Решение от 03.11.2010 г. о признании нарущающим жилищные права отказа Администрации муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании принять на такой учет



Дело № 2-429/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Тара Омской области 03 ноября 2010 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А.,

с участием истца Ляпустина А.А., представителя органа опеки по доверенности Т.Л.Ф., при секретаре Вильцовой Н.Н рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 03 ноября 2010 года дело

по иску Ляпустина А.А. к Администрации Т. муниципального района Омской области о признании нарушающим его жилищные права отказа Администрации Т. муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании принять на такой учет,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что он, Ляпустин А.А., родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ранее он имел фамилию К.В.П., отчество В.. ДД.ММ.ГГГГ он изменил фамилию и отчество на указанные ранее. Он является сиротой, т.к. его отец К.В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать К.Н.А. - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением Т. городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № его опекуном была назначена Л.Г.Я.. Впоследствии он проживал в ее семье. С ДД.ММ.ГГГГ годы он обучался в техникуме», диплом об окончании учебного заведения выдан ДД.ММ.ГГГГ. Затем он работал на различных работах. В ДД.ММ.ГГГГ года был призван для прохождения военной службы, был демобилизован в ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. О том, что он обладает таким правом на обеспечение жильем, ему стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее ему никто не разъяснял подобные положения законодательства. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию З. сельского поселения Т. муниципального района Омской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии его заявление было рассмотрено и в его удовлетворении отказано в связи с тем, что он достиг возраста более <данные изъяты> лет. Обращение в администрацию сельского поселения было ошибочно, т.к. решение таких вопросов не относится к ее компетенции. Поэтому он вторично обратился уже в Администрацию Т. муниципального района Омской области с аналогичным заявлением. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему вновь отказано в постановке на регистрационный учет. Считает, что орган местного самоуправления нарушает его права и обязан был самостоятельно поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий еще в период его обучения или сразу после окончания учебного заведения - техникума Отказывая в постановке на учет для получения жилья, органа местного самоуправления нарушил его жилищные права. Просит суд признать нарушающим права Ляпустина А.А. отказ Администрации Т. муниципального района Омской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Т. муниципального района Омской области принять на учет Ляпустина А.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Ляпустин А.А. исковые требования уточнил, просил принять его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий именно как лица, оставшегося без попечения родителей, то есть не в общую, а в льготную очередь, в остальном иск поддержал в полном объёме, настаивал на его удовлетворении. Указал, что в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий он состоит в администрации З. сельского поселения Т. района.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации Т. муниципального района не явился по неизвестным суду причинам, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении дела. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в суд был представлен письменный отзыв, согласно которому ответчик иск Ляпустина А.А. не признает. В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) органами исполнительной власти. Обратиться с заявлением о постановке на регистрационный учет могут законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опекуны (попечители), учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п. 15 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления. Согласно определениям понятий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей- это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 23 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, на сегодняшний день истец ранее относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил свое право на обеспечение жилой площадью вне очереди, так как постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в возрасте до 18 (23) лет. В соответствии с действующим жилищным законодательством жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. На момент обращения в Администрацию (ДД.ММ.ГГГГ) истцу исполнилось <данные изъяты> лет, т.е. он утратил право на отношение к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (до 18 лет), а также лиц из их числа (до 23 лет). Таким образом, истец не обратившись вовремя (т.е. до23 лет), утратил свое право на постановку на регистрационный учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа как на период обращения в силу возраста не относящийся к льготной категории. Согласно пункту второму заявленных требований истец просит обязать Администрацию поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных, условий. Данные требования не относятся к компетенции Администрации Т. муниципального района. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления - поселения. Истец имеет право на общих основаниях обратиться с заявлением (с приложением пакета необходимых документов) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в органы местного самоуправления (поселение) по месту проживания. Просит суд отказать истцу в заявленных требованиях в полном объеме.

Представитель третьего лица- органа опеки Т.Л.Ф. считает, что иск Ляпустина А.А. подлежит удовлетворению, поскольку данные о предоставлении ему жилья отсутствуют. У него был статус ребенка-сироты, но жилья ему не давали. Опекуном была назначена Л.Г.Я., но и она не обращалась с заявлением о предоставлении ее воспитаннику Ляпустину А.А. жилого помещения во внеочередном порядке. С опекунами регулярно проводятся семинары, на которых разъясняются их права и обязанности, опекун должна была знать о праве истца на получение жилья. После достижения им возраста 18 лет он мог подать такое заявление самостоятельно, но не делал этого.

Выслушав истца, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ляпустина А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в законе используются понятия:дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей;лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста.

Согласно свидетельству о рождении К.А.В. (л.д. 11) его родителями являются: отцом - К.В.П., матерью - К.Н.А.

Свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт смерти К.Н.А. (л.д. 6). Из свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К.В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12)

Из свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения переменил фамилию на «Ляпустин», и отчество на «А.» (л.д. 13)

В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ № Л.Г.Я. назначена опекуном над несовершеннолетним К.А.В. (л.д. 7)

Согласно диплому № от ДД.ММ.ГГГГ Ляпустин А.А. окончил техникум» (л.д. 17)

В соответствии с военным билетом № № от ДД.ММ.ГГГГ Ляпустин А.А. проходил срочную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16)

Справкой № Центра технической инвентаризации и землеустройства (л.д. 10) и сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38) подтверждено, что Ляпустин А.А. в числе собственников домовладений и квартир не значится (л.д. 10)

Из справки Администрации З. сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что между Администрацией и Ляпустиным А.А. договор социального найма жилого помещения не заключен (л.д. 39)

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Т. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Ляпустину А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, проставляемом по договору социального найма, как ребенку сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу возраста (л.д. 9)

Из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № органа опеки и попечительства следует, что с ДД.ММ.ГГГГ К.А.В. находился под опекой Л.Г.Я. и снят с учета по достижению совершеннолетия (л.д. 42)

Согласно ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, где указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из материалов дело установлено, что Ляпустин А.А. обратился в Администрацию Т. муниципального района с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30). На момент обращения истцу исполнилось <данные изъяты> лет, он утратил право на постановку на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа как на период обращения в силу возраста не относящейся к льготной категории. Данных о наличии уважительных причин не обращения Ляпустина А.А. с аналогичным заявлением до ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено, доказательств уважительности не обращения истца к ответчику суду не представлено.

Свидетель Л.Г.Я. подтвердила, что была назначена опекуном истца, получала опекунское пособие, но не знала о его праве на внеочередное получение жилья вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года. На семинары органы опеки ее никогда не вызывали, о таком праве не разъясняли.

В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

По мнению суда, опекун до достижения истцом возраста 18 лет обязана была защищать его законные права и интересы и имела реальную возможность подать заявление на внеочередное предоставление жилья Ляпустину А.А. По достижении им возраста 18 лет он имел возможность это сделать самостоятельно, так как обучался в <адрес> в техникуме, создал в <адрес> семью, проживает в <адрес> и <адрес> длительное время.

Ст. 16 п. 2. Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ
"О государственной политике Омской области в жилищной сфере" предусматривает, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданином подается в орган местного самоуправления Омской области заявление о принятии на учет по установленной форме. Для принятия на регистрационный учет ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, законным представителем ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, подается заявление о принятии ребенка на регистрационный учет по установленной форме в орган местного самоуправления Омской области по месту жительства или по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) на момент подачи заявления о регистрации.

Частью 1 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с ч. 3. ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Как пояснил истец, в очереди на предоставление жилья, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, он состоит.

С учетом изложенного суд находит исковые требования Ляпустина А.А. о признании нарушающим его жилищные права отказа Администрации Т. муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лица, оставшегося без попечения родителей, и о возложении обязанности принять на такой учет не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ляпустина А.А. к Администрации Т. муниципального района Омской области о признании нарушающим его жилищные права отказа Администрации Т. муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности принять на такой учет, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента его провозглашения.

Судья : подпись

Копия верна.

Решение вступило в законную силу