Решение от 27.07.2010 о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ об отказе в назначении досроч. пенси



Дело № 2-290/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., с участием истца САА, представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Т районе по доверенности ДНИ, при секретаре Лукиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 27 июля 2010 года дело по иску САА к ГУ УПФ РФ в Т районе о признании решения NNN от дд.мм.ггг года об отказе в назначении жосрочной трудовой пенсии незаконным, о возложении обязанности включить в льготный трудовой стаж периоды работы и понуждении назначить досрочную пенсию с дд.мм.ггг года,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд к ГУ УПФ РФ в Т районе о признании решения NNN от дд.мм.ггг года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о возложении обязанности включить в льготный трудовой стаж периоды работы и понуждении назначить досрочную пенсию с дд.мм.ггг года. В заявлении указал, что дд.мм.ггг года он обратился в ГУ-УПРФ в Т районе Омской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в соответствии п.п 19 п. 1 ст. 27 Закона №173-Ф3 в связи с педагогической деятельностью. дд.мм.ггг года его заявление было рассмотрено, принято решение NNN, согласно которого ГУ-УПРФ в Т районе отказало в досрочном назначении пенсии на основании решения NNN Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав. Комиссия не включила в специальный трудовой стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.; период работы в ВЛКСМ с дд.мм.гггг. по дд.мм.ггг г. С выводом Комиссии он не согласен по следующим основаниям. Свой отказ Комиссия мотивировала тем, что Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 не предусматривают включение в специальный стаж службу в армии по призыву. Однако, комиссия не учла следующее. С дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг года он действительно проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР. В этот период применялось постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п. «г» ч. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.4 указанного Положения время работы, указанное в п.п. 1, 2, 3 данного Положения (служба в составе Вооруженных Сил СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР №433 от 06.09.1991 г. сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-Ф3 допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном гл.6 указанного закона, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на трех соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого закона. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающему по существу отмену (отсрочку) для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенное им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст.2, 7,17.18.19, 54(4.1), 55(4.2) Конституции РФ. В связи с этим, полагает, что время его службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в его стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. С дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг года он действительно работал секретарем Комитета ВЛКСМ колхоза «Рассвет» ( приказ бюро ГКВЛКСМ NNN от дд.мм.ггг года). Считает, что этот период подлежит включению в его стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно по аналогичным основаниям. С учетом этих положений его стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по состоянию на настоящее время составляет более 25 лет. Таким образом, в соответствии со ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а периоды: службы в рядах Вооруженных Сил СССР с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.; работы в ВЛКСМ с дд.мм.гггг. по дд.мм.ггг г. должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В связи с указанным отказом ГУ-УПФР нарушено его конституционное право на пенсионное обеспечение. Просит суд, признать незаконным решение NNN от дд.мм.ггг года ГУ-УПФР в Т районе Омской области по заявлению САА от дд.мм.ггг об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ГУ-УПФР в Т районе Омской области назначить с дд.мм.ггг года САА досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в трудовой стаж периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и работы в ВЛКСМ с дд.мм.гггг. по дд.мм.ггг г.

В судебном заседании истец САА исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, подтвердил все указанное в иске, отказался от взыскания в его пользу с ответчика суммы государственной пошлины.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Т району Омской области по доверенности ДНИ иск не признала, просила отказать в иске по основаниям указанным в решении комиссии Управления Пенсионного фонда. Суду пояснила, что с дд.мм.ггг общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ). В структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию. В частности, подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по возрасту. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Списки), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила), которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Законе № 173-ФЗ понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Названные Списки и Правила не содержат указания на возможность включения в специальный стаж педагогическим работникам периодов прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР и период работы секретарем в ВЛКСМ (Всесоюзном Ленинском Коммунистическом союзе Молодежи) с соответствующими правовыми последствиями для истца в части пенсионного обеспечения, как и ранее действовавшие списки. Спорный период службы истца в Вооруженных силах СССР имел место в 1979-1981 годах, а так же в период с 1985 по 1989 г. он работал секретарем ВЛКСМ. В указанный период пенсионное обеспечение педагогических работников регламентировалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее - Положение № 1397). По совокупности правовых предписаний подпункта «г» пункта 1 и пункта 4 Положения № 1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период работы секретарем в ВЛКСМ и период службы в составе Вооруженных Сил СССР... - при условии, если не менее 2/3 стажа (что соответствует 16 годам 8 месяцам), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Положение № 1397 утратило силу с 01.01.1992г. в связи с введением в действие Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и утверждением Постановлениями от 06.09.1991г. № 463 и № 464 в соответствии со ст. 83 указанного. Таким образом, определение 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397, должно осуществляться на 01.01.1992 года, то есть дату утраты силы данным нормативным правовым актом. Между тем, на указанную дату у истца отсутствовало 2/3 стажа (фактически продолжительность специального стажа составляет 4 года 2 месяца 15 дней), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397. Изложенное означает, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР и период работы секретарем в ВЛКСМ не подлежит включению в педагогический стаж САА. Просит суд не включать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью САА, периоды службы с дд.мм.ггг г. по дд.мм.гггг., период работы секретарем в ВЛКСМ (Всесоюзном Ленинском Коммунистическом Союзе молодежи) с дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг г., отказать САА в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в связи с педагогической деятельностью в связи с тем, что для назначения такой пенсии требуется не менее 25лет специального стажа, а у него выработано 20
лет 6 месяцев 23 дня.

Будучи надлежащим образом уведомленной о дате и месте судебного разбирательства представитель третьего лица Комитате по образованию Администрации Т муниципального района Омской области по доверенности ЦЗЗ в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщала, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.

Выслушав истца, представителя ответчика, суд находит исковые требования САА подлежащими удовлетворению.

Согласно протоколу ГУ УПФР в Т районе NNN от дд.мм.ггг годал.д. 14-15) САА отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» л.д.13). Комиссией установлено, что в период с дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг г. истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР, в период с дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг г. работал секретарем ВЛКСМ, что следует из записей в трудовой книжке истца от дд.мм.ггг года NNN NNN л.д.8-11) и подтверждается военным билетом NNN от дд.мм.ггг года л.д. 16-17), справкой уточняющей условия труда л.д. 18). Указанные периоды исключены из льготного трудового стажа истца, в связи с чем, ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг истец САА действительно проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, а с дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг г. работал в должности секретаря комитета ВЛКСМ. В указанные периоды времени для определения наличия льготного трудового стажа применялось постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п. 1 п.п. «а,г» «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 4 указанного Положения время работы, указанное в п.п. 1, 2, 3 данного Положения (служба в составе Вооруженных Сил СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР № 433 от 06.09.1991 г. сохранены для педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Период службы истца в Советской Армии, работы секретарем ВЛКСМ относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы истца и его работы в должности секретаря ВЛКСМ подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это прав, так как в настоящее время у него имеется более 2\3 трудового стажа в должности учителя в средней школе.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг г. и периода работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ колхоза «Рассвет» с дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг года.

Таким образом, с учетом спорных периодов трудовой стаж истца, входящий в его педагогическую деятельность, на момент обращения в ГУ УПФ РФ составлял более 25 лет, при условии наличии у него 2\3 стажа непосредственно педагогической деятельности отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным.

Исковые требования САА об обязании ГУ УПФ РФ назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть со дд.мм.ггг года подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования САА к ГУ УПФ РФ в Т районе о признании решения NNN от дд.мм.ггг года незаконным, возложении обязанности включить в льготный трудовой стаж периоды работы и понуждении назначить досрочную трудовую пенсию с дд.мм.ггг года удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Т районе NNN от дд.мм.ггг года об отказе в назначении пенсии САА

Обязать ГУ УПФ РФ в Т районе включить в льготный трудовой стаж САА, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ колхоза «Рассвет» с дд.мм.гггг. по дд.мм.ггг г.

Обязать ГУ УПФ РФ в Т районе назначить досрочную трудовую пенсию САА с дд.мм.ггг года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 суток с момента его вынесения.

Судья