Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Гречкань Н.И., при секретаре Лукиной М.А., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Боярских П.А., представителя ответчика начальника НОУ ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании 03 февраля 2011 года в г. Таре исковое заявление Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к НОУ о приостановлении деятельности до проведения аттестации рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к НОУ о приостановлении деятельности до проведения аттестации рабочих мест, указав, что в деятельности учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения трудового законодательства, а именно не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. По положениям ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Кроме того, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Рабочий состав любой организации не является постоянно статичным в связи с тем, что трудовые отношения с одними работниками прекращаются, на место уволенных по инициативе работодателя либо уволившихся по собственной инициативе или иным, предусмотренным трудовым законодательством основаниям, принимаются на работу иные лица, круг которых на момент предъявления искового заявления конкретно определить невозможно.
При этом обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства, гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в отношении каждого рабочего места.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569), аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность лиц, работающих в НОУ составляет 30 человек.
В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) нарушает права и интересы работников, неопределенного круга лиц, создает угрозу личной безопасности указанной категории лиц и повышенного производственного травматизма. Просит суд приостановить деятельность НОУ до проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Боярских П.А. исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал аналогичные пояснения.
Представитель ответчика начальник НОУ ФИО6 в ходе судебного заседания пояснил, что в настоящее время он учреждение осуществляет свою деятельность подготовке водителей различных категорий. В настоящее время действительно в учреждении работает 30 человек, все рабочие места не имеют аттестации по условиям труда. Однако ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор с ООО «Центр сертификации и экспертизы «Омск-Тест»» на проведение аттестации рабочих мест, но ее окончание по условиям договора возможно не менее чем через 1 месяц. Просит суд снизить размер государственной пошлины, так как проведение аттестации рабочих мест в настоящее время требует значительных материальных затрат.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на работодателя. Кроме того, в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
При этом обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому работающему, либо потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства, гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в отношении каждого рабочего места.
В соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569), аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность лиц, работающих в НОУ, составляет 30 человек, рабочие места не имеют аттестации по условиям труда.
Принимая решение о приостановлении деятельности НОУ суд учитывает, что в соответствии с п/п 3, 7 п. 4 вышеуказанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются, в том числе, в целях: предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
Таким образом, деятельность НОУ, в ходе которой им осуществляется привлечение граждан к труду на рабочих местах, не имеющих аттестации по условиям труда, создает потенциальную угрозу их жизни и здоровью, возможность воздействия на них вредных и (или) опасных производственных факторов, лишает их возможности получить информацию о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
При принятии решения судом учитывается, что в соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении (приостановлении) деятельности, создающей такую опасность. Кроме того суд может отказать в иске о приостановлении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление противоречит общественным интересам.
В ходе судебного разбирталеьтсва каких-либо оснований для отказа в удовлетворении исковых требований установлено не было.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с НОУ подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления. Вместе с тем, суд считает возможным удовлетворить ходатайство о снижении размера государственной пошлины до 200 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к НОУ о приостановлении деятельности до проведения аттестации рабочих мест удовлетворить в полном объеме.
2. Приостановить деятельность НОУ по привлечению граждан к труду на рабочих местах, не имеющих аттестации по условиям труда, до ее проведения.
3. Взыскать с НОУ в бюджет Тарского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме 200 рублей.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения путем направления кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Судья