Решение от 13.05.2010 о признии незаконным бездействия



Дело NNN годР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре Л, с участием старшего помощника Тарского межрайонного прокурора БВЮ, представителя ответчика АТМР по доверенности ВТА, представителя третьего лица КОАТМР по доверенности ЦЗЗ, рассмотрев в открытом судебном заседании в xxx дд.мм.ггг года гражданское дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних лиц, к АТМР о признании незаконным бездействия АТМР в части невыделения в полном объеме денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности, возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о противодействии терроризму, взыскании государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л :

Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к АТМР указав в нем, что в МОУ выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму, а именно в МОУ наружный противопожарный водоём для целей пожаротушения находится в неисправном состоянии (Ф3 № 123 ст. 62; ППБ 01-03 п.3,89). Бездействие АТМР выражается в невыделении денежных средств в полном объеме на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. Таким образом, противопожарная защищённость МОУ не соответствует складывающейся обстановке и предъявляемым требованиям, что может привести к террористическим актам, создать угрозу для жизни и привести к массовой гибели людей, тем самым грубо нарушить права граждан гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, МОУ, осуществляет обучение несовершеннолетних детей в зданиях, не отвечающих требованиям противопожарной безопасности, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения мер по выполнению требований пожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства РФ. Просит суд признать незаконным бездействие АТМР, в части не выделения в полном объеме денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности. Обязать АТМР в двухмесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о противодействию терроризму, а именно: произвести ремонт наружного противопожарного водоёма для целей пожаротушения (Ф3 NNN ст. 62; ППБ 01-03 п.3,89) и взыскать с ответчика сумму государственной пошлины.

В судебном заседании старший помощник Тарского межрайонного прокурора БВЮ исковые требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.

В судебном заседании представитель ответчика АТМР по доверенности ВТА иск не признала, указала, что АТМР исковые требования в части невыделения в полном объеме денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности не признает. Ответчиком выделяются бюджетным учреждениям денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в рамках утвержденного местного бюджета на соответствующий год. Определенная сумма учреждению в рамках возможного бюджетного финансирования стабильно выделялась, администрацией были предприняты и осуществлены первичные меры по устранению нарушений, финансировались расходы, связанные с содержанием здания, оплатой коммунальных услуг, обслуживанием пожарной сигнализации, выплатой зар.платы лицам, работающим в учреждении и т.п. Следует признать требование прокурора, указанное в пункте 2 искового заявления, не соответствующим действующему законодательству. Поскольку данное требование обязывает орган местного самоуправления выделить/перераспределить бюджетные средства на осуществление мероприятий в сфере пожарной безопасности, исполнить его в указанный двухмесячный срок невозможно, поскольку бюджет района уже принят с дефицитом на 2010 год, просит увеличить срок для устранения недостатков до 12 месяцев.

Представитель третьего лица МОУ МАМ, будучи надлежащим образом уведомленный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Представитель третьего лица КОАТМР по доверенности ЦЗЗ, в ходе судебного заседания, пояснила, что действительно в настоящее время выявленные нарушения существуют. Денежные средства учреждению учредителем действительно выделялись, однако их недостаточно для того, чтобы устранить все нарушения.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с Уставом МОУ учредителем учреждения является АТМР. Кроме этого движимое и недвижимое имущество МОУ является муниципальной собственностью и закреплено за МОУ на праве оперативного управления л.д. 5-19).

Из акта проверки от дд.мм.ггг года следует, что в МОУ обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении л.д. 29).

В соответствии со справкой КФК следует, что Администрацией Тарского муниципального района не в полном объеме выделены денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МОУ л.д. 25).

Из информационного письма КОАТМР от дд.мм.ггг года NNN следует, что денежные средства из местного бюджета на устранение нарушений требований пожарной безопасности МОУ не выделялись л.д. 36).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), в соответствии с п. 43 Правил противопожарные системы и установки помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

В соответствии с п. 11 ст. 15, п.13 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления обязаны содержать здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, а также заниматься обустройством прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.

Кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, деятельность которых должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из этого, следует, что законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Таким образом, противопожарная защищённость МОУ не соответствует складывающейся обстановке и предъявляемым требованиям, что может привести к террористическим актам, создать угрозу для жизни и привести к массовой гибели людей, тем самым грубо нарушить права граждан гарантированные Конституцией РФ.

Кроме того, МОУ осуществляет обучение несовершеннолетних детей в зданиях не отвечающих требованиям противопожарной безопасности, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения мер по выполнению требований пожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.ст. 31, 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

В связи с этим, способом защиты прав истцов является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранение нарушений требований пожарной безопасности объектов, используемых для образовательной деятельности, а именно при помощи выделения финансирования на эти цели.

Суд считает, что при удовлетворении исковых требований прокурора не происходит какого-либо вторжения в деятельность АТМР, удовлетворением требований о признании бездействия ответчика незаконным лишь дается оценка деятельности АТМР в части невыделения в полном объеме средств для устранения выявленных нарушений.

Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по устранению названных нарушений подлежат удовлетворению. При этом суд находит, что срок для устранения нарушений в течение 2-х месяцев не позволит своевременно исполнить решение суда, так как для устранения выявленных нарушений необходимо значительные материальные и временные затраты, приходит к выводу о необходимости увеличения указанного срока до 10 месяцев, так как указанное время необходимо для формирования бюджета на 2011 год и включение в него расходов, связанных с устранением выявленных нарушений.

Требование истца о взыскании с ответчика государственной пошлины не подлежит удовлетворению, поскольку согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от ее уплаты освобождены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних лиц к АТМР удовлетворить частично.

Признать незаконным невыделение АТМР в полном объеме денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о противодействии терроризму в МОУ.

Обязать АТМР в течение 10 месяцев принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о противодействии терроризму в МОУ в виде ремонта наружного противопожарного водоёма для целей пожаротушения (Ф3 № 123 ст. 62; ППБ 01-03 п.3,89).

Данное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи жалоб в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья