Решение от 30.08.2010 г. о признании права на меры социальной поддержки гражданина



Дело № 2- 326 / 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 30 августа 2010 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А.

при секретаре Вильцовой Н.Н.,

с участием истца Шараенко В.Д., его представителя Атюрьевского К.А., представителя Управления Министерства труда и социального развития по Тарскому району Омской области Кирт Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре дело по иску

Шараенко В.Д. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права истца на меры социальной поддержки гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании УМТСР Омской области по Тарскому району включить его в реестр учета таких граждан и совершить все предусмотренные законом действия, понуждении Министерства РФ по делам ГОЧС выдать истцу соответствующее удостоверение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права истца на меры социальной поддержки, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании УМТСР Омской области по Тарскому району включить его в реестр учета таких граждан и совершить все предусмотренные законом действия, обязании Министерства РФ по делам ГОЧС выдать истцу соответствующее удостоверение. В исковом заявлении указал, что он родился дд.мм.ггг года в городе Ш., Ш-го района, В-К области, К. ССР и проживал там до дд.мм.гггг. почти 19 лет. С дд.мм.ггг он учился в средней школе NNN имени О. в xxx, с дд.мм.ггг. учился в Ш. среднем профессионально-техническом училище NNN, а с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. работал в мебельном цехе NNN столяром станочником на Ш. мебельной фабрике. Примерно в 200 км. от xxx находится Семипалатинский ядерный испытательный полигон на котором за весь период с дд.мм.ггг было произведено NNN ядерных взрывов, из них NNN ядерных взрывов за период дд.мм.ггг. по дд.мм.ггг NNN ядерных взрывов за период с дд.мм.ггг. дд.мм.гггг. Ш. специальной комиссией по экологии республики К. В-К области ему выдано удостоверение серия ВК NNN, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, которое утверждено постановлением Кабинета министров xxx от дд.мм.гггг. NNN, в котором указано, что он с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. проживал в xxx xxx, расположенном в зоне ПРР (повышенного радиационного риска) дд.мм.гггг. Аппаратом А Ш. xxx ему выдана справка NNN (приложение NNN - копия справки), что он, Шараенко В.Д., дд.мм.гггг.р., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. проживал в xxx xxx, в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр. Вышеуказанный район объявлен постановлением Кабинета министров xxx NNN от дд.мм.гггг. зоной экологического бедствия. Согласно этой справке, он имеет право на льготы, предусмотренные законодательством xxx. Согласно Федеральному закону от дд.мм.ггг года NNNФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, и получившим суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется «Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утв. Постановление Правительства РФ № 634 от 15.11.2004 года. В соответствии с Правилами, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На основании данных, полученных в результате исследований в xxx и с соблюдением порядка предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» мне было выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний (приложение № 5). Согласно ст.2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787- ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» под его действие подпадают так же граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территориях в зоне риска в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 год. В соответствии со ст.2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим законом в соответствии с межгосударственными соглашениями. В мае 2010г. он обратился в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Омской области с заявлением о выдаче (замене) удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. К заявлению им были приложены документы, подтверждающие факт нахождения в период ядерных испытаний в зоне радиоактивного излучения, подтверждающие уровень радиационного воздействия, подтверждающие право на соответствующие льготы на территории xxx. дд.мм.гггг. за NNN Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Омской области ему был дан письменный ответ (приложение NNN), в котором ответчик отказал в выдаче (замене) удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, указав, что удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) согласно «Порядку выдачи удостоверений единого образца гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утвержденному Приказом МЧС РФ от 18.09.2009г. № 540. В ответе так же указано, что, т.к. он проживал в xxx xxx с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - у него нет права на получение удостоверения единого образца. xxx и xxx не вошли в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний утвержденный распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 года. Однако в соответствие с п.З «Правил отнесения граждан и категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004г. № 634: «Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществлялся на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке». Согласно удостоверению xxx (приложение NNN), подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, xxx и xxx расположен в зоне повышенного радиационного риска. Зона повышенного радиационного риска в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787- ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» характеризуется уровнем радиации от 7 до 35 бэр). В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10.12.1994 года, документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, при этом, официальные документы сторон пользуются доказательной силой на территориях других договаривающихся стран. К тому же ядерные испытания на Семипалатинском полигоне проводились, когда еще существовал Советский Союз, правопреемником которого является Российская Федерация (в частности только РФ является правопреемником ядерных программ и ядерного оружия СССР), следовательно, и возмещать ущерб обязана РФ. В соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ от 09.01.1996г. №3-Ф3 «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных указанным федеральным законом основных пределов доз. Статьей 9 указанного закона предусматривается максимально допустимая средняя годовая эффективная доза облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего облучения для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта. Справкой (приложение NNN) подтверждается, что он проживал в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. 1 бэр = 0,01зиверта, следовательно на протяжении 19 лет я подвергался радиоактивному ионизирующему излучению от 0,07 до 0,35 зеверт. В соответствии с Перечнем, населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержденным Правительством РФ от 15.03.1995г. № 356-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002г. № 156-р), населенный пункт-г. Ш. и xxx (бывшей КазССР) не включены в Перечень населенных пунктов, проживание в которых предоставляет право на получение льгот и компенсаций в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне», однако, названные обстоятельства, на его взгляд, не могут служить основанием для отказа в признании права на льготы по названному выше закону, поскольку в период жизни в КазССР он получил дозу радиоактивного заражения. К тому же согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Определении № 960-О-П от 04.12.2007 года само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, наличие удостоверения xxx, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне без дополнительного документального подтверждения является основанием для признания его права на соответствующие льготы на территории РФ. В соответствии с Определением Конституционного суда РФ № 404-О от 11.07.2006 года механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер. Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в ст. 42 Конституции РФ права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения. Конституционный суд РФ в своем Определении от 14.12.1999 года № 197-0 пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а так же на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. На основании изложенного, руководствуясь ст.2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10.12.1994 года, ст. 26 Федерального закона РФ от 09.01.1996г. №3-Ф3 «О радиационной безопасности населения», ст.131 ГПК РФ, ст. 2, 7, 15(часть 1), 17, 18, 19 (часть 2), 42, 53, 55 (часть 2), 114 (пункты «в», «е», «ж» части 1) и 115 (часть 1) Конституции РФ, просит суд признать его право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространить социальные гарантии, установленные ст.ст. 2 и 4.1 Федеральногозакона от 10.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», обязать Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Омской области принять соответствующие документы, включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и совершить все необходимые действия предусмотренные п.4 «Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утв. Приказом МЧС РФ от 18.09.2009г. № 540 и обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в форме установленной «Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утв. Приказом МЧС РФ от 18.09.2009г. №540.

Представитель истца Атюрьевский К.А. полностью поддержал исковые требования Шараенко в ходе судебного разбирательства, просил иск удовлетворить, подтвердил все указанное в иске.

Истец Шараенко В.Д. в судебном заседании поддержал заявленные требования, подтвердил все указанное в иске. Пояснил, что его родители проживали в xxx с дд.мм.ггг года, то есть задолго до его рождения и безусловно также подвергались воздействию. Просит суд признать его право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространить социальные гарантии, установленные ст.ст. 2 и 4.1 Федеральногозакона от 10.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», обязать Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району Омской области принять соответствующие документы, включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и совершить все необходимые действия, предусмотренные п.4 «Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утв. Приказом МЧС РФ от 18.09.2009г. № 540 и обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в форме установленной «Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утв. Приказом МЧС РФ от дд.мм.гггг. NNN.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району по доверенности Кирт Т.Д. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что у истца нет права на меры социальной поддержки, поскольку в его случае не соблюдены два условия выдачи удостоверений: он проживал в xxx, который не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию и не проживал на предусмотренной законодательством РФ территории с положенные года, то есть с дд.мм.ггг годы, поскольку родился только в дд.мм.ггг году. Просила отказать Шараенко в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области не участвовал в судебном заседании, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, суду предоставил письменный отзыв, в котором указал, что Министерство труда и социального развития Омской области (далее -Министерство), ознакомившись с исковым заявлением Шараенко В.Д., считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям. Согласно исковому заявлению Шараенко В.Д. в период с дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг года проживал на территории населенного пункта xxx xxx К. ССР, который не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию. Таким образом, доводы Шараенко В.Д. о том, что он имеет право на льготы, предусмотренные статьями 2 и 4.1 Закона № 2-ФЗ, являются ошибочными и основанными на неправильном толковании норм данного закона. Представленные истцом копии удостоверения NNN и справки NNN лишь подтверждают проживание в xxx xxx, отнесенном Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года к зоне радиационного риска. Российской Федерацией и Республикой Казахстан в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне приняты самостоятельные правовые акты. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне" определяет категории граждан, проживавших в соответствующих районах (зонах) на территории Республики Казахстан, для которых установлены данным Законом льготы. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом, в соответствии с межгосударственными соглашениями. Однако, поскольку межгосударственные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по взаимному признанию социальных гарантий данной категории граждан отсутствуют, то документы, выданные в xxx в отношении реализации национального законодательства по данному вопросу, не имеют обязательной силы на территории Российской Федерации, как документы, предоставляющие льготы. В справке и удостоверении, копии которых представлены истцом, не отражена полная (полноценная) информация об уровнях излучения иррадиационного загрязнения территории xxx, не приведен расчет эффективных эквивалентных доз для пострадавшего населения в различные периоды времени, не произведена ссылка на методику расчета и на научно подтвержденные нормативы. Доводы истца о том, что в соответствии со статьей 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 22.01.1993г., удостоверение, выданное в xxx, является официальным документом для России и пользуется доказательственной силой официального документа, являются ошибочными и основанными на неправильном толковании норм данной Конвенции. Закрепленное в статье 13 Минской Конвенции правило о признании аутентичности (подлинности) документов, исходящих от специально уполномоченных органов, не свидетельствует о безоговорочном установлении того или иного юридического факта без учета иных особенностей национального законодательства. В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П, на которое ссылается истец, статус лица, пострадавшего при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. Кроме того, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, закрепленной в указанном Определении, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Таким образом, наличие официальных документов xxx, в частности, удостоверения о праве на льготы как пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не влечет за собой обязанности Российской Федерации признавать за гражданином льготы без соблюдения установленного федеральным законодательством порядка. На основании изложенного просит суд отказать Шараенко В. Д. в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с необоснованностью.

Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий не явился в судебное заседание, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, возражений против иска не представлено.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив представленные документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

Из свидетельства о рождении, паспорта Шараенко В.Д. усматривается, что истец родился дд.мм.ггг в городе xxx xxx. Согласно диплому, выданному Ш. средним профессиональным училищем NNN Шараенко В.Д. обучалась в среднем профессиональном училище NNN, дд.мм.ггг года окончил полный курс обучения. С дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг год истец работал в мебельном цехе NNN столяром-станочником 2-ого разряда В судебном заседании установлено, что в период с дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг года истец проживал в xxx района xxx. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении истца л.д.9), дипломом о среднем профессиональном образовании л.д. 10), копией трудовой книжки NNN л.д. 11).

Из пояснений истца следует, не отрицается ответчиком, также усматривается из письма Управления Минтруда и соцразвития Омской области от дд.мм.ггг г., что Шараенко обратился в Управление Министерство труда и социального развития Омской области в Тарском районе с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Истцу было отказано, в связи с тем, что он не проживал в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную эффективную дозу облучения 5 сЗВ (бэр) л.д. 18)

Из удостоверения серии ВК NNN следует, что Шараенко В.Д. с дд.мм.ггг г по дд.мм.ггг г. проживал в xxx xxx. л.д. 16)

Согласно Положения об Управлении Министерства труда и социально развития Омской области по Тарскому району Омской области, Управление, являющееся территориальным органом Министерства (по месту жительства истца), осуществляет прием и направление в Министерство первичной документации, необходимой для оформления документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Конституция РФ устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 18 Конституции РФ), в том числе и по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Самим Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1788-Х11 « о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» в вводной части указано, что испытание ядерного оружия проводились в течение 40 лет (то есть, с 1949 года по 1989 год).

Согласно ст.ст.22, 25-26 ФЗ РФ от 9.01.1996 г. «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права им гарантируется предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1-5 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634) настоящие Правила определяют порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Перечнем, населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержденным Правительством РФ от 15.03.1995г. № 356-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002г. № 156-р), населенный пункт-г. Ш. и xxx (бывшей К. ССР) не включены в Перечень населенных пунктов, проживание в которых предоставляет право на получение льгот и компенсаций в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне».

Вместе с тем, из Определения Конституционного суда РФ от 04.12.2007 года № 960-о-п следует, что само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Согласно определения Конституционного суда РФ от 11.07.2006 года № 404-0 следует, что признание за гражданами, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен ограничивать права этих граждан или сужать круг лиц, уже признанных законом получателями этих мер. Иное означало бы неправомерное ограничение права на возмещение вреда здоровью, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ и тем самым привело бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина РФ. В связи с чем, пп. Б п. 3 Правил не может предусматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», для лиц, проживавших в 1949-1963 годах (после начала ядерных испытаний 29.08.1949 г.) в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию.

При этом Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849) предусмотрено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения гражданин представляет соответствующее заявление с приложением: а) документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, удостоверяющий личность гражданина и содержащий указание на гражданство); б) документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания (п.2-3).

При этом выдача удостоверений осуществляется МЧС России не позднее 3 месяцев со дня подачи документов в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10.12.1994 года, документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, при этом, официальные документы сторон пользуются доказательной силой на территориях других договаривающихся стран. К тому же ядерные испытания на Семипалатинском полигоне проводились, когда еще был Советский Союз, правопреемником которого является Российская Федерация (в частности только РФ является правопреемником ядерных программ и ядерного оружия СССР), следовательно, и возмещать ущерб обязана РФ.

Согласно справки от дд.мм.ггг года NNN, выданного аппаратом xxx xxx установлено, что Шараенко В.Д. с дд.мм.ггг г по дд.мм.ггг г. проживал в xxx xxx, в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр л.д. 17).

Таким образом, суд считает, что истцом предоставлено достаточно доказательств того, что он проживал в зоне, подвергшийся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ от 09.01.1996г. №3-Ф3 «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных указанным федеральным законом основных пределов доз. Статьей 9 указанного закона предусматривается максимально допустимая средняя годовая эффективная доза облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего облучения для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта.

При таких обстоятельствах требования истца о включению его в реестр и выдаче удостоверения подлежат удовлетворению, являются обоснованными требования истца понуждении МЧС России к выдаче ему удостоверения единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежит государственная пошлина. Поскольку право истца первоначально нарушено Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району, то взысканию 200,0 рублей подлежит именно с этого ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шараенко В.Д. удовлетворить.

Признать Шараенко В.Д. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, признать за ним право на социальные гарантии, установленные № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району включить Шараенко В.Д. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (МЧС России) выдать Шараенко В.Д. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержке в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Определением Конституционного суда РФ от 11.07.2006 г. № 404-0 с указанием сведений, представленных Министерством труда и социального развития Омской области:

Ф.И.О. - Шараенко В.Д.,

Место проживания в период радиационного воздействия - xxx, xxx, xxx;

Время проживания - с дд.мм.ггг года по дд.мм.ггг год;

Полученная доза облучения - больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.

Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району в пользу Шараенко В.Д. государственную пошлину в размере 200, (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тарский городской суд в течение 10-ти дней со дня его провозглашения.

Судья : подпись

Копия верна.

Судья: Секретарь: