Дело NNN годР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре ЛМА, с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К., представителя ответчика Администрации Тарского муниципального района по доверенности КАВ, представителя третьего лица Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района по доверенности ЦЗЗ, представителя третьего лица директора МДОУ ПСМ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 05 июля 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних лиц, к А о возложении обязанности меры по устранению нарушений требований санитарных норм и правил,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к А указав, что проверкой, проведенной межрайонной прокуратурой установлено, что в деятельности МДОУ не в полной мере выполняются требования санитарных норм и правил объектов, используемых для образовательной деятельности. В частности, в здании МДОУ вследствие протекания кровли внутренняя отделка потолка и стен в музыкальном зале, раздевальной и игровой старшей группы не соответствует п. 2.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 (далее -Санитарные правила). Во всех групповых ячейках ДОУ отключено (по причине короткого замыкания) искусственное освещение, что является нарушением п.п. 2.5.6, 2.5.7 Санитарных правил. Система механической вытяжной вентиляции МДОУ находится в неисправном состоянии, что является нарушением п. 2.6.1 Санитарных правил. В нарушение п. 2.7.6 Санитарных правил, душевые насадки смесителей моечных ванн в групповых ячейках находятся в неисправном состоянии. В силу п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу ст. 39 Закона РФ «Об образовании» здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления обязаны содержать здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, а также заниматься обустройством прилегающих к ним территорий. Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений. Кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, деятельность которых должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. В связи с этим, способом защиты прав истцов является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранение нарушений требований санитарных норм и правил объектов, используемых для образовательной деятельности. Просит суд обязать А в двухмесячный срок принять меры по устранению нарушений требований санитарных норм и правил объекта, используемого для образовательной деятельности МДОУ, расположенного по адресу: xxx, а именно: обеспечить внутреннюю отделку потолка и стен в музыкальном зале, раздевальной и игровой старшей группы в соответствии с требованиями п. 2.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; во всех помещениях МДОУ восстановить искусственное освещение (п.п. 2.5.6, 2.5.7 СанПиН 2.4.1.1249-03); обеспечить исправность системы механической вытяжной вентиляции МДОУ (п. 2.6.1 СанПиН 2.4.1.1249-03); обеспечить исправность душевых насадок смесителей моечных ванн в групповых ячейках МДОУ (п. 2.7.6 СанПиН 2.4.1.1249-03), взыскать с ответчика сумму государственной пошлины.
В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К. исковые требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения, от взыскания с ответчика государственной пошлины отказался.
В судебном заседании представитель ответчика А по доверенности КАА иск признал частично, пояснил, что в настоящее время ответчиком выделены бюджетному учреждению необходимые денежные средства на устранение нарушений требований санитарных норм и правил, заключены муниципальные контракты, завезены строительные материалы и начаты работы по устранению нарушений. Удовлетворить требования прокурора на настоящий момент не позволило лишь недостаточное количество времени, так как устранение недостатков связано с большим объемом работ.
Представитель третьего лица МДОУ ПСМ, в ходе судебного заседания пояснила, что действительно в настоящее время выявленные нарушения существуют. Денежные средства учреждению учредителем действительно выделены, закуплены все необходимые материалы, работа по устранению недостатков ведется ежедневно, бригады работают без выходных дней.
Представитель третьего лица Комитета по образованию А по доверенности ЦЗЗ, в ходе судебного заседания дала аналогичные показания.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Уставом МДОУ учредителем учреждения является А. Кроме этого движимое и недвижимое имущество МДОУ является муниципальной собственностью и закреплено за МДОУ на праве оперативного управления л.д. 7-15).
Из акта проверки от дд.мм.ггг года NNN следует, что в МДОУ обнаружены нарушения требований санитарных норм и правил, указанные в исковом заявлении л.д. 17-19).
Из муниципального контракта NNN от дд.мм.ггг года, протоколов рассмотрения оценки котировочных заявок NNN от дд.мм.ггг года, NNN от 11.062010 года, NNN от дд.мм.ггг года следует, ответчиком заключены муниципальные контракты на поставку стройматериалов для МДОУ, а также ведется работа для заключения контрактов по проведению работ, необходимых для устранения нарушений санитарных норм и правил.
При удовлетворении исковых требований судом учитывается, что согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст.15 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления муниципальных районов возложена организация общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления обязаны содержать здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, а также заниматься обустройством прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
МДОУ осуществляет обучение несовершеннолетних детей в здании не отвечающим санитарным требованиям и правилам, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения мер по выполнению требований санитарных норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.ст. 31, 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).
В связи с этим способом защиты прав несовершеннолетних является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранение нарушений требований санитарных норм и правил объекта, используемого для образовательной деятельности, а именно при помощи выделения финансирования на эти цели.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению вышеуказанных нарушений санитарных норм и правил подлежат удовлетворению. При этом суд находит, что срок для устранения нарушений в течение 2-х месяцев позволит своевременно исполнить решение суда, так как для устранения выявленных нарушений уже предпринят большой комплекс мероприятий, работа по устранению нарушений проводится ежедневно, необходимые финансовые средства выделены.
Требование истца о взыскании с ответчика государственной пошлины не подлежит удовлетворению, поскольку согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от ее уплаты освобождены, кроме того, помощник Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К. в ходе судебного заседания от этой части исковых требований отказался.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних лиц к А удовлетворить.
Обязать А в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры необходимые для полного устранения нарушений требований санитарных норм и правил в МДОУ в виде обеспечения внутренней отделки потолка и стен в музыкальном зале, раздевальной и игровой старшей группы в соответствии с требованиями п. 2.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; восстановления искусственного освещения во всех помещениях МДОУ (п.п. 2.5.6, 2.5.7 СанПиН 2.4.1.1249-03); обеспечия исправности системы механической вытяжной вентиляции МДОУ (п. 2.6.1 СанПиН 2.4.1.1249-03); обеспечения исправности душевых насадок смесителей моечных ванн в групповых ячейках МДОУ (п. 2.7.6 СанПиН 2.4.1.1249-03.
Для устранения допущенных нарушений направить данное решение в течение 3 дней с момента его вступления в законную силу главе А.
Обязать главу А не позднее 1 месяца после срока, установленного для устранения недостатков, сообщить об исполнении решения в Тарский городской суд.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи жалоб в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья