Дело № 2-223/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара 06 июня 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Мальцевой И.А., при секретаре Зуйковой Н.С., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Бычкова В.Ю., представителя ОГПН по Тарскому району П., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2011 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Соускановского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к Администрации Соускановского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой совместно с отделом государственного пожарного надзора Тарского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Соускановского сельского поселения Тарского муниципального района <адрес>, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в ходе проведённой проверки выявлены следующие нарушения: Не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации здание клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 110-03 т. 1 п.9), не оборудовано системой оповещения людей-о пожаре здание клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 104-03 т.2 п.9), не заключён договор на обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации в здании Администрации (НПБ 110-03 п. 140, двери на путях эвакуации из здания администрации открываются не по направлению выхода из здания. (ППБ 01-03 п.52), не приобретены для целей пожаротушения переносные пожарные мотопомпы в <адрес> (ППБ 01-03 п.31), не установлены на естественных водоисточниках в населенных пунктах площадки с твердым покрытием размером. 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.31), отсутствуют подъездные пути к водонапорной башне в <адрес> (ППБ 01-03 п.89), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), на территории населённых пунктов отсутствует наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.27), не произведен замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей здании администрации, клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.57), ответственные лица за пожарную безопасность на объектах не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; Приказ №645 от 12.12.2007г. НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"), здания Дома культуры, музея не оборудованы аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), здание Дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), помещения клуба не доукомплектованы огнетушителями (требуется не менее 2-х) (ППБ 01-03 п. 108 прил.З), не пронумерованы имеющиеся огнетушители (ППБ-01-03 п. 16, п. 108 приложение 3), отсутствует журнал учёта и проверки технического состояния огнетушителей (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З, НПБ 166-97 п.7.5, 12.4, приложение №6), к кирпичному заданию Администрации пристроено деревянное здание кочегарки (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП 31-05-2003 п.6.3.1), в здании Администрации расположено помещение библиотеки, должно быть отделено противопожарной перегородкой и иметь обособленный выход (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП П-35-76 п.3.9*), в здании Администрации, клуба отсутствует план эвакуации (ППБ 01-03 п. 16), в помещениях Администрации, клуба допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ППБ 01-03 п.60), не обозначены соответствующими указателями водоёмы (водоисточники) расположенные на территории Администрации сельского поселения, по направлению движения к ним. (ППБ 01-03 п.90), в помещении клуба перегородки образующие гардероб выполнены из горючих материалов (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП 21-01-97 П.6.25*), объекты Администрации Соускановского сельского поселения не оборудованы молниезащитой (СО 153-3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), на весенне-летний период разработаны, но не выполнены в полном объёме мероприятия, исключающие распространение огня при лесных пожарах на здания и сооружения населённых пунктов (устройство защитных противопожарных полос и другое) (ФЗ №123 ст.63; ППБ 01-03 п.112,3, ФЗ-69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст. 10,13,19, Ф3№131 от 16.09.2003г. ст. 14 п.9), приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров не укомплектована пожарно-техническим вооружением не организовано ДПК с круглосуточным дежурством (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ст.63;ППБ 01-03 п.9, п. 106), распорядительным документом не установлен противопожарный режим, в том числе: не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п.15,7). Сложившаяся неблагоприятная обстановка может привести к тяжким последствиям. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в числе способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим, способом защиты прав истцов является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранения нарушений пожарной безопасности администрации Соускановского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области. Просит суд возложить обязанность на администрацию Соускановского сельского поселения Тарского муниципального района в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Бычков В.Ю. исковые требования уточнил, указал, что 03.06.2011 года была проведена дополнительная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ответчиком, в ходе которой выявлены не 26 нарушений, а 21. Пять нарушений на день рассмотрения дела судом устранены ответчиком добровольно. Просил суд обязать ответчика устранить данное 21 нарушение в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также указал, что данные нарушения противоречат также и требованиям законодательства о противодействии терроризму. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Соускановского сельского поселения не явился, по неизвестным суду причинам, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил.
Представитель ОРГН Тарского района П. суду пояснил, что полностью поддерживает позицию прокурора, на протяжении нескольких лет ответчику выдавались предписания о необходимости устранить нарушения требований пожарной безопасности, однако, в полном объеме мероприятия так и не выполнены. Просил удовлетворить иск прокурора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Администрации Соускановского сельского поселения обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении (л.д. 10).
В соответствии с п. 9 ст. 4 Устава Соускановского сельского поселения к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Соускановского сельского поселения (л.д. 17-24).
В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В статье 20 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на жизнь.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении- и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» финансовое обеспечение в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно- первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности», основными обязанностями руководителя организации являются: соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а - также обучение своих работников мерам пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущения их использования не по назначению; предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств; незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 43 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.
Кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, деятельность которых должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
В силу п. 3. ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Актом проверки установлены следующие нарушения: Не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации здание клуба в с <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 110-03 т. 1 п.9), не оборудовано системой оповещения людей-о пожаре здание клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 104-03 т.2 п.9), не заключён договор на обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации в здании Администрации (НПБ 110-03 п. 140, не приобретены для целей пожаротушения переносные пожарные мотопомпы в <адрес> (ППБ 01-03 п.31), не установлены на естественных водоисточниках в населенных пунктах площадки с твердым покрытием размером. 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.31), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), на территории населённых пунктов отсутствует наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.27), не произведен замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей здании администрации, клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.57), ответственные лица за пожарную безопасность на объектах не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; Приказ №645 от 12.12.2007г. НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"), здания Дома культуры, музея не оборудованы аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), здание Дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), помещения клуба не доукомплектованы огнетушителями (требуется не менее 2-х) (ППБ 01-03 п. 108 прил.З), не пронумерованы имеющиеся огнетушители (ППБ-01-03 п. 16, п. 108 приложение 3), отсутствует журнал учёта и проверки технического состояния огнетушителей (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З, НПБ 166-97 п.7.5, 12.4, приложение №6), к кирпичному заданию Администрации пристроено деревянное здание кочегарки (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП 31-05-2003 п.6.3.1), в здании Администрации расположено помещение библиотеки, должно быть отделено противопожарной перегородкой и иметь обособленный выход (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП П-35-76 п.3.9*), в здании Администрации, клуба отсутствует план эвакуации (ППБ 01-03 п. 16), в помещениях Администрации, клуба допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ППБ 01-03 п.60), в помещении клуба перегородки образующие гардероб выполнены из горючих материалов (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП 21-01-97 П.6.25*), объекты Администрации Соускановского сельского поселения не оборудованы молниезащитой (СО 153-3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), не организовано ДПК с круглосуточным дежурством (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ст.63;ППБ 01-03 п.9, п. 106),
В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению названных нарушений подлежат удовлетворению. При этом суд находит, что срок для устранения нарушений в течение 6-х месяцев не позволит своевременно исполнить решение суда, так как для устранения выявленных нарушений необходимо значительные материальные и временные затраты, приходит к выводу о необходимости увеличения указанного срока до 08 месяцев, так как указанное время необходимо для формирования бюджета на 2012 год и включение в него расходов, связанных с устранением выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Соускановского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
2. Обязать Администрацию Соускановского сельского поселения Тарского района Омской области в течение 06 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации здание клуба в с <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 110-03. т. 1 п.9), оборудовать системой оповещения людей о пожаре здание клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 104-03 т.2 п.9), заключить договор на обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации в здании Администрации (НПБ 110-03 п. 140.), приобрести для целей пожаротушения переносные пожарные мотопомпы в <адрес> (ППБ 01-03 п.31) установить на естественных водоисточниках в населенных пунктах площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.31), разработать генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), на территории населённых пунктов установить наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.27), произвести замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей здании администрации, клуба в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.57), ответственным лицам за пожарную безопасность на объектах пройти обучение по программе пожарно-технического минимума (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; Приказ №645 от 12.12.2007г. НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"), здания дома культуры, музея оборудовать аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), здание дома культуры обеспечить прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.3,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), помещения клуба доукомплектовать огнетушителями (требуется не менее 2-х) (ППБ 01-03 п. 108 прил.З), пронумеровать имеющиеся огнетушители (ППБ-01-03 п. 16, п. 108 приложение 3), завести журнал учёта и проверки технического состояния огнетушителей (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З, НПБ 166-97 п.7.5, 12.4, приложение №6), демонтировать деревянное здание кочегарки пристроенному к кирпичному заданию Администрации (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП 31-05-2003 п.6.3.1)., помещение библиотеки, расположенного в здании Администрации отделить противопожарной перегородкой и выполнить обособленный выход (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП И-35-76 п.З.9*), в здании Администрации, клуба установить план эвакуации (ППБ 01-03 п. 16), в помещениях Администрации, клуба не допускать эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ППБ 01-03 п.60), в помещении клуба перегородки образующие гардероб выполнить из негорючих материалов (ФЗ №123 ст.4 п.2,СНиП 21-01-97 П.6.25*), объекты Администрации Соускановского сельского поселения оборудовать молниезащитой (СО 153-3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), организовать ДПК с круглосуточным дежурством (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ст.63 ;ППБ 01-03 п.9, п. 106).
3. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Решение вступило в законную силу Согласовано