Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 сентября 2010 г. п. Тарасовский Ростовской области Тарасовский районный суд Ростовской области под председательством судьи Арьяновой Т.М., с участием: - истца Зареченского А.В., - представителя истца-адвоката Зайцева С.И., представившего удостоверение № 4450 и ордер № 123 от 30.08.2010 года; - представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области - Уваровой Ю.А., действующей на основании доверенности № 2 от 11.01.2010 г., при секретаре судебного заседания Трипутиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зареченского Александра Васильевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, УСТАНОВИЛ: Зареченский Александр Васильевич обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области (далее Пенсионный фонд) о признании права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, утверждая, что в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. осуществлял работу в Тарасовском рудоуправлении «Союзогнеупор» в должности шофера автоколонны 27-тонном автосамосвале – автомашине «БелАЗ», занятом на транспортировке горной массы в технологическом процессе. Кроме того, истец просит зачесть в льготный стаж работу в качестве шофера автомашины «Татра» в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Работа по данным должностям включена в Список № 2 и даёт право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, однако ответчик отказал ему во включении данных периодов трудовой деятельности в специальный стаж и в назначении досрочной пенсии. В судебном заседании истец Зареченский А.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, пояснил, что имеет 16 лет 7 месяцев 28 дней стажа на работах в должности водителя автоколонны автомашины «БелАЗ» и автомашины «Татра» по перевозке горной массы в технологическом процессе. Данные виды трудовой деятельности предусмотрены Списком № 2 и дают право на досрочную пенсию. В должности как шофера автоколонны 27-тонного самосвала, так и автомобиля «Татра» он постоянно был занят на работах по перевозке горной массы в технологическом процессе с тяжелыми условиями труда. Работа носила постоянный характер. В судебном заседании представитель истца адвокат Зайцев С.И. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, уточнив, что Зареченский А.В. подал в ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области заявление о досрочном назначении пенсии, однако получил отказ, другим способом урегулировать данный вопрос не могут, поэтому обратились в суд. Доказательств для удовлетворения исковых требований Зареченского достаточно. Общий стаж на работах с тяжелыми условиями труда у Зареченского А.В. – 16 лет 7 месяцев 28 дней. Представитель ответчика Уварова Ю.А. исковые требования не признала, полагая, что Зареченский А.В. документально не подтвердил свою занятость на транспортировании горной массы в технологических процессах, работая водителем большегрузных автомашин, а имеющихся документов недостаточно для начисления ему пенсии на льготных основаниях. Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) – на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы. Названные работы предусмотрены Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. Как установлено, Зареченский А.В. обратился с заявлением в Пенсионный фонд Дата обезличена года о назначении ему льготной пенсии, ссылаясь на указанное положение Закона и Список № 2 (1991 г.) производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, раздел 1 «Горные работы», подраздел 1 п. А – водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Согласно протоколу комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе по реализации пенсионных прав застрахованных лиц Номер обезличен от Дата обезличена г., Зареченскому А.В. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с тем, что не подтверждается непосредственная занятость истца на транспортировании горной массы в технологическом процессе л.д. 6-8). По мнению суда, такой отказ Пенсионного фонда в назначении льготной пенсии Зареченскому А.В. необоснован и требования истца подлежат частичному удовлетворению, а именно подлежит включению в стаж работы с тяжелыми условиями труда время работы Зареченского А.В. в Тарасовском рудоуправлении с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в качестве шофера в автоколонне на 27-тонном автосамосвале, то есть более 12 лет. Согласно данных трудовой книжки Зареченский А.В. имеет более 35 лет трудового стажа л.д. 11-13). Так, Дата обезличена г. Зареченский А.В. был принят в Тарасовское рудоуправление «Союзогнеупор» МЧМ в автоколонну шофером на 27-тонном автосамосвале л.д. 11), однако из приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. видно, что Зареченский А.В. был принят в автоколонну шофером на автомашину «БелАЗ» л.д. 14). Дата обезличена г. он был переведен на автомашину «Татра» в этом же цехе л.д. 12, 17). Шофер или водитель это лицо, которое управляет транспортным средством (использует транспортное средство), поэтому являются идентичными профессиями. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, если в трудовой книжке отсутствуют записи об отдельных периодах работы, принимаются выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту предусмотрено на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. и согласно Списку № 2 (1991 г.) разделом 1 «Горные работы» подр. 1 «Открытые горные породы и работы на поверхности» пунктом «а» предусмотрены водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Наименование этой же профессии было предусмотрено и Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (1956 г.), время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных данным Списком, засчитывается в стаж работ, дающих права на досрочное назначение трудовой пенсии и приравнивается к работам, предусмотренными Списком № 2 (1991 г.). При этом к горным работам относится комплекс работ (производственных процессов) по проведению, креплению, поддержанию горных выработок и выемки полезного ископаемого. Основанием для досрочного назначения пенсии по возрасту является не сам факт работы в указанной должности, а характер выполняемой работы, обусловленный особенностями технологического процесса, а, следовательно, и различной интенсивностью, напряженностью труда. Назначение льготной пенсии по старости ранее установленного ст. 7 ФЗ -173 от 17.12.2001 г. возраста, в связи с работой в особых производственных условиях, обусловлено неустранимым воздействием на здоровье работника неблагоприятных физических, климатических и других факторов. В соответствии со ст. 55 ч. 1 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств. Как установлено из показаний свидетеля ФИО7, он работал с Дата обезличена г. начальником автоцеха в Тарасовском рудоуправлении «Союзогнеупор» МЧМ. Ему известно, что «БелАЗ» - это технологическая машина. Зареченский А.В. работал на «БелАЗе» с Дата обезличена. Кроме того, Зареченский А.В. 4 года отработал на «Татре», участвовал в технологических процессах, работал на вскрыше, перевозил груз. Работал тот хорошо. На «БелАЗе» работал в 2 смены. На «Татре» производились вскрышные работы, на «БелАЗе» вскрышные работы и перевозка грузов. Работали по 7 часов. В период работы вывозил рудные и горные массы. На другие работы не отвлекался. «Татра» по устройству кузова была такой, что вагоны грузить было невозможно. У «Татры» кузов был загнут и груз рассыпался. Татры вывозили песок в отвал. Вагоны не грузили, просто на ж/д станции находился свал. Раньше карьерные предприятия считались льготными. Работающие в карьере относились ко второму списку, в 55 лет уходили на пенсию. Работая на «Татре», возможно и отвлекался на другие работы, но он этого уже не помнит. Как видно из копии трудовой книжки ФИО14 работал в Тарасовском рудоуправлении на различных должностях с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. л.д. 89-98). Как установлено из показаний свидетеля ФИО15 он знает Зареченского А.В. давно, так как он работал с Дата обезличена водителем на «КрАЗе», потом перевели его водителем на «Татру». Некоторое время они были напарниками. Потом он работал механиком. Сначала Зареченский работал на «БелАЗе» на вскрышных работах, затем на «Татре» занимался тем же. На ж/д станцию продукцию не вывозили. Выполняли только вскрышные работы. Как видно из копии трудовой книжки ФИО8 работал в Тарасовском рудоуправлении на различных должностях с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. л.д. 70-76). Как установлено из показаний свидетеля ФИО9, он в период с Дата обезличена. работал на «БелАЗе», потом стал работать в автоколонне в цеху демонтировщиком резиновых изделий. Зареченского он хорошо знает. Они вместе работали на «БелАЗе». Работали в тяжелых условиях. Кварцитная пыль забивала легкие. Работа на «БелАЗе» была в технологических условиях. «БелАЗ» принимал участие в транспортировке рудной массы из карьера на фабрику, так же эти машины были задействованы на вскрышных работах. Чтобы добраться до кварцита, надо было сначала снять слой чернозема, песка, глины. В Рудоуправлении были буровые станки. При бурении образовывалась кварцитная пыль, которая выдувалась воздухом. Затем она опускалась в карьер, где работали «БелАЗы», экскаваторы. При взрывных работах происходило то же самое. Зареченский работал водителем «Татры», эти машины работали всегда на вскрышных работах. Отвлекался ли Зареченский на другие работы, не связанные с горными работами, он не знает. Транспортировкой горных пород на ж/д станцию Зареченский не занимался. Как видно из копии трудовой книжки ФИО10 работал в Тарасовском рудоуправлении на различных должностях с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. л.д. 80-88). Как следует из показаний свидетеля ФИО11, он работал в рудоуправлении с Дата обезличена. Сначала работал токарем, потом 20 лет отработал шофером, затем опять токарем, кузнецом. С Зареченским вместе работали на «БелАЗе». С Дата обезличена он работал на «БелАЗе», потом перешел на «КрАЗ», а Зареченский на «Татру». Он вывозил готовую продукцию, а Зареченский работал на вскрышных работах. Был ли занят Зареченский на других работах, он не помнит. Как видно из копии трудовой книжки ФИО11 работал в Тарасовском рудоуправлении на различных должностях с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. л.д. 77-79). Истцом в суд была представлена справка-характеристика, уточняющая особый характер работы в Тарасовском рудоуправлении, согласно которой это предприятие являлось предприятием по добыче и переработке кварцитов. В состав рудоуправления входили: дробильно-обогатительная фабрика; карьер по добыче кварцита основного горного участка; карьер по добыче песка основного горного участка; электромеханический цех; автотранспортный цех; стройцех; две мелкие встроенные котельные. Дробильно-обогатительная фабрика предназначалась для производства дробления кварцита содержащего от 95 % до 97 % двуокиси, для ферросплавной промышленности одного из видов кремнийсодержащего сырья, используемого в металлургической, огнеупорной, стекольной и химической промышленности. При дроблении кварцита источником выделения вредной кварцитовой пыли являются дробилки, вибрационные грохота и ленточные конвейера. Основными процессами в ходе проведения горных работ в карьере по добыче кварцита, в результате которых выделяются вредные вещества, являются: блочные взрывы в карьере, погрузка горной породы экскаваторами, планировочные работы. Карьер является источником залповых выбросов при производстве массовых взрывов. Для производства вскрышных работ и вывоза с карьеров горной массы на дробильно-обогатительную фабрику применяется автотранспорт с дизельными двигателями «БелАЗ-540», «КрАЗ-256Б», «Татра-845», «ЗИЛ-133», «МАЗ-500». Автосамосвалы «КрАЗ» и «Татра» производят вывоз песка и бентонитовой глины с карьеров, а также готовой продукции с ДОФ на железнодорожную станцию л.д. 46-47). Период работы Зареченского А.В. в качестве водителя автомашины «БелАЗ» 27-т с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. должен быть включен в специальный стаж для начисления льготной пенсии по следующим основаниям. Согласно техно-рабочих и рабочих проектов Тарасовского рудоуправления за Дата обезличена. Тарасовское рудоуправление является предприятием по добыче и переработке кварцитов. Технологический процесс включает в себя добычу и транспортировку горной массы и отходов обогащения на дробильно-обогатительную фабрику. После переработки сырья готовая продукция доставляется для отправки на ж/д станцию п. Тарасовский. Автомашины «БелАЗ» использовались только в технологическом процессе по доставке сырого кварцита и другого сырья на ДОФ. Самосвалы «БелАЗ» по своим техническим характеристикам относятся к карьерным автомашинам и не могут двигаться по проезжей части поселка до железнодорожной станции ввиду габаритов и невозможности встречного разъезда автотранспортных средств. Мост через реку Глубокая с пропускной ограничительной массой 30 тонн также не допускал движения указанных автомашин с полной массой 48175 кг. Отсюда можно сделать вывод о том, что автомашины «БелАЗ» не могли использоваться по доставке готовой продукции через п. Тарасовский на железнодорожную станцию, а другой объездной дороги не было, нет её и в настоящее время. Вывозку готовой продукции на станцию Тарасовка осуществляли самосвалы типа «КрАЗ», автодороги и улицы на подходах к мосту через реку Глубокая и сам мост не обеспечивают движения автосамосвалов «БелАЗ». Поэтому из представленных суду документов и других доказательств можно сделать вывод о том, что в течении 12 лет Зареченский А.В., работая водителем автомашины «БелАЗ», был занят в технологическом процессе на транспортировке горной массы полный рабочий день. Данный факт также подтверждают копии приказов о принятии его на работу. Согласно техно-рабочего проекта, сырье из карьеров доставлялось автосамосвалами «БелАЗ-540А» на ДОФ, расположенную в поселке «Рудоуправление» в 4,5 км к югу от действующего карьера, с которым она связана асфальтированной дорогой л.д. 50). В Тарасовском рудоуправлении для технологических перевозок использовались автосамосвалы «КрАЗ-256Б» грузоподъемностью 25 тонн, и «БелАЗ-540А», грузоподъемностью 27 тонн л.д. 52). Содержание вредных веществ 1-2 и 3 класса опасности в добываемом кварците подтверждается справкой-характеристикой, уточняющей особый характер работы в Тарасовском рудоуправлении, из которой видно, что дробленый кварцит содержит от 95 до 97 % двуокиси кремния и является источником выделения вредной кварцитовой пыли. Таким образом, из представленных документов и свидетельских показаний видно, что на предприятии Тарасовское рудоуправление производились вскрышные работы, бурение горных пород и вывозилась горная масса из карьера на дробильно-обогатительную фабрику этого же предприятия, то есть выполнявшие эту работу работники были непосредственными участниками технологического процесса. Автомашины марки «БелАЗ» использовались только в технологическом процессе, на транспортировке горной массы полный рабочий день. По мнению суда в судебном заседании достоверно установлен факт работы истца Зареченского А.В. в Тарасовском рудоуправлении в качестве водителя самосвала «БелАЗ» на работах с вредными условиями труда в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., то есть 12 лет 1 месяц 4 дня, который должен быть включен льготный трудовой стаж, для назначения пенсии ранее достижения пенсионного возраста. В настоящее время Зареченский А.В. достиг 55 лет. Доводы представителя ответчика об отсутствии документов, подтверждающих занятость истца в технологическом процессе, не могут быть приняты во внимание, поскольку льготное обеспечение не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия тех или иных документов. Кроме того, ответчиком не представлено никаких доказательств тому, что истец, будучи водителем самосвала «БелАЗ» не участвовал в технологическом процессе по добыче и переработке кварцитов. Работая шофером на автомашине «Татра» с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Зареченский А.В. мог быть занят в течение всего рабочего дня в технологическом процессе и доставлять сырье на ДОФ, а мог доставлять готовую продукцию на ж/д станцию, что нельзя расценивать как занятость в технологическом процессе. Как видно из представленных в суд техно-рабочих проектов, в технологический процесс не входит доставка готовой продукции для отгрузки. Документов, подтверждающих занятость ФИО3 в данный период времени в технологическом процессе в течение всего рабочего дня, в материалах дела не имеется. Как пояснил сам истец, работая водителем автомашины «Татра», ему иногда приходилось выполнять работу, не связанную с технологическим процессом. Согласно приказа № 134 от 13.05.1992 г. считать льготным стаж водителей автомашин «МАЗ» до 1 июня 1971 года, а с 1 июня 1971 года – считать льготным стаж водителя автомашин «БелАЗ-540а» л.д. 66). На основании приказа Номер обезличенК от Дата обезличена г. Зареченский А.В., являясь шофером автотранспортного цеха, с Дата обезличена г. был направлен в совхоз «Степной» на уборку подсолнечника с сохранением 75 % среднего заработка по основному месту работы л.д. 68). На основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. Зареченскому А.В. в числе других работников был предоставлен отпуск без содержания с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., в связи с остановкой предприятия по добыче кварцита л.д. 68). С Дата обезличена г. Зареченский А.В. был временно переведен с должности шофера АТЦ слесарем 4 разряда в этом же цехе сроком на один месяц л.д. 68). Таким образом, имеющиеся в распоряжении суда архивные документы по Тарасовскому рудоуправлению не свидетельствуют о том, что Зареченский А.В. в период времени с Дата обезличена., работая на автомашине «Татра», был в течение всего рабочего дня занят в технологическом процессе. Кроме того, транспортировка вскрышных работ из забоев в выработанное пространство карьера осуществляется автосамосвалами «БелАЗ-540 А» и «КрАЗ-256Б» л.д. 49). Поэтому суд не может согласиться с доводами заявителя о включении в специальный трудовой стаж указанного периода работы в качестве водителя автомашины «Татра». При таких обстоятельствах, суд приходит к мнению о частичном удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Зареченского Александра Васильевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 удовлетворить частично. Протокол Комиссии по реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ в ... ... Номер обезличен от Дата обезличена г. отменить в части. Обязать ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области зачесть Зареченскому Александру Васильевичу в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости по Списку № 2 период работы в Тарасовском рудоуправлении «Союзогнеупор» в должности шофера автоколонны 27-тонном автосамосвале – автомашины «БелАЗ» с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а всего 12 лет 1 месяц 4 дня, в остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Тарасовский райсуд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Т.М. Арьянова Решение изготовлено в окончательной форме 27.09.2010 года.