РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Тарбагатай 29 декабря 2011 года Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего федерального судьи Зайцева Э.Е., с участием помощника прокурора Тарбагатайского района Абидуева О.Н-Ц., при секретаре Мудаевой Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Густовой Е.Е. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии СО СП «(обезличено)» о признании жилого помещения пригодным для проживания, признании незаконным решения органа местного самоуправления - администрации МО СП «(обезличено)» о снятии Густовой Е.Е. с очереди на улучшение жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия обращаясь в суд с заявлением в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии № (обезличено) от (обезличено) г., назначенной распоряжением главы МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) г., о признании жилого помещения пригодным для проживания, признать незаконным решение органа местного самоуправления - администрации МО СП «(обезличено)» о снятии Густовой Е.Е. с очереди на улучшение жилищных условий, обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: РБ, Тарбагатайский район, с. (обезличено), ул. (обезличено), (обезличено), в соответствии с требованиями законодательства, с учетом строительной экспертизы, проведенной 20.11.2011 года РЦНЗ ООО «СИБ-ЭКСПЕРТ». В обоснование заявления прокурором указано, что Густова Е.Е., являющаяся вдовой является умершего участника Великой Отечественной войны Густова И.В., которая (обезличено) г. обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. (обезличено) года Густова обратилась в межведомственную комиссию по вопросу обследования ее дома по ул. (обезличено), (обезличено) с. (обезличено). (обезличено) года и (обезличено) года проведено обследование жилого помещения Густовой межведомственной комиссией по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной распоряжением главы МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) года, согласно которым данный жилой дом признан пригодным для проживания. Решением Тарбагатайского районного суда от (обезличено) года указанные заключения признаны недействительными, также признано недействительным решение жилищно-бытовой комиссии МО СП «(обезличено)» от (обезличено) года об исключении Густовой из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий; межведомственная комиссия для признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязана провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: РБ, Тарбагатайский район, с. (обезличено), ул. (обезличено), (обезличено). (обезличено) года указанной межведомственной комиссией вновь проведено обследование жилищных условий Густовой Е.Е., по результатам данного обследования составлено заключение № (обезличено) от (обезличено) года о пригодности жилого дома Густовой Е.Е. для проживания, на основании данного заключения Густова Е.Е. снята с очереди на улучшение жилищных условий распоряжением главы МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) года. Однако, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции». Как установлено п. 43 указанного Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом. Степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качестве атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома. Исходя из норм, предусмотренных в п. 44 Положения, процедура оценки соответствия помещения установленным требованиям включает составление комиссией акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения о признании помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания. Обжалуемые акт обследования помещения от (обезличено) года и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от (обезличено) года не содержат оценки помещения, как того требует п. 43 Положения, описание состояния жилого помещения Густовой Е.Е. не отражено. Кроме того, Густова Е.Е. обратилась в региональный Центр Независимой Экспертизы «СИБ-ЭКСПЕРТ». (обезличено) года независимыми специалистами для оценки технического состояния индивидуального жилого дома по ул. (обезличено), (обезличено) в с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ проведена строительная экспертиза. Согласно выводам данной экспертизы с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам техническое состояние рассматриваемого здания в соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 может быть определено как «ограничено работоспособное». С учетом того, что нормативный срок эксплуатации здания превышен в 2,4 раза, а также принимая во внимание выявленный износ основных конструкций здания, несоответствие дома в целом антисейсмическим представлениям и ожидаемые весьма существенные затраты на приведение дома в соответствие с требованиями общестроительных и антисейсмических норм, рекомендуется рассмотреть вариант сноса здания и возведение на его месте нового отвечающего современным требованиям. 27.12.2011 года прокурором Тарбагатайского района подано заявление об уточнении требований, просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии от (обезличено) г., назначенной распоряжением главы МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) г., о признании жилого помещения пригодным для проживания, признать незаконным решение органа местного самоуправления - администрации МО СП «(обезличено)» о снятии Густовой Е.Е. с очереди на улучшение жилищных условий, обязать комиссии по улучшению жилищных условий при Администрации МО СП «(обезличено)» устранить допущенные нарушения прав Густовой Е.Е., восстановить положение, существовавшее до нарушения ее жилищного права, восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, считать постановленной на учет с даты первоначальной постановки - (обезличено) года. В судебном заседании помощник прокурора Абидуев О.Н-Ц. заявление поддержал в полном объеме, суду пояснил, что, учитывая, что обследование межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) г., жилого помещения Густовой Е.Е. в соответствии с требованиями п.43, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, не производилось, а проведенной экспертизой установлено, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормам техническое состояние рассматриваемого здания в соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 может быть определено как «ограничено работоспособное», а с учетом того, что нормативный срок эксплуатации здания превышен в 2,4 раза, а также принимая во внимание выявленный износ основных конструкций здания, несоответствие дома в целом антисейсмическим представлениям и ожидаемые весьма существенные затраты на приведение дома в соответствие с требованиями общестроительных и антисейсмических норм, рекомендуется рассмотреть вариант сноса здания и возведение на его месте нового отвечающего современным требованиям, указанное заключение межведомственной комиссии должно быть признано незаконным, в связи с чем следует признать незаконным и решение администрации МО СП «(обезличено)» о снятии Густовой Е.Е. с очереди на улучшение жилищных условий, пригодным для проживания. Полагает, что необходимо обязать комиссию по улучшению жилищных условий при Администрации МО СП «(обезличено)» устранить допущенные нарушения прав Густовой Е.Е., восстановить положение, существовавшее до нарушения ее жилищного права, восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, считать постановленной на учет с даты первоначальной постановки - (обезличено) года. Представитель истца Густовой Е.Е. - Густов Г.И., действующий на основании доверенности, требования прокурора поддержал в полном объеме, полагает необходимым восстановить Густову Е.Е. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель Администрации МО СП «(обезличено)» гр. Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора в интересах Густовой Е.Е. признает. Суд, выслушав помощника прокурора, представителя истца, исследовав представленные материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Обращение прокурора в суд в защиту жилищных прав Густовой Е.Е., обусловлено тем, что основанием для обращения в суд является обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, что в силу ст.45 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного закона. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится к полномочиям органов местного самоуправления, предусмотрено ст. 14 Жилищного Кодекса РФ. Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.07.2006 года «О порядке ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. В МО СП «(обезличено)» учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется администрацией МО СП «(обезличено)». (обезличено) года Густова Е.Е. как вдова умершего участника Великой Отечественной войны Густова И.В. обратилась с заявлением на имя главы МО СП «(обезличено)» для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно свидетельству о заключении брака (обезличено) № (обезличено) гр. Г. и гр. Ч. заключили брак (обезличено) года, о чем составлена запись акта о заключении брака № (обезличено), после заключения брака жене присвоена фамилия Густова. Согласно свидетельству о смерти (обезличено) № (обезличено) гр. Г. умер (обезличено) года, о чем составлена запись акта о смерти № (обезличено) от (обезличено) года. Согласно справке Врио начальника отдела ОВК РБ по Тарбагатайскому району гр. Г. являлся участником Великой отечественной войны, имел удостоверение участника ВОВ (обезличено) № (обезличено) от (обезличено) г. Согласно акта проверки жилищных условий от (обезличено) года Густова Е.Е. вынесено заключение о том, что Густова Е.Е. нуждается в улучшении жилищных условий. Согласно справки администрации МО СП «(обезличено)» Густова Е.Е. поставлена на учет по улучшению жилищных условий в администрации МО СП «(обезличено)» (обезличено) года за № (обезличено). Согласно акту обследования помещения от (обезличено) года межведомственная комиссия произвела обследование помещения по заявлению Густовой Е.Е. в с. (обезличено), ул. (обезличено), (обезличено). Рекомендации и предлагаемые меры: произвести ремонт кровли отопительной печи, замену внутренней электропроводки, выполнить ввод электроснабжения. Заключением межведомственной комиссии от (обезличено) года помещение в с. (обезличено), ул. (обезличено), (обезличено) признано пригодным для проживания. Согласно распоряжению № (обезличено) от (обезличено) года комиссия рассмотрев представленные документы на улучшение жилищных условий Густовой Е.Е. приняла решение о снятии из очереди на улучшение жилищных условий Густову Е.Е. Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (далее Положения)» установлены основания признания непригодным жилого помещения для проживания граждан, также порядок обследования жилых помещений, состав межведомственной комиссии. Как установлено пунктом 43 данного Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качестве атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома. Пункт 44 данного Положения устанавливает, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Как следует из представленного акта обследования дома № (обезличено) по ул. (обезличено) с. (обезличено) от (обезличено) года какой-либо оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качестве атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома, комиссией не дано. В акте отсутствуют описание состояния жилого дома, сведения о несоответствиях установленным требованиям, оценка результатов проведенного инструментального контроля. При этом как следует из акта обследования и иных материалов какого-либо обследования на предмет соответствия дома санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, не проводилось. При указанных нарушениях требований пунктов 43-44 Положения не может быть признано законным заключение межведомственной комиссии МО СП «(обезличено)» от (обезличено)года о признании жилого дома № (обезличено) по ул. (обезличено) с. (обезличено), принадлежащего Густовой Е.Е., пригодным для проживания. Вместе с тем, суду представлено заключение регионального Центра Независимой Экспертизы «СИБ-ЭКСПЕРТ», согласно которого при обследовании (обезличено) года независимыми специалистами индивидуального жилого дома по ул. (обезличено), (обезличено) в с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ было выявлено несоответствие указанного жилого дома общестроительным и антисейсмическим нормам, с учетом которых техническое состояние рассматриваемого здания в соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 может быть определено как «ограничено работоспособное». В соответствии с терминами и определениями п. 9.1.3 СП 31-114-2041101 оценка технического состояния дома должна быть таковой: «ограничено пригодный 3-й категории, когда общие затраты на реабилитацию объекта составляет от 50 % до 85 % стоимости объекта исследования». С учетом того, что нормативный срок эксплуатации здания превышен в 2,4 раза, а также принимая во внимание выявленный износ основных конструкций здания, несоответствие дома в целом антисейсмическим представлениям и ожидаемые весьма существенные затраты на приведение дома в соответствие с требованиями общестроительных и антисейсмических норм, рекомендуется рассмотреть вариант сноса здания и возведение на его месте нового отвечающего современным требованиям. Учитывая изложенное, суд полагает, что согласно заключению РЦНЭ «СИБ-ЭКСПЕРТ» дом № (обезличено) по ул. (обезличено) с. (обезличено), принадлежащий Густовой Е.Е., является непригодным для проживания. В связи с этим, суд полагает обоснованными и требования прокурора о признании незаконным решения органа местного самоуправления – администрации МО СП «(обезличено)» (распоряжения № (обезличено) от (обезличено) года) о снятии Густовой Е.Е. с очереди на улучшение жилищных условий. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом суд полагает, что устранением допущенного нарушения прав Густовой Е.Е. является ее восстановление на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет, т.е. с (обезличено) года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от (обезличено) г., назначенной распоряжением главы МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) г., о признании жилого помещения дома № (обезличено) по ул. (обезличено) с. (обезличено) Тарбагатайского района РБ, принадлежащего Густовой Е.Е., пригодным для проживания. Признать незаконным распоряжение администрации МО СП «(обезличено)» № (обезличено) от (обезличено) года о снятии Густовой Е.Е. с очереди на улучшение жилищных условий Обязать администрацию МО СП «(обезличено)» в течение 10 дней после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав Густовой Е.Е., восстановив Густову Е.Е. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, считать постановленной на учет с даты первоначальной постановки - (обезличено) года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Федеральный судья: Зайцев Э.Е.