Дело № 2-458 / 2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре Лукиной М.А., с участием истца Ульяновой О.И., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области по доверенности Д.Н.И, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Таре 01 декабря 2010 года дело по иску Ульяновой О.И., Ульяновой Е.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Тарскому району Омской области о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой накопительной части трудовой пенсии правопреемникам умершего застрахованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Ульянова О.И., Ульянова Е.А., УАА обратились в Тарский городской суд Омской области с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Тарскому району Омской области о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой накопительной части трудовой пенсии правопреемникам умершего застрахованного лица УАН В обосновании доводов указали, что ДД.ММ.ГГГГ умер УАН, на момент смерти УАН несовершеннолетние не знали, что можно обратиться в пенсионный фонд с заявлением на возврат накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица. Ульянова О.И. находилась в тяжелом стрессовом состоянии, на иждивении у нее осталось двое детей, работы она не имела, проживала за пределами <адрес>, в связи с чем, она так же пропустила срок обращения за выплатой накопительной части трудовой пенсии правопреемникам умершего застрахованного лица.
В судебном заседании истица Ульянова О.И. исковые поддержала в полном объеме, указав, что просит удовлетворить данное заявление, так как она обращается в суд в интересах своих сына УАА ДД.ММ.ГГГГ г.р., который самостоятельно не может осуществлять свои права в силу возраста, а она как законный представитель вовремя этого не сделала. Дополнила, что 6-ти месячный срок обращения ее сына, как правопреемника и наследника умершего отца, за получением накопительной части его трудовой пенсии, был пропущен им по уважительной причине в силу малолетнего возраста. Кроме того она сама пропустила срок обращения за выплатами по уважительной причине, так как находилась в тяжелом стрессовом состоянии, на иждивении у нее осталось двое детей, работы она не имела, проживала за пределами <адрес>. ЕЕ дочь Ульянова Е.А. на момент смерти отца так же была несовершеннолетней, 18 лет ей исполнилось в апреле 2010 года, однако она так же своевременно не обратилась к ответчику, так как не знала о необходимости такого обращения.
Истица Ульянова Е.А., несовершеннолетний, в интересах которого заявлены исковые требования УАА, будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Тарскому району Омской области по доверенности Д.Н.И исковые требования не признала, пояснила, что выплата накопительной части трудовой пенсии, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, осуществляется в случае обращения с соответствующим заявлением в течение 6-ти месяцев с момента смерти застрахованного лица. Она согласно, что на счету умершего УАН имеется накопительная часть его трудовой пенсии в сумме 6060,97 рублей, и что УАН не писал заявления о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. Считает, что срок для обращения за выплатой накопительной части трудовой пенсии может быть восстановлен Ульяновой О.В. как законному представителю несовершеннолетнего УАА ДД.ММ.ГГГГ г.р., который является наследником первой очереди УАН, срок для обращения за накопительной частью трудовой пенсии пропустил по уважительной причине, так как в силу несовершеннолетнего возраста не мог самостоятельно обращаться с заявлением о выплатах. Оснований же для восстановления срока Ульяновой О.И. и Ульяновой Е.А. нет, так как доказательства наличия каких-либо уважительных причин не приведены.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Ульяновой О.И., заявленных ею в интересах несовершеннолетнего УАА, о восстановлении ему срока для обращения за выплатой накопительной части трудовой пенсии правопреемникам умершего застрахованного лица.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получили застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.
Пунктом 12 статьи 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае наступления смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 12 статьи 16 указанного Федерального закона к кругу таких родственников отнесены дети умершего.
Из материалов дела следует, что наследником первой очереди после смерти УАН является его сын - УАА ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении V-КН №).
В силу ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а так же выплаты в случае смерти застрахованного лица, лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
Поскольку на момент смерти УАН не достиг пенсионного возраста, очевидно и не требует доказательств тот факт, что трудовая пенсия (в том числе ее накопительная часть) ему не назначалась и не выплачивалась.
УАА, является несовершеннолетним сыном умершего, и относиться к кругу лиц, перечисленных в п. 12 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому он имеет право на получение накопительной части трудовой пенсии умершего УАН
В судебном заседании установлено, что Ульянова О.В. приходилась супругой УАН, умершему ДД.ММ.ГГГГ, у неё имеется их совместная дочь и совместный несовершеннолетний сын. Истицы, а так же несовершеннолетний УАА относятся к кругу лиц, перечисленных в п. 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому имеют право на получение накопительной части трудовой пенсии. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Этот вопрос решается судом по данному делу с учетом его конкретных обстоятельств. Суд считает уважительной причиной для восстановлении срока истцу ненадлежащее исполнение ею как законным представителем своего малолетнего сына, правопреемника, не обладающего дееспособностью в полном объеме, возложенных на неё законодательством функций по защите его прав. Суд находит необходимым восстановление срока обращения за выплатой накопительной части трудовой пенсии истице, как законному представителю несовершеннолетнего УАА
Вместе с тем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока Ульяновой Е.А., так как доказательств н уважительности причин пропуска срока для обращения за выплатами истицей представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульяновой О.И., Ульяновой Е.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о восстановлении срока для обращения истца о выплате накопительной части трудовой пенсии умершего УАН, удовлетворить частично.
Восстановить Ульяновой О.И., как законному представителю несовершеннолетнего УАА ДД.ММ.ГГГГ г.р., срок в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда, для обращения за выплатой в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Тарскому району Омской области пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета УАН, <данные изъяты>. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Тарскому району Омской области выплатить Ульяновой О.И. пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета УАН, в размере этих средств на день производства такой выплаты.
В удовлетворении исковых требований Ульяновой Е.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Судья