решение об обязании получить лицензию на пользование недрами



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года п. Тарасовский Ростовской области                                                                                      

            Тарасовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Потоцкой О.И.,

с участием помощника прокурора Тарасовского района Фофиловой С.Ю.

ответчика Мордовцева А.А., представителя ответчика Михайлова А.Е.

при секретаре Долгалевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарасовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мордовцеву А.А. и администрации сельского поселения Тарасовского района об обязании устранить нарушения санитарных правил, выполнить санитарно-эпидемиологические мероприятия на объекте водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор Тарасовского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мордовцеву А.А. и администрации сельского поселения Тарасовского района об обязании получить лицензию на пользование недрами и санитарно-эпидемиологическое заключение, разработать проект зоны санитарной охраны (ЗОС), устранить нарушения санитарных правил, выполнить санитарно-эпидемиологические мероприятия на объекте водоснабжения.

         В судебном заседании прокурор поддержал свои требования и пояснил, что прокуратурой Тарасовского района была проведена проверка совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО исполнения законодательства об обеспечении устойчивого водоснабжения населения качественной питьевой водой, по соблюдению санитарного законодательства на территории сельского поселения. Проверкой выявлены нарушения администрацией сельского поселения и ИП Мордовцевым А.А. требований ст.19 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Сан ПиН, выразившееся в следующем: 1.состояние павильона скважины находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии - кровля ветхая, что не исключает попадания посторонних включений, в том числе пыли, мусора и т.д., на прилегающей территории имеются заросли сорной растительности, 2. Не разработаны проекты зоны санитарной охраны (ЗСО) артезианской скважины, расположенной по адресу - ... 3. Не оформлены санитарно-эпидемиологическое заключение и  лицензия на пользование подземными недрами, распределение воды (водопользование), 4. На водозаборе отсутствует аппаратура для систематического контроля фактического дебита воды 5. Не оборудована зона санитарной охраны (ЗСО) на расстоянии не менее 30 м от водозабора, 6. Территория первого пояса ЗСО скважины не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, не озеленена, не ограждена. Дорожки к сооружениям не имеют твёрдого покрытия, 7.В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ... не представляется информация о регистрируемых аварийных ситуациях или технических нарушениях на водопроводных сетях и сооружения. Кроме того, ИП Мордовцев А.А. лицензии на пользование недрами не имеет. Также водоразводная сеть на территории ... сельского поселения находится в неудовлетворительном состоянии, степень износа труб составляет 90%, показатели химического состава воды – жесткость и сухой остаток не соответствуют санитарным нормам, поэтому необходимо заменить в ... водопроводную сеть на протяжении 6 км. Считает, что нужно обязать администрацию поселения установить на водозаборе аппаратуру для систематического контроля фактического дебита воды, разработать проект зоны санитарной охраны, произвести замену 6 км водопроводной сети в ... к 1 июня 2011г., а ИП Мордовцев А.А.должен получить лицензию на пользование недрами и санитарно-эпидемиологическое заключение в течение 6 месяцев, поскольку скважина и водопроводная сеть находятся у него в доверительном управлении и он является пользователем недр для добычи воды. ИП Мордовцев и администрация совместно должны произвести ремонт павильона скважины, расположенной в ..., территорию первого пояса ЗСО скважины спланировать для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленить, поставить ограждения и сделать к сооружениям дорожки с твёрдым покрытием.

            Представитель администрации иск признал частично, пояснив, что не признает исковые требования в части замены 6 км водопровода, так как данный водопровод, согласно актов ввода, введен в эксплуатацию в Дата обезличена году, там уложены чугунные трубы, срок амортизации которых согласно ГОСТа, 100 лет, поэтому % износа составляет менее 50%. На данном участке водопровода за последние 6 лет был только один порыв. Министерство не выделит деньги, поскольку нет экономического обоснования замены этого участка водопровода, то есть должно быть документально подтверждено, что на данном участке имеют место постоянные порывы и большая потеря воды, а этого нет. Кроме того, на замену водопровода необходимы большие финансовые вложения порядка нескольких миллионов и длительный промежуток времени, минимум 3 года, учитывая весь бюджетный процесс: выделение денег для изыскательских и проектно-сметных работ, проведение самих этих работ, конкурс, выделение денег на строительство и  само строительство. Они производили в 2008 году замену 1,5 км водопровода, на что было затрачено 800 тысяч рублей и по времени это продолжалось более 2-х лет. Годовой бюджет поселения на 2011год составляет всего 5 миллионов рублей, из которых половина дотации и субвенции из областного бюджета, на коммунальное хозяйство вообще ничего не предусмотрено. Сейчас первоочередная задача получить денежные средства на строительство водопровода в ..., так как там вообще нет питьевой воды, воду людям завозят, жители сами привозят с соседних хуторов.

            Ответчик Мордовцев иск признал частично, пояснив, что не признаёт исковые требования в части получения лицензии, так как не имеет денежных средств на эти цели. Доходы от населения за потребляемую воду низкие, большая часть их идет на оплату электроэнергии, также затраты на ГСМ, технику, ремонты, он в месяц сам получает доход только 5000 рублей, а на получение лицензии с подготовкой всех необходимых документов нужно около 60000 рублей, поэтому ему придется расторгать договор с администрацией.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Войковское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В муниципальной собственности сельского поселения находится артезианская скважина, расположенная по адресу: ..., водопроводная сеть общей протяженностью 7400 метров в ..., водонакопитель, общим объемом 125 куб.м., башня .

Согласно договору Доверительного управления имуществом № 6 от 01.12.2010г. (л.д.70) между администрацией сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Мордовцевым А.А. объекты водоснабжения: водопроводная сеть общей протяженностью 7400 метров в ... Тарасовского района и водопроводная сеть от скважины в ... протяженностью 2500 м, водонакопитель, башня переданы Администрацией сельского поселения в доверительное управление Мордовцеву А.А., который осуществляет оказание услуг по водоснабжению на территории сельского поселения.  

Следовательно, согласно представленному договору техническое обслуживание и содержание системы водоснабжения сельского поселения, обслуживание объектов водоснабжения осуществляет ИП Мордовцев А.А.

Статья 9 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г. устанавливает, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со ст.ст. 11 данного закона предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

П.3 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет: использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно справке, составленной по результатам проверки соблюдения санитарного законодательства (л.д.98-100), установлены следующие нарушения: 1. Состояние павильона скважины находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии (кровля ветхая, что не исключает попадания посторонних включений, в том числе пыли, мусора и т.д), на прилегающей территории имеются заросли сорной растительности, что является нарушением ст.24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Не разработаны проекты зоны санитарной охраны (ЗСО) артезианской скважины (расположенной по адресу - ...), что является нарушением п. 1.6; п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

3. Не оформлены санитарно-эпидемиологическое заключение и  лицензия на пользование подземными недрами, распределение воды (водопользование), что является нарушением п. 3 ст. 18, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999г.  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований ст.ст. 11,16 Закона №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах».

4. На водозаборе отсутствует аппаратура для систематического контроля фактического дебита воды, в нарушении п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

5. Не оборудована зона санитарной охраны (ЗСО) на расстоянии не менее 30 м от водозабора, что является нарушением п.2.2.1.1, п.2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02» «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». 

6. Территория первого пояса ЗСО скважины не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, не озеленена, не ограждена. Дорожки к сооружениям не имеют твёрдого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». 

7.В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора , не представляется информация о регистрируемых аварийных ситуациях или технических нарушениях на водопроводных сетях и сооружениях, что является нарушением п.2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Судом установлено, что у ИП Мордовцева А.А. нет лицензии и санитарно - эпидемиологического заключения, то есть отсутствует в настоящее время право пользования участками недр. Деятельность ИП Мордовцева А.А. по эксплуатации артезианской скважины не соответствует требованиям Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92г. Ссылка ответчика Мордовцева А.А. на невозможность получения лицензии из-за отсутствия денежных средств, не может служить основанием для неисполнения требований закона.

 Ещё в июле 2009г. администрации поселения выносилось органами Роспотребнадзора предписание о необходимости разработать проект ЗСО и  оборудовать их в соответствии с СанПиН л.д.31).

Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., введены в действие с 1 июня 2002 г.. Согласно этих правил (пункт 1.6) организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО

В соответствии с п.1.11 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Согласно п.1.12 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

П. 1.12.1., 1.12.2. предусматривают перечень требований, предъявляемых к текстовой части и к объему картографического материала. В соответствии с п.1.13 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Таким образом, утверждению проекта зон СО предшествует целый комплекс подготовительных мероприятий.

В соответствии с п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

П. 3.2.1.5. устанавливает - все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

Согласно п. 2.1.6. СаНПиН 2.1.4.559-96 к компетенции органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю качества питьевой воды, региональному нормированию.

Таким образом, исследованные доказательства свидетельствуют о санитарных нарушениях, допускаемых как администрацией сельского поселения, так и ИП Мордовцевым. Поэтому требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению. Поскольку получение лицензии и разработка проекта зон санитарной охраны требует большого объема подготовительного материала, документации, финансовых затрат, суд считает необходимым предоставить ответчикам срок для выполнения этих требований на 6 месяцев.

Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии » 9 ноября 2010г. произведен отбор питьевой воды из скважины и разводящей сети в ... на соответствие требованиям СанПиН 2.Дата обезличена-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим и санитарно — химическим показателям. Как следует из протоколов лабораторных испытаний л.д.10-11) анализ показал, что по микробиологическим показателям исследованные образцы воды полностью соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а проба питьевой воды по санитарно-химическим показателям из 21 показателя только по двум показателям - общая жесткость и  сухой остаток, не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 л.д.12 - 14).

           

            В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

            Из паспорта хозяйственно-питьевого водопровода (л.д.24-26) следует, что в ... 6 км водопровода имеет 90% износа. Представитель администрации пояснил суду, что когда оставлялся паспорт, отсутствовала какая-либо документация по водопроводу, и всё составлялось со слов бывших работников. Однако в настоящее время была обнаружена архивная документация по данному водопроводу и известен срок ввода в эксплуатацию водопровода по ... – в Дата обезличена..

             Прокурором не представлено суду доказательств, что не соответствие СанПиН всего лишь двух из 21 санитарно-химических показателей пробы воды связано только с состоянием водопровода и поэтому необходимо произвести замену 6 км водопровода, что только замена водопровода, а не другие мероприятия, приведет к улучшению санитарно-химических показателей воды. Необходимость замены именно 6 км водопровода прокурором ничем не обоснована, не указано, за счет каких средств должны проводиться все работы, связанные с заменой. Из представленных актов ввода в эксплуатацию водопроводных сетей по ст. ... следует, что он введен в эксплуатацию в Дата обезличена году, проложены чугунные трубы (л.д.80-90).

Суду также не представлены доказательства, что именно на этом участке водопровода имеют место частые порывы водопроводной сети, большие потери воды, население вынуждено длительное время не обеспечиваться водой. Из заявления жителей ... в адрес прокурора Тарасовского района (л.д.9) следует, что в неудовлетворительном состоянии находится само здание станции, повреждена крыша, жалоб на необходимость замены водопроводных сетей, на частые порывы и отсутствие воды в заявлении не содержится.

  Из бюджета сельского поселения на 2011г. следует, что годовой доход поселения составляет 5182,2 тыс. рублей, из которых 2295,6 тыс. рублей составляют доходы, полученные безвозмездно от других бюджетов бюджетной системы РФ. В расходной части бюджета на 2011 год не заложены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (л.д.56-59).

Никаких документальных подтверждений, заключений Роспотребнадзора или других органов, экономических обоснований о  необходимости замены 6 км водопровода в ... суду не представлено.    

            При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части замены 6 км водопроводной сети в ... не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тарасовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мордовцеву А.А. и администрации сельского поселения Тарасовского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения разработать проект зоны санитарной охраны в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, установить на водозаборе аппаратуру для систематического контроля фактического дебита воды.

Обязать ИП Мордовцева А.А. получить лицензию на пользование недрами и санитарно-эпидемиологическое заключение в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать ИП Мордовцева А.А. и администрацию ... сельского поселения Тарасовского района произвести ремонт павильона скважины, расположенной в ... спланировать территорию первого пояса ЗСО скважины для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленить, поставить ограждения и сделать к сооружениям дорожки с твёрдым покрытием.

Исковые требования прокурора Тарасовского района о замене 6 км водопроводной сети в ... Тарасовского района оставить без удовлетворения.

Взыскать с Мордовцева А.А. госпошлину в доход государства 200 (двести ) рублей.

Решение может быть обжаловано или на него внесено представление в Ростовский областной суд через Тарасовский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.  

            Председательствующий судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 4 апреля 2011г.