решение от 02.11.2010 года о включении в льготный трудовой стаж периода работы, возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-418/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре Лукиной М.А., с участием истца Сайберт Н.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Тарском районе ДНИ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 02 ноября 2010 года гражданское дело по иску Сайберт Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о включении в льготный трудовой стаж периода работы, возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в Тарский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в нем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выслугой 25 лет педагогического стажа. ДД.ММ.ГГГГ ее заявление рассмотрено комиссией ответчика и вынесено решение об отказе в назначении пенсии в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначении пенсии за выслугу лет не был принят к зачету период её работы в должности старшей пионервожатой во В школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение комиссии считает неправомерным в связи с тем, что время работы старшей пионервожатой исключено из специального стажа без учета требований современного пенсионного законодательства и судебной практики, что нарушает ее пенсионные и социальные права и лишает ее материальных благ, на которые она добросовестно рассчитывала. Так, согласно ст.28 п.1 п.п. 10 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости досрочно назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Должность старшей пионервожатой не включена в Список профессий и должностей работников образования, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991г. № 463 и в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. Однако спорный период работы в качестве пионервожатой должен был засчитываться в спец. стаж для назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным постановлением, действовавшими на тот момент, когда она занимала должность пионервожатой. Таким образом, считает, что спорный период работы старшей пионервожатой во Вставской средней школе с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, именно на основании Постановления Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959г., в результате чего её специальный стаж на момент обращения к ответчику будет составлять более 25 лет. Просит суд признать ее право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», так как на момент обращения за ее назначением у нее имелся специальный трудовой стаж - 25 лет, обязать ответчика включить периоды работы в должности старшей пионервожатой во Вставской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, обязать ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Сайберт Н.И. исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные показания.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Тарскому району Омской области ДНИ иск не признала, просила отказать в иске по основаниям, указанным в решении и протоколе заседания комиссии Управления Пенсионного фонда, а так же в возражениях на исковое заявление. При исчислении специального трудового стажа Сайберт установлено, что заявительница в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой, которая не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списков, утвержденных постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Поэтому работа истицы в указанный период не может быть включена с специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. При исчислении специального стажа Сайберт по второму варианту с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 г. № 2-П вышеназванный период так же подлежит исключению в связи с тем, что должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списков, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. При исчислении специального стажа Сайберт по третьему варианту с учетом Постановления Совета Министров РСФСР № 1397 от 17.12.1959 г. вышеуказанный период не подлежит учету в качестве льготного трудового стажа, так как на момент окончания действия вышеуказанного Постановления в 1993 г. Сайберт не имела 2\3 трудового стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право для назначения досрочной пенсии. Не оспаривает того факта, что истица обратилась в ГУ УПФ РФ Тарском районе за назначением досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее заявлением, а так же, что в случае включения в льготный трудовой стаж спорного периода работы, педагогический стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составит более 25 лет. Так же не оспаривает и того факта, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной пенсии истица имела 2\3 трудового стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, а именно 17 лет 10 месяцев 27 дней..

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Сайбер Н.В. подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с решением Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Сайберт Н.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Согласно протоколу ГУ УПФР в Тарском районе № от ДД.ММ.ГГГГ Сайберт Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссией установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявительница работала в должности старшей пионервожатой Вставской средней школы. По мнению ответчика должность старшей пионервожатой также не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. При исчислении специального стажа Сайберт Н.И. по второму варианту с учетом Постановления КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П вышеназванный период также подлежит исключению в связи с тем, что должность старшей пионервожатой не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением СМ СССР № 463 от 06.09.1991г. Поэтому работа Сайберт в данной должности за указанный период не может быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. По мнению ответчика, специальный стаж истца на момент обращения составил 17 лет 10 месяцев 27 дней. Однако данная позиция ответчика, по мнению суда, не соответствует нормам пенсионного законодательства (л.д. 10-11).

Как следует из записей в трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности в должности старшей пионервожатой Вставской средней школы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа по личному составу директора В школы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).

Указанный период работы в должности старшей пионервожатой подтверждается так же справкой, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, и подтверждающей занятость полный рабочий день при 5-ти дневной рабочей неделе и 8-ми часовом рабочем дне, выданной истице Вставской средней общеобразовательной школой (л.д.18).

При вынесении решения судом учитывается, что ответчиком не оспаривается факт работы Сайберт Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой во Вставской средней школе полный рабочей день при 5-ти дневной рабочей неделе и при 8-ми часовом рабочем дне. Какие-либо доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в справке, уточняющей условия труда, ответчиком не представлены.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Соответственно при назначении досрочной пенсии применяются списки, утвержденные не только Правительством РФ, но и аналогичные списки (с дополнениями и изменениями), утвержденные Кабинетом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы Сайберт Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, Сайберт Н.В. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее прав. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая". С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397).

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что на момент действия вышеуказанного постановления № 1397 до 1993 г. Сайберт не было выработано 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную трудовую пенсию, суд исходит из того, что ограничение срока действия вышеуказанного постановления 1993 г. так же противоречит конституционным принципам организации социального обеспечения. П. ч 4 постановления № 1397 предполагает для зачета периода работы в должности пионервожатой наличие не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную трудовую пенсию, на период назначения досрочной трудовой пенсии. Таким образом, применение постановления № 1397 для включения в льготный трудовой стаж периода работы в должности пионервожатой в настоящее время, предполагает и то, что установление наличия не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную трудовую пенсию, должно осуществляться не на 1993 г., а именно, на момент назначения досрочной трудовой пенсии, то есть в случае с Сайберт Н.В. на ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода работы Сайберт Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой Вставской средней школы, поскольку более 2/3 ее стажа образует специальный трудовой стаж педагогической деятельности на соответствующих Спискам должностях. Таким образом, с учетом спорного периода трудовой стаж истца, входящий в ее педагогическую деятельность, на момент обращения в ГУ УПФ РФ составлял более 25 лет (из которых 17 лет 10 месяцев 27 дней признанные ответчиком в качестве специального стажа и 07 лет 11 месяцев 28 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой Вставской средней школы), установленных действующим законодательством. Исковые требования Сайберт Н.В. обязать ГУ УПФ РФ назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с 19.05. 2010 года также подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отказ в удовлетворении исковых требований Сайберт Н.В. означал бы нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 200 рублей, уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ГУ УПФ РФ в Тарском районе в пользу истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сайберт Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о включении в педагогический стаж периода работы и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области включить в льготный трудовой стаж Сайберт Н.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой Вставской средней школы.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области назначить досрочную трудовую пенсию Сайберт Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области в пользу Сайберт Н.В. государственную пошлину в сумме 200 рублей, оплаченную при подаче искового заявления.

Данное решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 суток с момента его провозглашения.

Судья