Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 ноября 2010 года пос. Тарасовский Ростовской области Тарасовский районный суд Ростовской области в лице председательствующего судьи Арьяновой Т.М., с участием: истца Кущенко В.В.; представителя истца – адвоката Калиниченко И.А., представившей удостоверение № 2013 и ордер № 23 от 15.09.2010 года; представителя ответчика - администрации Тарасовского района Ростовской области – Приходченко А.Ю., действующего на основании доверенности № 90 от 30.09.2010 года; представителя ответчика – органа опеки и попечительства администрации Тарасовского района Ростовской области – Гришиной Л.В., действующей на основании доверенности от 10.11.2010 года, при секретаре судебного заседания Чеботаревой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кущенко Вячеслава Вячеславовича к администрации Тарасовского района Ростовской области и органу опеки и попечительства администрации Тарасовского района Ростовской области о предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, У С Т А Н О В И Л: Кущенко Вячеслав Вячеславович обратился в суд с иском к администрации Тарасовского района Ростовской области и органу опеки и попечительства администрации Тарасовского района Ростовской области о предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, утверждая, что он является выпускником Ерофеевского детского дома с 01.09.2005года. На основании постановления главы администрации Тарасовского района Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличена года он должен был быть поставлен на регистрационный учет для обеспечения жилой площадью как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на неоднократные обращения в орган опеки и попечительства и в администрацию Тарасовского района, ответа никакого не получил. Просит обязать администрацию Тарасовского района Ростовской области предоставить ему жилое помещение вне очереди в соответствии с социальными нормами жилой площади. В судебном заседании истец Кущенко В.В. настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснив суду, что он относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до Дата обезличена года находился в Ерофеевском детском доме, где зарегистрирован. Своего жилья не имеет, в связи с чем, неоднократно обращался устно и письменно в орган опеки и попечительства и администрацию Тарасовского района Ростовской области с просьбой о предоставлении жилья. Представитель истца – адвокат Калиниченко И.А. суду пояснила, что Кущенко В.В. на основании законодательства РФ должен был быть обеспеченным вне очереди жильем еще в 2005 году. На основании постановления главы администрации Тарасовского района Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличена года он должен был быть поставлен на регистрационный учет для обеспечения жилой площадью по достижении совершеннолетия. Однако это не сделано, Кущенко В.В. жильем не обеспечен, ранее уже сдавались необходимые документы в орган опеки и попечительства, но были утеряны. На ее запросы о причинах не предоставления Кущенко В.В. жилья в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ администрация района не отвечает. Представитель ответчика – администрации Тарасовского района Ростовской области – Приходченко А.Ю. исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время Кущенко В.В. документы сданы, он будет поставлен в очередь. Однако предоставить в настоящее время и в 2011 году жилье Кущенко В.В. администрация не может, так как бюджет сформирован. Поэтому администрация сможет приобрести Кущенко В.В. жилье только в 2012 году. Аналогичные пояснения дала и представитель ответчика – органа опеки и попечительства – Гришина Л.В., дополнив, что орган опеки и попечительства уже подал заявку на приобретение жилья для 30 человек, Кущенко В.В. сам долго не предоставлял все необходимые документы, поэтому в 2011 году он не сможет получить жилье, так как у них большая очередь сформировалась из лиц данной категории. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Как следует из постановления главы администрации Тарасовского района Ростовской области «Об отобрании несовершеннолетнего Кущенко В.В.» Номер обезличен от Дата обезличена года его мать Кущенко Е.М. являлась матерью-одиночкой, у которой он был отобран и направлен в учреждение господдержки л.д. 109). Отсутствие отца у Кущенко В.В. подтверждается копией свидетельства о его рождении л.д. 115). На основании решения Тарасовского районного суда Ростовской области от Дата обезличена года Кущенко Е.М. была лишена родительских прав в отношении своего сына Кущенко В.В. л.д. 29). Таким образом, Кущенко В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Тарасовского района Ростовской области «Об обеспечении жилищных прав детей-сирот и детей лишенных родительской опеки» Номер обезличен от Дата обезличена года было постановлено поставить на регистрационный по достижении совершеннолетия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников Ерофеевского детского дома, для обеспечения жилой площадью Кущенко В.В. и других л.д. 7). В соответствии со справкой директора Ерофеевского детского дома Кущенко В.В. считается выбывшим из детского дома с Дата обезличена года в связи с учебой в ПТУ Номер обезличен ... л.д. 6). Дата обезличена года в адрес главы Тарасовского района Ростовской области адвокатом Калиниченко И.А. был направлен запрос с просьбой сообщить причины не предоставления Кущенко В.В. жилого помещения л.д. 8-9). Дата обезличена года Кущенко В.В. обратился в администрацию Тарасовского района Ростовской области с заявлением о постановке его на учет для получения жилья л.д. 16). Кущенко В.В. и его мать Кущенко Е.М., лишенная в отношении него родительских прав, собственного жилья не имеют л.д. 110-114), Кущенко В.В. проживает на квартире л.д. 113). Кущенко В.В. зарегистрирован на территории Тарасовского района Ростовской области л.д. 116-117). Ссылка ответчиков на то, что Кущенко В.В. ранее не обращался к ним по вопросу предоставления жилья, не обоснованна, так как из представленных в судебное заседание представителем ответчика – органа опеки и попечительства – документов, видно, что дело по обеспечению Кущенко В.В. жильем начали формировать еще в начале 2009 года л.д. 108-115). В соответствии с пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5). Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местно самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2). Областным законом Ростовской области № 499-ЗС от 22.06.2006 года ст. 1 исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее – органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей,3 находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор (образовательные, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 5 Устава муниципального образования «Тарасовский район» регламентировано осуществление органами местного самоуправления Тарасовского района отдельных государственных полномочий л.д. 34-96). Согласно абз. 2 пункта 1 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещение невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещение по договору социального найма л.д. 97-107). Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет. При таких обстоятельствах суд приходит к мнению о необходимости удовлетворения исковых требований Кущенко В.В.. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кущенко Вячеслава Вячеславовича к администрации Тарасовского района Ростовской области и органу опеки и попечительства администрации Тарасовского района Ростовской области о предоставлении жилого помещения вне очереди с ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Тарасовский район» Ростовской области предоставить Кущенко Вячеславу Вячеславовичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Тарасовском районе Ростовской области площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тарасовский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Т.М.Арьянова Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена года