Дело № 2-301/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области «25» августа 2010 года
Судья Тевризского районного суда Омской области Канцерь Н.Н., исполняющая обязанности судьи Тарского городского суда Омской области, при секретаре судебного заседания Ивановой Н.А., с участием представителя ответчика - администрации Тарского муниципального района Омской области - Васюкович Т.А., действующей на основании доверенности, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора - Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области - Архиповой С.В., действующей на основании доверенности, Органа опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской области - Кондриной И.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голоперова А.И. к администрации Тарского муниципального района Омской области о признании незаконным действий ответчика о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
Установил:
Голоперов А.И. обратился в Тарский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Тарского муниципального района Омской области, в обоснование, указав, что он относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с дд.мм.ггг г. воспитывался в детском доме NNN xxx. С дд.мм.ггг находился в детском доме NNN xxx. С дд.мм.ггг находился в школе интернате NNN xxx. В дд.мм.ггг вновь переведен в детский дом NNN. дд.мм.ггг года после выпуска из детского дома получил справку о том, что является его воспитанником. О том, что он, относясь к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на жилую площадь, узнал, находясь в местах лишения свободы. В связи с чем, им был сделан запрос в детский дом NNN с просьбой, разъяснить вопрос о том, был ли он поставлен на учет, и закреплялось ли за ним жилое помещение, на что получен отрицательный ответ. С просьбой о постановке истца на учет как гражданина РФ, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обращался как к ответчику, так и в р.п. xxx, однако, получил отказ. Просит суд признать незаконным действие администрации г. Тары Омской области и обязать поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В связи с тем, что истец обратился с названными требованиями к Администрации г. Тара Омской области, а указав ответчиком Администрацию Тарского района Омской области, вынесенным 13.07.2010 г. судом определением о принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству истцу предложено уточнить исковые требования, а именно: указать, какое действие ответчика истец просит признать незаконным, а также уточнить, к какому именно ответчику предъявлены вышеназванные требования. Повторное предложение высказано судом в определении от 19.08.2010 г.
В судебном заседании истец Голоперов А.И., извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, участия не принимал, в связи с отбыванием наказания в xxx. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В ходе судебного заседания представитель ответчика - администрации Тарского муниципального района Омской области Васюкович Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, дополнительно пояснив, что от истца не поступало заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрацию Тарского муниципального района. Обращения гражданина Голоперова А.И., поступившие в Администрацию Тарского муниципального района 06.10.2009 и 19.02.2010 года были рассмотрены, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Первоначально истец обратился с просьбой уведомить его о том, был ли он поставлен на учет органами опеки и попечительства г. Тары Омской области, на что специалист Администрации сообщил обратившемуся, что в списках он не состоит и заявления о постановке на учет от него не поступало. Повторное обращение истца содержало ссылки на положения Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где он указывал на отсутствие заявления о постановке на учет. В ответе на обращение были разъяснены положения Жилищного кодекса РФ о заявительном характере обращений нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответственно, ответы на обращения носили разъяснительный характер и не содержали мотивированного отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия оснований (заявления). Пункт второй искового заявления также признала необоснованным, ввиду того, что требования не относятся к компетенции Администрации Тарского муниципального района, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления - поселения. Истец имеет право на общих основаниях обратиться с заявлением (с приложением пакета необходимых документов) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в органы местного самоуправления (поселение) по месту проживания. Просит суд отказать истцу в заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области - Архипова С.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила об отсутствии факта обращения истца к третьему лицу с рассматриваемыми требованиями. Разъясняя порядок постановки на такой учет граждан, пояснила о необходимости письменного заявления и дополнительно представленных документов, подтверждающих факт нуждаемости лица в жилье и наличие регистрации на территории г. Тара Омской области. При соблюдении данных условий и в зависимости от наличия права на льготы, гражданин может быть постановлен в соответствующую очередь.
Представитель Органа опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской области - Кондрина И.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что истец мог воспользоваться своим правом как по месту регистрации, так и по месту пребывания, поскольку был выявлен на территории xxx муниципального района Омской области.
Выслушав участников судебного заседания и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением xxx народного суда xxx от дд.мм.ггг г., Г. признана ограниченно дееспособной и лишена родительских прав в отношении детей, в том числе, Андрея - дд.мм.ггг г.р., направленного для воспитания в детский дом.
В соответствии с решением Исполнительного комитета xxx Совета депутатов трудящихся NNN от дд.мм.ггг г. «Об определении детей Голоперовых xxx в детский дом, а xxx и Андрея в Дом малютки», к областному отделу здравоохранения обращена просьба об определении Голоперова А.И., дд.мм.ггг г.р. в один из Домов малюток области.
Из материалов дела следует, что Голоперов А.И. прибыл из xxx детского дома NNN в дд.мм.ггг. в xxx детский дом. При поступлении за ним не было закреплено жилье, и он не был поставлен на очередь. В период с дд.мм.ггг по дд.мм.ггг г.г., а также в период с дд.мм.ггг г. по дд.мм.ггг г. истец являлся воспитанником xxx детский дом» и находился на полном государственной обеспечении.
06 октября 2010 года ответчику поступило обращение Голоперова А.И. с просьбой об уведомлении, был ли поставлен истец на учет органами опеки и попечительства Тарского района. В своем ответе Администрация Тарского муниципального района указала, что фамилия истца в списках не значится, с заявлением о постановке на учёт истец не обращался. По ранее действовавшему жилищному законодательству, внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, производится в том случае, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Истец прибыл в Тарский район из другого района, поэтому по данному вопросу ему было рекомендовано обратиться в р.п. xxx для выяснения, был ли истец поставлен на учёт по месту жительства, была ли за ним закреплена жилая площадь.
19 февраля 2010 года в администрацию Тарского муниципального района Омской области поступило повторное обращение истца, на которое ответчиком был дан ответ с разъяснением положений ЖК РФ и Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» о постановке на учет и предоставлении жилых помещений. По вопросу закрепления за истцом жилого помещения или постановки на учет, было указано, что истцу необходимо обратиться в р.п. xxx, где он родился и впоследствии получил статус лица, отнесенного к категории детей, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения истец не состоял на учете в органах опеки и попечительства Администрации Тарского муниципального района, за ним не закреплено жилье на территории района.
На обращение истца от 15.02.2010 года администрация xxx муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по статусу сироты сообщила, что, согласно ст. 8 п. 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья). В случае отказа в удовлетворении требований, рекомендовано обратиться за защитой в судебные органы. В xxx муниципальном районе Омской области на регистрационном учете истец не состоит.
Согласно информационному сообщению отделения УФМС России по Омской области в Тарском районе № 20/1448 от 25.08.2010 г., Голоперов А.И., дд.мм.ггг г.р., уроженец xxx района xxx по учету отделения УФМС России по Омской области в Тарском районе значится снятым с регистрационного учета с дд.мм.ггг г. в xxx район xxx, был зарегистрирован в с. В. района.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением вне очередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 15 ст. 44 Закона Омской области от 4июля 2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время истцом утрачено право на внеочередное предоставление жилья, в силу возраста.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Итогом данного обращения является вынесенное решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
По состоянию на 1993 г., внеочередное предоставление жилого помещения осуществлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали, при условии обращения с соответствующим заявлением.
Таким образом, судом не установлено факта обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, соответственно, решение об отказе в принятии на учет ответчиком не принято, а письменные ответы на обращения истца не могут быть расценены как влекущие неблагоприятные для истца правовые последствия. Исковые требования об обязании ответчика осуществить постановку истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не основаны на законе, поскольку, согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данный вопрос отнесен законодателем к вопросам местного значения поселения, то есть Администрации Тарского городского поселения; истец не лишен права на реализацию своих прав в части его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Голоперова А.И. к администрации Тарского муниципального района Омской области о признании незаконным действий ответчика о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья подпись
Решение вступило в законную силу 07.09.2010 г.
.