решение по иску к ПФ РФ о досрочном назначении пенсии



Номер обезличен

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года пос. Тарасовский

                                                                                                                         Ростовской области

              Тарасовский районный суд Ростовской области в лице председательствующего судьи Арьяновой Т.М., с участием: истца – Чупринина Э.В., представителя ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области – Семиглазовой Е.А., действующей на основании доверенности № 11 от 11.01.2011 года;  при секретаре судебного заседания Куркиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Чупринина Э.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе об отказе в назначении пенсии и об обязании ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе назначить досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

             Чупринин Э.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе об отказе в назначении пенсии и об обязании ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе назначить досрочную пенсию, утверждая, что обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указывая на то, что с 01.07.1986 года по 24.08.1987 года он работал в должности учителя физического воспитания в Дячкинской средней школе, с 01.10.1992 года по настоящее время в должности директора ДЮСШ и по совместительству тренером-преподавателем ДЮСШ, специальный стаж по осуществлению педагогической деятельности более 25 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке и не оспариваются Пенсионным фондом. Однако решением ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области от 15.07.2011 года, протокол № 52, в назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ему было отказано на том основании, что у него отсутствует требуемый специальный стаж, так как Пенсионный фонд не включает в специальный стаж период работы с 01.01.2001 года по настоящее время в силу того, что указанный период работы не дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Считает, что указанный период работы должен быть включен в специальный стаж для назначения ему пенсии. Просит суд решение ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области от 15.07.2011 года протокол № 52 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отменить и обязать ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области произвести назначение и выплату ему пенсии с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд – с 01.07.2011 года.

             В судебном заседании истец Чупринин Э.В. настаивал на удовлетворении исковых требований, по указанным в нем основаниям, пояснив, что осуществлял педагогическую деятельность более 25 лет, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии.

             Представитель ответчика ГУ УПФ РФ Семиглазова Е.А. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражении к исковому заявлению, пояснив, что работа истца в должности учителя Дячкинской средней школы и в должности тренера-преподавателя ДЮСШ (временной отрезок с 01.07.1986 года по 30.09.1992 года – 6 лет 3 месяца) подлежат безусловному включению в льготный стаж, далее работа истца в ДЮСШ в должности директора и тренера-преподавателя по совместительству, подлежащая включению в льготный стаж, ограничивается временным периодом с 01.10.1992 года по 31.12.2000 года (8 лет 3 месяца), так как работа в должности директора засчитывается только за период до 01.11.1999 года, а также Чуприниным Э.В. не выполнено одно из условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, согласно которого, стаж работы по осуществлению педагогической деятельности должен быть на 01.01.2001 года не менее 16 лет 8 месяцев, а у Чупринина Э.В. -  14 лет 6 месяцев, поэтому просила суд отказать в удовлетворении иска.

              Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

             Как видно из материалов дела, Чупринин Э.В. 04.07.2011 года обратился в ГУ УПФ РФ в Тарасовскому районе Ростовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

              Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском района Ростовской области по назначению пенсии от 15.07.2011 года отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности.

              Данной комиссией были включены в специальный стаж следующие периоды работы Чупринина Э.В.:  с 01.07.1986 года по 24.08.1987 года в должности учителя физического воспитания в Дячкинской средней школе, с 24.08.1987 года по 30.09.1992 года в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ, с 01.10.1992 года по 31.12.2000 года в должностях директора ДЮСШ и по совместительству тренера-преподавателя ДЮСШ, итого 14 лет 6 месяцев.

              По решению комиссии не были включены в специальный стаж Чупринина Э.В. период его работы с 01.01.2001 года по настоящее время в должностях директора ДЮСШ и по совместительству тренера-преподавателя ДЮСШ.

  Как следует из трудовой книжки на имя Чупринина Э.В., он с 01.07.1986 года по 24.08.1987 года работал в должности учителя физического воспитания в Дячкинской средней школе, с 24.08.1987 года по 30.09.1992 года в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ, с 01.10.1992 года по настоящее время в должностях директора ДЮСШ и по совместительству тренера-преподавателя ДЮСШ.

 В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.  

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений  (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

   На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, утвердившего Списки должностей, работы в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. Периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781.

   Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Из абзаца 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Списком профессий и должностей работников народного образования педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (утратил силу с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) предусматривались должности учителя школ всех типов и наименований, директора и тренера-преподавателя в детско-юношеских спортивных школах.

  Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 право на льготное пенсионное обеспечение установлено учителям (наименование должностей пункт 1) в школах всех наименование (наименование учреждений пункт 1.1);  директорам и тренерам-преподавателям (наименование должностей пункт 2) детско-юношеских спортивных школ всех наименований (наименование учреждений пункт 2).

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела Наименование должностей Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 01.01.2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Из этого следует, что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, работающим в соответствующих должностях и имеющим стаж работы в образовательных учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на 01.01.2001 года не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в учреждениях дополнительного образования детей в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067. Таким образом, условия выхода на досрочную трудовую пенсию, изложенные в п. 12 Правил от 29.10.2002 года № 781, и в п. № Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (с учетом изменений от 01.02.2002 года) применяются, начиная с 01.11.1999 года.

Таким образом, с учетом засчитанного комиссией Чупринину Э.В. специального стажа продолжительностью 14 лет 6 месяцев его специальный стаж по состоянию на 01.01.2001 года не составляет 16 лет 8 месяцев, что исключает последующий зачет в специальный стаж его работы в должностях директора и тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

Согласно подпункта «в» пункта 8 Правил работа в должности директора учреждений, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка в стаж работы засчитывается только за период до 01.11.1999 года.

Таким образом, работа истца в качестве директора ДЮСШ за период после 01.11.1999 года не может быть засчитана в льготный стаж.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В период с 01.01.2001 года по настоящее время необходимо исходить из условия выполнения им (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам - преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 года № 20-58-196/20-5/7).

Однако, как усматривается из материалов дела, педагогическая нагрузка Чупринина Э.В. в должности тренера-преподавателя в период после 01.01.2001 года по 31.08.2009 года составляла 12 часов в неделю, а с 01.09.2009 года 6 часов, в связи с чем, также отсутствует возможность включения спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах оснований для назначения Чупринину Э.В. досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при отсутствии совокупности условий, предусмотренных п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не имеется.

Поэтому в удовлетворении требований Чупринина Э.В. об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе об отказе в назначении пенсии и об обязании ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе назначить досрочную пенсию необходимо отказать.      

          Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 года является несостоятельной, так как предметом рассмотрения Суда был вопрос о подведомственности учреждений для детей, в которых осуществлялась педагогическая деятельность заявителей. ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе Ростовской области при разрешении вопроса о назначении досрочной пенсии Чупринину Э.В. не ставилась под сомнение подведомственность учреждений, в которых он осуществлял педагогическую деятельность.

           Исходя из толкования указанной правовой позиции, как Верховного Суда РФ, так и Конституционного Суда, выводы о которых указывает истец, действительно направлены на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Между тем, поскольку, на момент введения нового правового регулирования, после вступления в силу Федерального закона  «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2002 года, Чупринин Э.В. выработал стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей менее 16 лет 8 месяцев, то спорный период с 01.01.2001 года не мог быть ему включен в специальный стаж.

              Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Чупринина Э.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Тарасовском районе Ростовской области об отмене решения комиссии ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе об отказе в назначении пенсии и об обязании ГУ УПФ РФ в Тарасовском районе назначить досрочную пенсию, отказать.  

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Тарасовский райсуд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.М. Арьянова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2011 года