Дело NNN год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области «16» июля 2010 г.
Судья Тевризского районного суда Омской области Канцерь Н.Н., исполняющая обязанности судьи Тарского городского суда Омской области, при секретаре судебного заседания Т., с участием истца П., представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда России xxx - Д., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к ответчику - ГУ - Управлению Пенсионного Фонда России xxx об оспаривании отказа в назначении пенсии,
Установил:
Истица обратилась в Тарский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование, указав, что с дд.мм.гг г. и по настоящее время она занимается педагогической деятельностью. В 2010 году обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, в связи с наличием трудового стажа, связанного с осуществлением ею педагогической деятельности. дд.мм.гг года решением ответчика NNN исключено из периода трудовой деятельности истицы время работы с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. в должности пионервожатой и отпуск по уходу за детьми, поскольку постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и постановлением Конституционного Суда РФ № 2- П от 29.01.2004 г. должность старшей пионервожатой не предусмотрена разделом «Наименование должностей», дающей право на получение досрочной пенсии по старости. Просит признать незаконным и необоснованным вынесенное ответчиком решение об отказе в установлении пенсии NNN от дд.мм.гг г. и обязать включить период работы с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
В дальнейшем, истица уточнила предъявленные исковые требования, обратившись к суду с просьбой о досрочном назначении пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью с дд.мм.гг г., указав, что в спорный период совмещала выполнение должностных обязанностей с педагогической деятельностью - преподаванием дисциплин русского языка и литературы в количестве 86 часов, сообщив, кроме того, о пребывании в указанный период в отпуске по уходу за детьми до достижения возраста 3 лет.
В судебном заседании истица П. уточненные исковые требования поддержала в полном объёме. Дополнила, что просит суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с дд.мм.гг года, согласно одному из трех имеющихся у неё оснований для досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с осуществлением ею педагогической деятельности: выполнением трудовых функций в должности «старшей пионервожатой» образовательного учреждения, пребыванием в указанный период в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет и совмещением работы в названной должности с педагогической деятельностью по преподаванию учебных дисциплин - русского языка и литературы.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ xxx Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в иске по основаниям, указанным в протоколе комиссии и решении ответчика. Дополнительно суду сообщила, что при наличии совмещения факта выполняемой работы и педагогической деятельности должна быть доказана занятость в течение полного рабочего дня, не подтвержденная в отношении истицы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с решением ГУ - УПФР в Тарском районе Омской области NNN от дд.мм.гг года П. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Тарском районе Омской области NNN от дд.мм.гг года, П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 27. 12.2001 г. Комиссией установлено, что заявительница в период с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. работала в должности старшей пионервожатой в xxx вспомогательной школе - интернате. Должность старшей пионервожатой не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Как следует из записей NNN, имеющихся в трудовой книжке истца П. серии АТ-IV NNN, дата заполнения которой - дд.мм.гг г., в период с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. истица работала в должности «старшей пионервожатой» в xxx вспомогательной школе - интернате.
Согласно п. п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Соответственно, при назначении досрочной пенсии применяются списки, утвержденные не только Правительством РФ, но и аналогичные списки (с дополнениями и изменениями), утвержденные Кабинетом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период работы П. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в соответствии с п. 2 которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
В соответствии с пунктом 9.2 Письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 года № АФ-947/96 в стаж педагогической работы засчитывается педагогическая и методическая работа в общеобразовательных и других учреждениях согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, время работы которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, который предусматривает должность старшей вожатой (пионервожатой).
Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что действующее до 1 октября 1993 года законодательство предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, работу в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве старших пионервожатых.
Таким образом, П. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее прав. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая». С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода работы П. в должности старшей пионервожатой в xxx вспомогательной школе - интернате с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г., поскольку более 2/3 ее стажа образует специальный трудовой стаж педагогической деятельности. В данной связи несостоятельным признается довод представителя ответчика, поскольку на момент возникновения права на льготную пенсию у истицы, с учетом оспариваемого периода работы в должности старшей пионервожатой, имелся стаж, дающий право на назначение пенсии.
Таким образом, с учетом спорного периода, специальный трудовой стаж истицы на момент обращения к ответчику - ГУ УПФР в xxx xxx составлял 25 лет и 2 дня, из которых 2 года 8 месяцев и 19 дней - с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. в должности «старшей пионервожатой» в xxx вспомогательной школе - интернате, что более 25 лет, установленных действующим законодательством, отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным. Исковые требования П. обязать ГУ УПФР в xxx xxx назначить истице досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с дд.мм.гг года, что подтверждается письменным заявлением истицы, также подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отказ в удовлетворении исковых требований П. означал бы нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на пенсионное обеспечение.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований по вышеизложенным основаниям, одновременно установив период пребывания истицы в отпусках по уходу за детьми с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г., с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г., с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г., суд не высказывает суждений, относительно наличия или отсутствия права истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию, в связи с осуществлением педагогической деятельности, а равно, по указанному истицей основанию - совмещению в спорный период выполняемой работы в должности «старшей пионервожатой» с преподаванием учебных дисциплин.
Кроме того, судом учитывается, что стороной ответчика не оспаривается факт выполнения истицей в спорный период должностных обязанностей старшей пионервожатой, в связи с чем, довод представителя ответчика, изложенный в письменном возражении на исковое заявление, о несоответствии наименования должности, предусмотренной пенсионным законодательством наименованию должности истицы, установленной работодателем, признается судом несостоятельным и свидетельствующим о формальном отказе стороны ответчика в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, государственная пошлина в сумме 200 рублей, уплаченная истицей при обращении в суд с исковым заявлением, подлежит взысканию с ГУ - УПФР в xxx xxx в пользу П.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования П. к ГУ - «Управление Пенсионного фонда РФ» в xxx xxx об оспаривании отказа в назначении пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - «Управление Пенсионного фонда РФ» в xxx NNN от дд.мм.гг года об отказе в установлении пенсии П.
Обязать Государственное учреждение - «Управление Пенсионного фонда РФ» в xxx включить в льготный трудовой стаж П., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» период ее работы с дд.мм.гг г. по дд.мм.гг г. в должности «старшей пионервожатой» в xxx вспомогательной школе - интернате.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ» в xxx xxx назначить досрочную трудовую пенсию П. с дд.мм.гг года.
Данное решение может быть обжаловано в Омский областной суд, посредством направления жалобы в Тарский городской суд в течение 10 суток с момента его вынесения.
Судья подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2010 г.
Судья подпись
Копия верна.
Судья: Секретарь: