Дело № 2-409-2010, 2-410-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре Ивановой Н.А., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Романцовой И.В., рассмотрев в ходе открытого судебного заседания в г. Таре 10 ноября 2010 года дело по иску Тарского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «А» о приостановлении деятельности по эксплуатации водозаборных скважин до получения лицензии для забора подземной воды из артезианских скважин и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
У С Т А Н О В И Л:
Тарский межрайонный прокурор обратился в Тарский городской суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «А» о приостановлении деятельности по эксплуатации водозаборных скважин до получения лицензии для забора подземной воды из артезианских скважин и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов. В заявлении указал, что проверкой, проведенной Тарской межрайонной прокуратурой установлено, что в аренде ООО «А» в соответствии с договором аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ находится 3 артезианских скважины, (<адрес> скважина №, скважина № и <адрес> скважина №-Т), которые эксплуатируются ООО «А» для забора подземной воды и использования ее в хозяйственно-бытовых и питьевых целях. В ходе проведенной проверки установлено, что лицензии на право пользования подземной водой ООО «А» не имеет. В соответствии со ст. ст. 7, 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», недра в границах РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии. Вышеуказанные требования закона ООО «А» нарушены. Добыча воды из скважин осуществляется самовольно, без лицензии на право пользования недрами и соответствующего горного отвода. Таким образом, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения. Незаконное использование скважин может привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренную ст. 42 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства следует, что обязательным условием использования водного объекта является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. ООО «А» осуществляет деятельность по предоставлению населению воды питьевого назначения, для этой цели используются водозаборные скважины в <адрес> скважина №, скважина № и <адрес> скважина №). При этом санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов у ООО «А» нет. Просит суд приостановить деятельность ООО «А» по эксплуатации водозаборных скважин (<адрес> скважина №, скважина № и <адрес> скважина №) до получения лицензии для забора подземной воды из артезианских скважин и санитарно-эпидемиологических заключений.
В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Романцова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «А», Управления Росприроднадзора по Омской области, Управления по недропользованию по Омской области, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились. В письменном заявлении просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав помощника Тарского межрайонного прокурора Романцову И.В., изучив представленные письменные документы, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о приостановлении деятельности ООО «А» по эксплуатации 3 водозаборных скважин (в <адрес> скважина №, скважина № и в <адрес> скважина №) до получения лицензии для забора подземной воды из артезианских скважин и санитарно-эпидемиологических заключений подлежащими удовлетворению.
В соответствии со свидетельством о постановке на налоговый учет (л.д. 5), уставом ООО «А» (л.д.6-13), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 3), свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 4), основными видами деятельности ответчика является сбор, очистка и распределение воды.
Из договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация <данные изъяты> передала на баланс ООО «А» 2 водозаборные скважины №, №, расположенные в <адрес>, а также водонапорную башню и скважину № в <адрес> (л.д. 14, 16-18)
Из объяснений руководителя ООО «А» Н следует, что ООО «А» ведется добыча воды из подземных источников, в настоящее время действует 3 артезианских скважины. Лицензии на право пользования недрами и санитарно-эпидемиологического заключения на добываемую воду у ООО «А» нет (л.д. 15).
В соответствии со справкой ООО «А», водозаборные скважины №, №, расположенные в <адрес> и скважина № в <адрес> являются действующими (л.д. 21).
В соответствии с объяснениями Управления по недропользованию по Омской области, оно осуществляет полномочия по организационному обеспечению государственной системы лицензирования пользования недрами на территории Омской области. В настоящее время заявочный пакет документов на оформление лицензии на право пользования недрами от ООО «А» в Омскнедра не предоставлен (л.д. 62).
В соответствии со ст. ст. 7, 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», недра в границах РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии.
В ходе судебного заседания установлено, что ООО «А» осуществляет деятельность по эксплуатации водозаборных скважин №, №, расположенных в <адрес> и скважины № в <адрес>, без лицензии на право использования подземных артезианских скважин.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что обязательным условием использования водного объекта является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
ООО «А» осуществляет деятельность по предоставлению населению воды питьевого назначения, в процессе которой используются 2 водозаборные скважины - в <адрес> и 1 скважина - в <адрес>. При этом санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов у ООО «А» нет.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывая материальное положение ООО «А», считает необходимым снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Судья