Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Гречкань Н.И., при секретаре Лукиной М.А., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Романцовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2011 года в г. Таре исковое заявление Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, указав, что в деятельности учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения трудового законодательства, а именно не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. По положениям ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Кроме того, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Рабочий состав любой организации не является постоянно статичным в связи с тем, что трудовые отношения с одними работниками прекращаются, на место уволенных по инициативе работодателя либо уволившихся по собственной инициативе или иным, предусмотренным трудовым законодательством основаниям, принимаются на работу иные лица, круг которых на момент предъявления искового заявления конкретно определить невозможно.
При этом обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства в Администрацию Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в отношении каждого рабочего места.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.
По состоянию на 27.04.2011 численность лиц, работающих в Администрации Ложниковского сельского поселения, составляет 7 человек.
Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) нарушает права и интересы работников, неопределенного круга лиц, создает угрозу личной безопасности указанной категории лиц и повышенного производственного травматизма. Просит суд возложить на Администрацию Ложниковского сельского поселения обязанность по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, именно заключить договор с организацией, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же заключить договор с аккредитованной испытательной лабораторией, участвующей в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставить указанные сведения в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району в течение 6 месяцев.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Романцова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные пояснения. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте судебного заседания представитель ответчика Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на работодателя. Кроме того, в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
При этом обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому работающему, либо потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства в Администрацию Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в отношении каждого рабочего места.
В соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что по состоянию на 27.04.2011 года численность лиц, работающих в Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, составляет 7 человек, рабочие места не имеют аттестации по условиям труда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что в соответствии с п/п 3, 7 п. 4 вышеуказанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются, в том числе, в целях: предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
Таким образом, деятельность Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в ходе которой ею осуществляется привлечение граждан к труду на рабочих местах, не имеющих аттестации по условиям труда, создает потенциальную угрозу их жизни и здоровью, возможность воздействия на них вредных и (или) опасных производственных факторов, лишает их возможности получить информацию о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, удовлетворить.
2. Возложить на Администрации Ложниковского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязанность в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно заключить договор с организацией, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же заключить договор с аккредитованной испытательной лабораторией, участвующей в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставить сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району.
3. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Судья