решение о о включении в льготный стаж периоды работы по Списку №2



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года пос. Тарасовский Ростовской области

              Тарасовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Потоцкой О.И.,

с участием истца Васильева А.П.,

адвоката Краснощекова А.В., представившего удостоверение № 0766 от 28.12.2002 г. и ордер №925 от 17.02.2011 г.,

представителя ответчика Семиглазовой Е.А.,

при секретаре Долгалевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.П. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области о включении в льготный стаж периодов работы в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2,

У С Т А Н О В И Л:

            Васильев А.П. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тарасовском районе Ростовской области (в дальнейшем – ГУ УПФ РФ) с иском о включении в льготный стаж периода работы в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. утверждая, что протоколом комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области по назначению пенсий № 66 от 22.11.2010 года ему было отказано во включение в льготный стаж периодов его работы в качестве шофера автомашины «БЕЛАЗ 540 А» с 05.07.1982 г. по 04.03.1991 г., так как по мнению работников пенсионного фонда не подтверждена занятость по перевозке горной массы в технологическом процессе в данный период трудовой деятельности. С выводом комиссии он не согласен, поскольку, работая водителем автомобиля «БелАЗ» в Тарасовском рудоуправлении, он занимался перевозкой горной массы исключительно в технологическом процессе, так как автомашины этой марки ничем другим в рудоуправлении не занимались.

         В судебном заседании истец Васильев А.П. настаивал на удовлетворении исковых требований.

            Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что истцом не представлены доказательства постоянной занятости в технологическом процессе по перевозке горной массы.

            Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив представленные материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в дальнейшем - ФЗ-173 от 17.12.2001 г.), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) – на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. 

         Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. (1991 г.) разделом 1 «Горные работы» подразделом 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности», пунктом «а» предусмотрены водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Наименование этой же профессии было предусмотрено и Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (1956 г.). Время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных данным Списком, засчитывается в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии и приравнивается к работам, предусмотренными Списком № 2 (1991 г.).

            Из пояснений истца следует, что пенсионным фондом ему не включены в специальный трудовой стаж, позволяющий начисление трудовой пенсии по старости по Списку №2, периоды работы в рудоуправлении в качестве шофера автомашины марки «БелАЗ» с 05.07.1982 г. по 04.03.1991. Указанный период работы не был включены в специальный стаж, так как им не подтверждена занятость на перевозке горной массы в технологическом процессе. Считает, что эти периоды подлежат включению в стаж, так как машины БелАЗ-540 А  являются карьерными машинами, занимались только перевозкой горной массы из карьера на дробильную фабрику, работали только в карьере, на другие виды работ их не отвлекали. Работали круглый год в три смены. Работа была вредная из-за сильной запыленности кварцитовой пылью, которая не выводится из организма, оседает в легких и вызывает заболевание силикоз. Сильная запыленность и загазованность была из-за бурения и  взрывов в карьере, работы экскаватора при погрузке и разгрузке горной массы, при перевозке. Им предоставлялись льготы в виде молока, дополнительного отпуска. С ним вместе работали П. и Ш., которым уже назначены льготные пенсии.

           

                  В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555  «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, если в трудовой книжке отсутствуют записи об отдельных периодах работы, принимаются выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

              Как следует из трудовой книжки (л.д.29), Васильев А.П. работал в Тарасовском рудоуправлении Главогнеупор в период с  05.07.1982 г. по 04.03.1991 г включительно в должности шофера автомашины «БЕЛАЗ-540».       

            Согласно протоколу комиссии по реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе № 66 от 22.11.2010 г. (л.д.5-7), в специальный стаж Васильева А.П. не был засчитан период работы в Тарасовском рудоуправлении в должности шофера автомашины БЕЛАЗ с 05.07.1982 г. по 04.03.1991 г включительно (08 лет 08 месяцев), поскольку истцом не была подтверждена занятость на перевозке горной массы в технологическом процессе. 

           Утверждения истца также подтверждаются и представленными документами. Истцом были представлены технические проекты по разработке Тарасовского месторождения кварцита за 1983, 1984, 1991 г., уточняющие особый характер работы в Тарасовском Рудоуправлении, согласно которых это предприятие являлось предприятием по добыче и переработке кварцитов. В состав рудоуправления входили: дробильно-обогатительная фабрика; карьер по добыче кварцита; карьер по добыче песка; энергетическое и транспортное хозяйство. Основными процессами в ходе проведения горных работ в карьере по добыче кварцита, в результате которых выделяются вредные вещества, являются: блочные взрывы в карьере, бурение скважин буровыми станками погрузка горной массы экскаваторами. Карьер является источником залповых выбросов при производстве массовых взрывов л.д.8). Для производства вскрышных работ и вывоза с карьеров горной массы на дробильно-обогатительную фабрику применяется автотранспорт с дизельными двигателями «БелАЗ-540», «КрАз-256 Б», «ТАТРА-845», «ЗИЛ-133», «МАЗ-500», была предусмотрена транспортировка полезного ископаемого от забоя на ДОФ автомобильным транспортом – автосамосвалами «БелАЗ-540 А» При движении автомобильного транспорта происходит загрязнение воздушного бассейна сажей и токсичными веществами, содержащимися в выхлопных газах, выделяемых двигателями автомобилей (л.д.12-13). Данные обстоятельства подтверждаются также пояснительной запиской по мероприятиям по обеспечению отгрузки товарной продукции Тарасовского рудоуправления со ст. Тарасовка ЮЖД», в которой указано, что перевозка готовой продукции с ДОФ до станции Тарасовка осуществлялась машинами «КраЗ» грузоподъемностью 12 тонн, ширина проезжей части автодорог и улиц на подходах к мосту, а также грузоподъемность самого моста (50 тонн), не обеспечивают двустороннего движения автосамосвалами типа «БелАЗ-540» (л.д.16) разработкой нормативов предельно допустимых выбросов Тарасовского рудоуправления (л.д.8-10).

             Для производства вскрышных работ и вывоза с карьера горной массы на дробильно-обогатительную фабрику применяется автотранспорт с дизельными двигателями: «БелАЗ-540» (13шт.), «КрАЗ-2565» (6 шт.), «КамАЗ-5416» и т.д. (л.д.13). Согласно техно-рабочего проекта по разработке Тарасовского месторождения кварцитов транспортировка вскрышных пород из забоев в выработанное пространство карьера осуществляется автосамосвалами «БелАЗ-540 А» и «КрАЗ-256 ». Добычные работы ведутся с применением буровзрывных работ, погрузка взорванной массы осуществляется экскаваторами в автосамосвалы «БелАЗ 540А»  и транспортируется на ДОФ, расположенную в поселке «Рудоуправление» (л.д.23).

Из технической документации за 1983г. следует, что вывоз сырья из карьера на ДОФ осуществляется автосамосвалами (л.д.25).

Согласно инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу Тарасовским рудоуправлением к основному производству предприятия относится карьер по добыче карьера и дробильно-обогатительную фабрика по производству кварцита. Основная вредность: пыль кварцитовая.

Из акта комиссии и приказа №134 от 13.05.1992 г. (л.д.26-27) следует, что в связи с введением в эксплуатацию автомашины «БелАЗ-540» для транспортировки горной массы в технологическом процессе и вывозке отходов было приказано считать льготным стажем работу водителей автомашины «БелАЗ» с 1971 года.

            Утверждения истца также подтверждаются и показаниями свидетелей.        

           Свидетель П. показал суду, что он вместе с Васильевым А.П. работали в Тарасовском рудоуправлении водителями на автомашине «БелАЗ». Работали на перевозке горной массы и рудной массы из карьера на фабрику. Работа в карьере была связана с вредными условиями труда, поскольку кварцитовая пыль представляет собой как бы мелкодробленое стекло, которая оседала в легких, вызывая заболевание силикозом. В карьере работали буровые станки, производились взрывные работы, работали экскаваторы, из-за чего была сильная загазованность, поэтому им каждую смену выдавали молоко и спецодежду, говорили, что эта работа дает право на льготную пенсию. Работали круглый год и полный рабочий день. Машины «БелАЗ» использовались в технологическом процессе, так как это автомобиль карьерный, на других работах его использовать нельзя. В настоящее время он находится на пенсии, которая была назначена на льготных основаниях. Васильев А.П. работал только на автомашине «БелАЗ».        

            Свидетель Ш. показал суду, что с Васильевым А.П. вместе работали в Тарасовском рудоуправлении водителями на автомашине «БелАЗ», перевозили рудную массу из карьера на фабрику. Условия труда в карьере были вредными из-за сильной запыленности кварцитовой пылью, которая оседала в легких, вызывая заболевание силикозом. Сильная запыленность была вызвана тем, что в карьере бурили скважины, производились взрывные работы, дробили кварцит, работали экскаваторы. В связи с этим им выдавалось молоко, предоставлялся дополнительный отпуск, их направляли на лечение в санатории. Работали круглый год, полный рабочий день в три смены. Васильев А.П. работал на автомашине «БелАЗ», занимался перевозкой горной массы. Дороги посыпались кварцитовыми отходами, поэтому на дорогах от движения машин постоянно стояло облако пыли. Дороги поливали водой, чтобы уменьшить запыленность, но запыленность не уменьшалась. Машины «БелАЗ» использовались в технологическом процессе, так как автомобиль большегрузный, крупногабаритный, поэтому они работали только в карьере и возили рудную массу на фабрику. В настоящее время он находится на пенсии, которая была назначена ему на льготных основаниях по решению суда. Пенсионный фонд обжаловал решение суда в областной суд, но решение суда оставлено в силе.    

       Таким образом, из представленных документов и свидетельских показаний установлено, что на предприятии Тарасовское рудоуправление производились вскрышные работы, бурение и взрывы горных пород в карьере, вывозилась горная масса из карьера на дробильно-обогатительную фабрику этого же предприятия, то есть выполнявшие эту работу работники были непосредственными участниками технологического процесса. Автомашины марки «БелАЗ» использовались только в технологическом процессе на транспортировке горной массы полный рабочий день.

            Согласно ст.56ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих работу истца по перевозке горной массы в технологическом процессе, что его переводили на другую работу, того, что в оспариваемый период времени истец был занят неполный рабочий день или сезонно на работе, предусмотренной Списком №2.

            Ссылка представителя ответчика на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его занятость в технологическом процессе по перевозке горной массы в течение полного рабочего дня, по мнению суда, является несостоятельной. Совокупность всех исследованных доказательств свидетельствует о законности требований истца.

            Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие, на котором работал истец, ликвидировано в связи с банкротством в декабре 2003г.л.д.37-38). Поэтому истец лишен возможности представить дополнительные документы и развернутую справку о характере своей работы, им представлены документы, сохранившиеся в архиве. Отказ по формальным основаниям является нарушением права истца на пенсионное обеспечение.

            По мнению суда в судебном заседании достоверно установлен факт работы истца на работах с вредными условиями труда.

             Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            Исковое заявление Васильева А.П. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж удовлетворить.

            Решение комиссии по реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области № 66 от 22.11.2010 г. признать незаконным.

            Обязать ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области зачесть Васильеву А.П. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 период работ в Тарасовском рудоуправлении МЧМ СССР «Союзогнеупор» в должности шофера автомашины «БелАЗ» с 05.07.1982 г. по 04.03.1991 года включительно.

            Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тарасовский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

            Председательствующий судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 18.02.2011 года.