Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 марта 2011 года пос. Тарасовский Ростовской области Тарасовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Шаповаловой С.В., с участием истца Лавренко В.А., представителя истца - адвоката Краснощекова А.В., представившего удостоверение № 0766 и ордер № 940 от 09.03.2011 г., представителя ответчика Семиглазовой Е.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года, при секретаре судебного заседания Рыгиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавренко Владимира Александровича к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ об отказе в принятии к подсчёту льготного стажа для начисления пенсии и о включении в льготный стаж периодов работы в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, У С Т А Н О В И Л: Лавренко В.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тарасовском районе Ростовской области (в дальнейшем – ГУ УПФ РФ) с иском об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ об отказе в принятии к подсчёту льготного стажа для начисления пенсии и о включении в льготный стаж периода работы в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, утверждая, что протоколом комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области по назначению пенсий № 4 от 28.01.2011 года ему было отказано во включение в льготный стаж периодов его работы в Тарасовском рудоуправлении в качестве шофера автомобиля «БелАЗ 540 А» с 06.06.1977 г. по 13.03.1979 г., так как не подтверждена его занятость по перевозке горной массы в технологическом процессе в данный период трудовой деятельности. С выводом комиссии он не согласен, поскольку, работая водителем автомобиля «БелАЗ» в Тарасовском рудоуправлении, он занимался перевозкой горной массы исключительно в технологическом процессе, так как автомобили этой марки никакие другие работы в р удоуправлении не осуществляли. В судебном заседании истец Лавренко В.А. настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в нём основаниям. Также пояснил, что имеет право на назначение досрочной пенсии в связи с наличием льготного стажа – работой в районах Крайнего Севера. В этот стаж возможно включение и стажа работы в Тарасовском Рудоуправлении. Его работа в должности водителя «БелАЗа» заключалась в перевозке вскрышных пород и рудной массы. Им выдавались средства индивидуальной защиты и спецпитание. На иных работах, не связанных с технологическим процессом, он занят не был. Представитель ответчика Семиглазова Е.А. исковые требования не признала, пояснив, что истцом не представлены доказательства постоянной занятости в технологическом процессе по перевозке горной массы. Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив представленные материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Лавренко В.А. обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в дальнейшем - ФЗ-173 от 17.12.2001 г.) л.д. 54-58). Досрочное назначение трудовой пенсии по старости производится мужчинам ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. по пп. 1 п.6 ст. 28 – по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год в этих районах. Кроме того, ст. 28.1 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях, кроме случаев, особо указанных в данной статье, к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ. Представителем ответчика не оспаривалось в судебном заседании право истца на досрочное назначение пенсии по старости по пп.6 п. 1 ст. 28 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. - при наличии стажа, установленного пенсионным законодательством. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) – на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. (1991 г.) разделом 1 «Горные работы» подразделом 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности», пунктом «а» предусмотрены водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Наименование этой же профессии было предусмотрено и Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (1956 г.). Время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных данным Списком, засчитывается в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии и приравнивается к работам, предусмотренными Списком № 2 (1991 г.). Согласно протоколу комиссии по реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе № 4 от 28.01.2011 г. л.д. 7-10), в специальный стаж Лавренко В.А. не был засчитан период работы в Тарасовском рудоуправлении в должности шофера автомашины БелАЗ с 06.06.1977 г. по 13.03.1979 г. включительно (01 год 09 месяцев 08 дней), поскольку истцом не была подтверждена занятость на перевозке горной массы в технологическом процессе. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, если в трудовой книжке отсутствуют записи об отдельных периодах работы, принимаются выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Как следует из трудовой книжки л.д. 6), Лавренко В.А. работал в Тарасовском рудоуправлении Союзогнеупор, в период с 06.06.1977 г. по 13.03.1979 г. включительно в должности шофера автомашины «БелАЗ-540». Из пояснений истца следует, что пенсионным фондом ему не включены в специальный трудовой стаж, позволяющий начисление трудовой пенсии по старости по Списку №2, периоды работы в рудоуправлении в качестве шофера автомашины марки «БелАЗ» с 06.06.1977 г. по 13.03.1979 г. Указанный период работы не был включён в специальный стаж, так как им не подтверждена занятость на перевозке горной массы в технологическом процессе. Считает, что эти периоды подлежат включению в стаж, так как машины БелАЗ-540 А являются карьерными машинами, занимались только перевозкой горной массы из карьера на дробильную фабрику, работали только в карьере, на другие виды работ их не отвлекали. Работали круглый год в три смены. Работа была вредная из-за сильной запыленности кварцитовой пылью, которая не выводится из организма, оседает в легких и вызывает заболевание силикоз. Сильная запыленность и загазованность была из-за бурения и взрывов в карьере, работы экскаватора при погрузке и разгрузке горной массы, при перевозке. Им предоставлялись льготы в виде молока и дополнительного отпуска. С ним вместе работали Палатовский А.А. и Шатохин В.А., которым уже назначены льготные пенсии. Утверждения истца также подтверждаются и представленными документами. Истцом Лавренко В.А. были представлены технические проекты по разработке Тарасовского месторождения кварцита за 1983, 1984, 1991 г., уточняющие особый характер работы в Тарасовском рудоуправлении, согласно которых это предприятие являлось предприятием по добыче и переработке кварцитов. В состав рудоуправления входили: дробильно-обогатительная фабрика; карьер по добыче кварцита; карьер по добыче песка; энергетическое и транспортное хозяйство. Основными процессами в ходе проведения горных работ в карьере по добыче кварцита, в результате которых выделяются вредные вещества, являются: блочные взрывы в карьере, бурение скважин буровыми станками погрузка горной массы экскаваторами. Карьер является источником залповых выбросов при производстве массовых взрывов. Для производства вскрышных работ и вывоза с карьеров горной массы на дробильно-обогатительную фабрику применяется автотранспорт с дизельными двигателями «БелАЗ-540», «КрАз-256 Б», «ТАТРА-845», «ЗИЛ-133», «МАЗ-500», была предусмотрена транспортировка полезного ископаемого от забоя на ДОФ автомобильным транспортом – автосамосвалами «БелАЗ-540 А». При движении автомобильного транспорта происходит загрязнение воздушного бассейна сажей и токсичными веществами, содержащимися в выхлопных газах, выделяемых двигателями автомобилей. Данные обстоятельства подтверждаются также пояснительной запиской по мероприятиям по обеспечению отгрузки товарной продукции Тарасовского рудоуправления со ст. Тарасовка ЮЖД, в которой указано, что перевозка готовой продукции с ДОФ до станции Тарасовка осуществлялась машинами «КраЗ» грузоподъемностью 12 тонн, ширина проезжей части автодорог и улиц на подходах к мосту, а также грузоподъемность самого моста (50 тонн), не обеспечивают двустороннего движения автосамосвалами типа «БелАЗ-540»; разработкой нормативов предельно допустимых выбросов Тарасовского рудоуправления л.д. 16-21, 27-28,л.д. 29-31, 36-47). Для производства вскрышных работ и вывоза из карьера горной массы на дробильно-обогатительную фабрику применяется автотранспорт с дизельными двигателями: «БелАЗ-540» (13шт.), «КрАЗ-2565» (6 шт.), «КамАЗ-5416» и т.д. л.д. 33). Согласно рабочего проекта по разработке Тарасовского месторождения кварцитов транспортировка вскрышных пород из забоев в выработанное пространство карьера осуществляется автосамосвалами «БелАЗ-540 А» и «КрАЗ-256». Добычные работы ведутся с применением буровзрывных работ, погрузка взорванной массы осуществляется экскаваторами в автосамосвалы «БелАЗ 540А» и транспортируется на ДОФ, расположенную в поселке «Рудоуправление». Из технической документации за 1983г. следует, что вывоз сырья из карьера на ДОФ осуществляется парком автотранспорта, в том числе БелАЗ-540, грузоподъёмностью 27 тонн в количестве 14 шт. л.д. 16-21, 22-23). Согласно инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу Тарасовским рудоуправлением к основному производству предприятия относится карьер по добыче карьера и дробильно-обогатительную фабрика по производству кварцита. Основная вредность: пыль кварцитовая л.д. 29-35). Из акта комиссии по установлению льготного стажа водителей от 13.05.1992 года л.д. 15) и приказа № 134 от 13.05.1992 г. л.д. 14), следует, что в связи с введением в эксплуатацию с 01.06.1971 года автомашины «БелАЗ-540» для транспортировки горной массы в технологическом процессе и вывозке отходов считать льготным стаж водителей автомашин «БелАЗ»-540А. Утверждения истца Лавренко В.А. также подтверждаются и показаниями свидетелей. Свидетель П. показал суду, что он вместе с Лавренко В.А. работали в Тарасовском рудоуправлении водителями на автомашине «БелАЗ». Работали на перевозке горной массы и рудной массы из карьера на фабрику. Работа в карьере была связана с вредными условиями труда, поскольку кварцитовая пыль представляет собой как бы мелкодробленое стекло, которая оседала в легких, вызывая заболевание силикозом. В карьере работали буровые станки, производились взрывные работы, работали экскаваторы, из-за чего была сильная загазованность, поэтому им каждую смену выдавали молоко и спецодежду, говорили, что эта работа дает право на льготную пенсию. Работали круглый год и полный рабочий день по 7 часов, у них был такая продолжительность рабочего дня в связи с вредными условиями труда. Машины «БелАЗ» использовались в технологическом процессе, так как это автомобиль карьерный, на других работах его использовать нельзя. В настоящее время он находится на пенсии, которая была назначена на льготных основаниях. Лавренко В.А. работал только на автомашине «БелАЗ». Свидетель Ш. показал суду, что с Лавренко В.А. вместе работали в Тарасовском рудоуправлении водителями на автомашине «БелАЗ», перевозили рудную массу из карьера на фабрику. Условия труда в карьере были вредными из-за сильной запыленности кварцитовой пылью, которая оседала в легких, вызывая заболевание силикозом. Сильная запыленность была вызвана тем, что в карьере бурили скважины, производились взрывные работы, дробили кварцит, работали экскаваторы. В связи с этим им выдавалось молоко, предоставлялся дополнительный отпуск, их направляли на лечение в санатории. Работали круглый год, полный рабочий день в три смены. Лавренко В.А. работал на автомашине «БелАЗ», занимался перевозкой горной массы. На дорогах от движения машин постоянно стояло облако кварцитовой пыли. Машины «БелАЗ» использовались только в технологическом процессе, так как автомобиль большегрузный, крупногабаритный, поэтому они работали только в карьере и возили рудную массу на фабрику. В настоящее время он находится на пенсии, которая была назначена ему на льготных основаниях по решению суда. Ни у кого не сохранилось документов, подтверждающих льготный стаж работы, так как после ликвидации предприятия документы в архив не сдавались, были брошены в конторе предприятия, частично сожжены. Таким образом, из представленных документов и свидетельских показаний установлено, что на предприятии Тарасовское рудоуправление производились вскрышные работы, бурение и взрывы горных пород в карьере, вывозилась горная масса из карьера на дробильно-обогатительную фабрику этого же предприятия, то есть выполнявшие эту работу работники были непосредственными участниками технологического процесса. Автомашины марки «БелАЗ» использовались только в технологическом процессе на транспортировке горной массы полный рабочий день. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих работу истца по перевозке горной массы в технологическом процессе, что его переводили на другую работу, того, что в оспариваемый период времени истец Лавренко В.А. был занят неполный рабочий день или сезонно на работе, предусмотренной Списком №2. Ссылка представителя ответчика Семиглазовой Е.А. на то, что истцом Лавренко В.А. не представлено доказательств, подтверждающих его занятость в технологическом процессе по перевозке горной массы в течение полного рабочего дня, по мнению суда, является несостоятельной. Совокупность всех исследованных доказательств свидетельствует о законности требований истца. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие, на котором работал истец, ликвидировано в связи с банкротством в декабре 2003 г. л.д. ). Поэтому истец лишен возможности представить дополнительные документы и развернутую справку о характере своей работы, им представлены документы, сохранившиеся в архиве. Отказ по формальным основаниям является нарушением права истца на пенсионное обеспечение. По мнению суда в судебном заседании достоверно установлен факт работы истца на работах с вредными условиями труда, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Лавренко Владимира Александровича к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ об отказе в принятии к подсчёту льготного стажа для начисления пенсии и о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, удовлетворить. Решение комиссии по реализации пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области № 4 от 28.01.2011 г. отменить. Обязать ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области зачесть Лавренко Владимиру Александровичу в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 период работ в Тарасовском рудоуправлении МЧМ СССР «Союзогнеупор» в должности шофера автомашины «БелАЗ» с 06.06.1977 г. по 13.03.1979 года (01 год 09 месяцев 08 дней). Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тарасовский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья С.В.Шаповалова Решение в окончательной форме изготовлено 16.03.2011 года