взыскания ответчиком учтены тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, применен минимальный вид дисциплинарного взыскания в виде замечания, предусмотренный ст.192 ТК РФ.
Ответчиком не нарушен срок объявления приказа о замечании под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, предусмотренный ст.193 ТК РФ, поскольку истец Лазарев А.М. в судебном заседании подтвердил, что приказ №«***» от 24.11.2010 г. был объявлен ему под роспись 25.11.2010 г.
Суд не находит оснований для признания приказа №«***» от 24.11.2010 г. незаконным по фактическим и формальным основаниям, поскольку в нем отражены должность, фамилия, имя, отчество работника, дисциплинарный проступок, вид наказания. Трудовой кодекс РФ, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004г. N1 унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, не содержат унифицированной формы приказа о применении дисциплинарного взыскания и обязанности соблюдения установленной формы.
Суд не усматривает нарушения работодателем срока применения дисциплинарного взыскания, составляющий не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (ст.193 ТК РФ).
Согласно разъяснениям п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Суд исходит из того, что дисциплинарный проступок в виде несвоевременного представления документов был выявлен ответчиком 16.11.2010 г., поскольку указанной датой районной Администрацией были утверждены представленные истцом Лазаревым А.М. районные целевые программы, следовательно, работодателю в лице главы Администрации МО «Т. район» стало известно о несвоевременном представлении документов. Дисциплинарное взыскание наложено через 8 дней, то есть в пределах месячного срока со дня обнаружения проступка.
Другие доводы, на которые ссылается истец, процессуальный истец, не имеют правового значения по рассматриваемому трудовому спору, поскольку не дают законных оснований для признания незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания.
При рассмотрении дела судом не установлено правовых оснований для признания приказа Администрации МО «Т. район» от 24.11.2010 г. №«***» об объявлении замечания Лазареву А.М. незаконным, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах «***» МУЗ «Т. центральная районная больница» Лазарева А.М. к Администрации МО «Т. район» о признании приказа Администрации МО «Т. район» от 24.11.2010 г. №«***» об объявлении замечания Лазареву А.М. незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2011 г.
Федеральный судья: Чупошев Е.Н.