Решение от 15.06.10 о назначении досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 15 июня 2010 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А.,

с участием истца Т., представителя ответчика У. по доверенности Д.

при секретаре В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 15 июня 2010 года дело

по иску Т. к У. о признании решения № 190 от 08.04.2010 года незаконным, обязании включить в стаж периода службы в рядах Вооруженных силах СССР и понуждении назначить досрочную пенсию с 31 марта 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд к У. о признании решения № 190 от 08.04.2010 года незаконным, обязании включить в стаж периоды службы в рядах Вооруженных сил СССР и обязании назначить досрочную пенсию, указав, что 31 марта 2010 года он обратился в У. с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в связи с педагогической деятельностью. 08 апреля 2010 года его заявление было рассмотрено, принято решение № 190, согласно которого У. отказало ему в досрочном назначении пенсии на основании решения № 136 Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав. Комиссия не включила в специальный трудовой стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 23 октября 1984 года по 10 декабря 1986 года. С выводами Комиссии он не согласен по следующим основаниям. Свой отказ Комиссия мотивировала тем, что Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 не предусматривают включение в специальный стаж службу в армии по призыву. Однако Комиссия не учла следующее. С 23 октября 1984 года по 10 декабря 1986 года он действительно проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР. В этот период применялось постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п. «г» ч. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Силах СССР. Согласно п. 4 указанного Положения время работы, указанное в п.п. 1, 2, 3 данного Положения (служба в составе Вооруженных Сил СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР № 433 от 06.09.1991 г. сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном гл. 6 указанного закона, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на трех соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого закона. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающему по существу отмену (отсрочку) для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенное им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 2, 7, 17, 18, 19, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) Конституции РФ. В связи с этим, полагает, что время его службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в его стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. С учетом этих положений его стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по состоянию на настоящее время составляет более 25 лет. Таким образом, в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 23 октября 1984 года по 10 декабря 1986 года должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В связи с указанным отказом У. нарушено его конституционное право на пенсионное обеспечение. Просит суд признать незаконным решение № 190 от 08 апреля 2010 года У. по заявлению Т. от 31 марта 2010 года № 190 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать У. назначить с 31 марта 2010 года Т. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в трудовой стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 23 октября 1984 года по 10 декабря 1986
года.

В судебном заседании истец Т. исковые требования поддержал в полном объёме и настаивал на их удовлетворении, подтвердил все указанное в иске.

В судебном заседании представитель ответчика У. по доверенности Д. иск не признала, просила отказать в иске по основаниям указанным в решении комиссии У. В письменном отзыве указала, что с 01.01.2002 общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ). В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости. В частности, подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по возрасту. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Списки), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила), которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Законе № 173-ФЗ понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что названные Списки и Правила не содержат указания на возможность включения в специальный стаж педагогическим работникам периодов прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с соответствующими правовыми последствиями для истца в части пенсионного обеспечения, как и ранее действовавшие списки. Приведенное мнение ответчика согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 18 июня 2004 г. № 197-0 и от 20 октября 2005 г. № 392-0. Кроме этого, исходя из положений пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится пенсионными органами одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В то же время, исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О и от 06.03.2003 № 107-О, и изданных на их основе Разъяснений Минтруда России от 17.10.2003 № 4, утвержденных Постановлением Минтруда России № 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) следует, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является -полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Правомерность изложенной позиции нашла закрепление в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Спорный период службы истца в Вооруженных силах СССР имел место в 1984-86 годах. В указанный период пенсионное обеспечение педагогических работников регламентировалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее-Положение № 1397). По совокупности правовых предписаний подпункта «г» пункта 1 и пункта 4 Положения № 1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР... - при условии, если не менее 2/3 стажа (что соответствует 16 годам 8 месяцам), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Положение № 1397 утратило силу с 01.01.1992г. в связи с введением в действие Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и утверждением Постановлениями от 06.09.1991г. № 463 и № 464 в соответствии со ст. 83 указанного Закона «новых» Списков, а также изданием Верховным Советом РСФСР Постановления от 12.12.1991 г. «О ратификации Соглашения о создании СНГ», установившего, что на территории РФ, до принятия законодательных актов РФ, нормы бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ. Таким образом, определение 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397, должно осуществляться на 01.01.1992 года, то есть дату утраты силы данным нормативным правовым актом. Между тем, на указанную дату у истца отсутствовало 2/3 стажа (фактически продолжительность специального стажа составляет 6 лет 9 месяцев 23 дня), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397. Изложенное означает, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в педагогический стаж Т. Помимо изложенного, заявитель, не выработав специальный стаж до дня отмены Положения № 1397, не приобрел право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством - Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в связи с чем исчисление стажа на соответствующих видах работ должно осуществляться на основе норм Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как того требует Разъяснение Минтруда России от 17.10.2003 № 4, утвержденное Постановлением Минтруда России № 70 от 17.10.2003, и указывает Конституционный Суд РФ в Определении от 29.01.2004г. № 2-П. Просит суд не включать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды службы Т. в рядах Вооруженных сил СССР с 23.10.1984 г. по 10.12.1986 г. Отказать Т. в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в связи с педагогической деятельностью в связи с тем, что для назначения такой пенсии требуется не менее 25 лет специального стажа, а у него выработано 23 года 3 месяца 24 дня.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Т. подлежащими удовлетворению.

Согласно протоколу У. № 136 от 08 апреля 2010 года Т. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссией установлено, что в период с 23.10.1984 г. по 10.12.1986 г. истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР л.д. 6-7), что также следует из записей в трудовой книжке истца от 14 января 1987 года № АТ л.д.8-11) и подтверждается военным билетом НА № 6 от 23 октября 1984 года. л.д. 12-13)

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года №11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях,- в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

С 23.10.1984 г. по 10.12.1986 истец Т. действительно проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.

В этот период применялось постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п. «г» ч. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно п. 4 указанного Положения время работы, указанное в п.п. 1, 2, 3 данного Положения (служба в составе Вооруженных Сил СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР № 433 от 06.09.1991 г. сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с 23.10.1984 г. по 10.12.1986 г.

Таким образом, с учетом спорного периода трудовой стаж истца, входящий в его педагогическую деятельность, на момент обращения в У. составлял 25 лет 05 месяцев и 11 дней (из которых 23 года 03 месяца 24 дня, которые зачёл ответчик и 2 года 1 месяц и 17 дней его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 23.10.1984 г. по 10.12.1986 г. ), что более 25 лет, установленных действующим законодательством, отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным.

Исковые требования Т. об обязании У. назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть со 31 марта 2010 года подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отказ в удовлетворении исковых требований Т. означал бы нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 200 руб., уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит взысканию с У. в пользу истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Т. к У. о признании решения № 190 от 08.04.2010 года незаконным, обязании включить в стаж периоды службы в рядах Вооруженных сил СССР и понуждении назначить досрочную пенсию, удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение У. № 190 от 08.04.2010 года об отказе в назначении пенсии Т.

Обязать У. включить в льготный трудовой стаж Т., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» период его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 23.10.1984 г. по 10.12.1986 г.

Обязать У. назначить досрочную трудовую пенсию Т. с 31 марта 2010 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 суток с момента его вынесения.

Судья