РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июля 2011 года п. Тарасовский Ростовской области Тарасовский районный суд Ростовской области под председательством судьи Шаповаловой С.В., с участием истца - прокурора Тарасовского района Ростовской области Иванова Ю.Н., представителя ответчика - администрации Войковского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области – главы администрации Михайлова А.Е., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, со стороны истца - отделения надзорной деятельности по Тарасовскому району ГУ МЧС России по РО – Рудакова С.А., при секретаре судебного заседания Олиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарасовского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Войковского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, отделение надзорной деятельности по Тарасовскому району ГУ МЧС России по РО, об обязании выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тарасовского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Войковского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, отделение надзорной деятельности по Тарасовскому району ГУ МЧС России по РО, об обязании выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, утверждая, что в результате проведённой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах Войковского сельского поселения были установлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, Норм пожарной безопасности (НПБ110-01), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 со стороны ответчика. Так, в нарушение требований п. 94 ППБ 01-03, на территории сельских населённых пунктов поселения или вблизи них (в радиусе 200 метров) к естественным водоисточникам на реке ... на пруду п. Войково не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение требований п. 114 ППБ 01-03 в населённых пунктах в границах поселения отсутствуют эффективные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций; в нарушение требований пп.3, 90 ППБ01-03, ГОСТ 12.4.026-2001 у источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, водоёмов), а также по направлению движения к ним не установлены указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2001; в нарушение требований ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, населённые пункты х. ... не оборудованы источниками наружного противопожарного водоснабжения; в нарушение требований ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п. 27 ППБ 01-03 не обеспечены наружным освещением в тёмное время суток все места установки источников наружного противопожарного водоснабжения; в нарушение требований п. 31 ППБ 01-03 в населённых пунктах отсутствуют пожарные мотопомпы для целей пожаротушения. В соответствии с действующим законодательством предусмотрены полномочия ответчика в части исполнения указанных требований. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Несоблюдение ответчиком правил и норм пожарной безопасности затрагивает интересы неопределённого круга лиц, постоянно или временно проживающих или находящихся на территории сельского поселения, создаёт явную угрозу пожарной безопасности на территории населённых пунктов, расположенных в границах сельского поселения. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика на территории сельских населённых пунктов поселения или вблизи них (в радиусе 200 метров) к естественным водоисточникам на реке ..., на пруду п. Войково устроить подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; приобрести и установить в каждом населённом пункте эффективные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций; у источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоёмы), а также по направлению движения установить указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2001; обустроить источниками наружного противопожарного водоснабжения населённые пункты – х. Елань, х. Ушаковка; обеспечить наружным освещением в тёмное время суток все места установки источников наружного противопожарного водоснабжения; приобрести пожарные мотопомпы для целей пожаротушения в каждый населённый пункт в соответствии с ППБ 01-03 п. 31: с количеством усадеб не более 300 переносными мотопомпами, с количеством усадеб более 300 – прицепными пожарными мотопомпами, разработать порядок доставки мотопомп к месту пожара. В судебном заседании прокурор Тарасовского района Ростовской области Иванов Ю.Н. настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Войковского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области – глава администрации Михайлов А.Е. исковые требования признал частично. Указал, что для проведения работ по обустройству пирсов, обеспечению наружным освещением необходим длительный временной период, поскольку данные работы требуют проведения предварительных согласований и продолжительный период непосредственного строительства, а также значительные денежные средства, которыми ответчик не располагает. Указал, что гидранты имеются в тех населённых пунктах, где имеется водопровод. В некоторых населённых пунктах нет даже электричества. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, со стороны истца - отделения надзорной деятельности по Тарасовскому району ГУ МЧС России по РО – Рудаков С.А. заявленные прокурором требования поддержал, поскольку необходимо устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с п. 9 ч. l ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в дальнейшем – ФЗ от 21.12.1994 года) финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Согласно статье 19 ФЗ от 21.12.1994 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 года, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В частности, «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) (в дальнейшем – ППБ 01-03),утверждённые приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года. В соответствии со статьёй 37 ФЗ от 21.12.1994 года и частью 1 ППБ 01-03, органы местного самоуправления обязаны исполнять требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с результатами проверки, проведённой в апреле-мае 2011 года отделением надзорной деятельности по Тарасовскому району ГУ МЧС России по РО л.д.7-12), установлены нарушения требований ФЗ от 21.12.1994 года, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в дальнейшем – Технический регламент), ППБ 01-03, «Норм пожарной безопасности" (НПБ 110-01),утверждённых приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года, со стороны администрации Войковского сельского поселения, которые заключаются в следующем: в нарушение требований п. 94 ППБ О 1-03 на территории сельских населённых пунктов поселения или вблизи них (в радиусе 200 м.) к естественным водоисточникам (реки, пруды и т.п.) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение требований п. 114 ППБ О 1-03 на территории сельских населённых пунктов в границах поселения отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и ЧС; в нарушение требований п.п. 3, 90 ППБ 01-03, ГОСТ 12.4.026-2001 у источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоёмы), а также по направлению движения к ним не установлены указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2001; в нарушение требований ст. 68 Технического регламента, п. 3 ППБ 01-03 населённые пункты: х. ... не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения; в нарушение требований ст. 63 Технического регламента, п. 27 ППБ О 1-03 места установки источников наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены наружным освещением в тёмное время суток; в нарушение требований п. 31 ППБ 01-03 в населённых пунктах сельского поселения отсутствуют пожарные мотопомпы для целей пожаротушения. Отсутствие наружных источников пожаротушения в х. Елань и в х. Ушаковка подтверждено списком мест для забора воды из естественных водоёмов л.д. 31). В соответствии с п. 4 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность сельских поселений, обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Статьями 20, 41, 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого человека на жизнь, на охрану здоровья, на охрану частной собственности. Данные права обеспечиваются, в том числе, и при соблюдении требований Утверждения ответчика о невозможности самостоятельного устранения выявленных нарушений в связи с отсутствием финансовых средств, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: решением № 71 от 28.02.2011 года о внесении изменений в Решение Собрания депутатов Войковского сельского поселения от 29.11.2010 года № 60 «О бюджете Войковского сельского поселения Тарасовского района на 2011 год (в редакции от 07.12.2010 года № 65)» л.д. 32-35). Однако данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку непринятие администрацией Войковского сельского поселения мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности на территории населённых пунктов, расположенных в пределах границ сельского поселения, создаёт угрозу пожарной безопасности. Указанные нарушения закона, как в отдельности, так и в совокупности при возникновении пожаров, особенно в пожароопасный период, могут повлечь серьёзные последствия, связанные с массовым уничтожением огнём имущества, человеческими жертвами. Кроме того, представителем ответчика Михайловым А.Е. в судебном заседании указано на фактическое признание заявленных истцом требований об устранении выявленных недостатков, частичное признание связано только с отсутствием финансирования на указанные цели и длительными сроками работ, необходимых для устранения выявленных нарушений. Сведения о фактическом устранении выявленных нарушений суду не представлены. Так, представлен мобилизационный план организации тушения лесных пожаров по Войковскому сельскому поселению л.д. 30), а сведения об организации тушения пожаров, использовании специального оборудования (мотопомп) в населённых пунктах сельского поселения, не представлены. Суд учитывает принятие ответчиком муниципальной долгосрочной целевой программы л.д. 36-45), однако полагает её явно недостаточной для устранения выявленных нарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора. Суд в соответствии с ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 1 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Тарасовского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Войковского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, со стороны истца - отделение надзорной деятельности по Тарасовскому району ГУ МЧС России по РО, об обязании выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию Войковского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области на территории сельских населённых пунктов поселения или вблизи них (в радиусе 200 метров) к естественным водоисточникам на реке ..., на пруду п... устроить подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; приобрести и установить в каждом населённом пункте эффективные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций; у источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоёмы), а также по направлению движения установить указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.026-2001; обустроить источниками наружного противопожарного водоснабжения населённые пункты – х. Елань, х. Ушаковка; обеспечить наружным освещением в тёмное время суток все места установки источников наружного противопожарного водоснабжения; приобрести пожарные мотопомпы для целей пожаротушения в каждый населённый пункт в соответствии с ППБ 01-03 п. 31: с количеством усадеб не более 300 переносными мотопомпами, с количеством усадеб более 300 – прицепными пожарными мотопомпами, разработать порядок доставки мотопомп к месту пожара. Установить срок исполнения решения суда в части обязания обустройства пирсов, обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения, обеспечения наружным освещением – один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано или на него внесено представление в Ростовский областной суд через Тарасовский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья С.В.Шаповалова Решение в окончательной форме изготовлено 08.07.2011 года
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам
местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
пожарной безопасности.
круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что перечень конкретных граждан, которым может быть причинён ущерб, определить невозможно, прокурор Тарасовского района был вправе обратиться с иском в защиту неопределённого круга лиц, интересов общества и государства.