Дело № 2-224/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара 06 июня 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Мальцевой И.А., при секретаре Зуйковой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Бычкова В.Ю., представителя ОГПН по Тарскому району П., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2011 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Егоровского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к Администрации Егоровского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой совместно с отделом государственного пожарного надзора Тарского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Егоровского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в ходе проведённой проверки выявлены следующие нарушения:
Не оборудованы подведомственные учреждения, гараж, мастерская системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (НПБ 110-03 п. 14 таб. 1 п. 9, НПБ 104-03 п. 5.1 таб. 2 п. 9,15)., не оборудованы пирсы размерами 12x12 м. с твёрдым покрытием для забора воды пожарными автомобилями в любое время года (ППБ 01-03 п. 94), не произведён замер сопротивления изоляции токоведущих частей силовых и осветительных электросетей на прочность в администрации, ДК <адрес>, клубе д. <адрес> (ФЗ № 123 ст. 4 п.2; ППБ 01-03 п. 3,57; ПТЭЭП п. 3.6.1 пр. 3, т. 37), ДК <адрес>, клуб <адрес> не оборудованы аварийным освещением (ФЗ № 123 ст. 4 п.2; ППБ 01-03 п. 3; ВППБ 13-01-94 п. 4.4), не обозначены знаками пожарной безопасности пути эвакуации в ДК <адрес>, клубе <адрес> (ППБ 01-03 п. 51)., эксплуатируется металлическая печь в клубе <адрес> (ППБ 01-03 п. 71), ответственные лица за пожарную безопасность на объектах не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2; ППБ 01-03 п. 3; приказ № 645 от 12.12.2007 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»), не в полном объёме произведено обучение населения в населённых пунктах Егоровского сельского поселения мерам пожарной безопасности (ФЗ № 123 ст. 63; ППБ 01-03 п. 11; ФЗ 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст.ст. 10,13,19; Ф3-131 от 16.09.2003 ст. 14 п. 9), не произведено специальное обучение по программе пожарно- технического минимума истопников (кочегаров) ДК <адрес>, клуба д. <адрес> гаража (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2; ППБ 01-03 п. 69), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировке застройки территории поселения (ФЗ № 123 ст. 65), не пропитаны огнезащитным составом стропила и обрешётки кровли зданий администрации, ДК <адрес>. (СНиП 21.01.97 п. 5.18), не произведён замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей зданий администрации, клуба <адрес> и д. К.-Дубовка (ФЗ № 123 ст. 4 п. 2; ППБ 01-03 п. 57), не доукомплектованы здания клубов в <адрес> и д. <адрес> первичными средствами пожаротушения (ППБ 01-03 п. 108 приложенияЗ), не пронумерованы имеющиеся огнетушители (ППБ 01-03 п. 16, п. 108 приложения 3), отсутствует журнал учёта и проверки технического состояния огнетушителей. Не определено лицо, ответственное за приобретение и готовность к действию огнетушителей. (ППБ 01-03 п. 15, п. 108 приложения 3), для целей пожаротушения не приобретены пожарные мотопомпы в <адрес> и <адрес> (ППБ 01-03, п. 31), не обозначены соответствующими указателями пожарные гидранты, водоёмы (водоисточники), расположенные на территории администрации сельского поселения, по направлению движения к ним (ППБ 01-03 п. 90), на весеннее-летний период не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности и другое) (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2, ст. 63; ППБ 01-03 п. 112), не разработаны и не реализованы меры пожарной безопасности для населённых пунктов и учреждений сельской администрации на весеннее- летний пожароопасный период (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2, ст. 63; ППБ 01-03 п. 3 ФЗ 131 от 16.09.2003 ст. 14 п. 9), объекты администрации сельского поселения не оборудованы молниезащитой (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2; СО 153-3.4.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), не организовано ДПК с круглосуточным дежурством (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2, ст. 63; ППБ 01-03 п. 9, п. 106), распорядительным документом не установлен противопожарный режим в подведомственных учреждениях, в том числе: не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; режим курения и специально оборудованные для курения места; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п. 15,7). Сложившаяся неблагоприятная обстановка может привести к тяжким последствиям. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в числе способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим, способом защиты прав истцов является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранения нарушений пожарной безопасности администрации Егоровского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области. Просит суд возложить обязанность на администрацию Егоровского сельского поселения Тарского муниципального района в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Бычков В.Ю. исковые требования уточнил, указал, что 06.06.2011 года была проведена дополнительная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ответчиком, в ходе которой выявлены не 22 нарушения, а 14. Восемь нарушений на день рассмотрения дела судом устранены ответчиком добровольно. Просил суд обязать ответчика устранить данные 14 нарушений в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также указал, что данные нарушения противоречат также и требованиям законодательства о противодействии терроризму. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Егоровского сельского поселения не явился, по неизвестным суду причинам, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил.
Представитель ОРГН Тарского района П. суду пояснил, что полностью поддерживает позицию прокурора, на протяжении нескольких лет ответчику выдавались предписания о необходимости устранить нарушения требований пожарной безопасности, однако, в полном объеме мероприятия так и не выполнены. Просил удовлетворить иск прокурора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Администрации Егоровского сельского поселения обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении (л.д. 9).
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 13)
В соответствии с п. 9 ст. 4 Устава Егоровского сельского поселения к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Егоровского сельского поселения (л.д. 16-23).
В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В статье 20 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на жизнь.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении- и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» финансовое обеспечение в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно- первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности», основными обязанностями руководителя организации являются: соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а - также обучение своих работников мерам пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущения их использования не по назначению; предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств; незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 43 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.
Кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, деятельность которых должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
В силу п. 3. ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Актом проверки выявлены следующие нарушения: Не оборудованы подведомственные учреждения, гараж, мастерская системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (НПБ 110-03 п. 14 таб. 1 п. 9, НПБ 104-03 п. 5.1 таб. 2 п. 9,15)., не оборудованы пирсы размерами 12x12 м. с твёрдым покрытием для забора воды пожарными автомобилями в любое время года (ППБ 01-03 п. 94), не произведён замер сопротивления изоляции токоведущих частей силовых и осветительных электросетей на прочность в администрации, ДК <адрес>, клубе д. <адрес> (ФЗ № 123 ст. 4 п.2; ППБ 01-03 п. 3,57; ПТЭЭП п. 3.6.1 пр. 3, т. 37), ДК <адрес>, клуб д. <адрес> не оборудованы аварийным освещением (ФЗ № 123 ст. 4 п.2; ППБ 01-03 п. 3; ВППБ 13-01-94 п. 4.4), эксплуатируется металлическая печь в клубе д. <адрес> (ППБ 01-03 п. 71), не в полном объёме произведено обучение населения в населённых пунктах Егоровского сельского поселения мерам пожарной безопасности (ФЗ № 123 ст. 63; ППБ 01-03 п. 11; ФЗ 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст.ст. 10,13,19; Ф3-131 от 16.09.2003 ст. 14 п. 9), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировке застройки территории поселения (ФЗ № 123 ст. 65), не пропитаны огнезащитным составом стропила и обрешётки кровли зданий администрации, ДК <адрес>. (СНиП 21.01.97 п. 5.18), не произведён замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей зданий администрации, клуба <адрес> и д. <адрес> (ФЗ № 123 ст. 4 п. 2; ППБ 01-03 п. 57), для целей пожаротушения не приобретены пожарные мотопомпы в д. <адрес> и <адрес> (ППБ 01-03, п. 31), не обозначены соответствующими указателями пожарные гидранты, водоёмы (водоисточники), расположенные на территории администрации сельского поселения, по направлению движения к ним (ППБ 01-03 п. 90), объекты администрации сельского поселения не оборудованы молниезащитой (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2; СО 153-3.4.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), не организовано ДПК с круглосуточным дежурством (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2, ст. 63; ППБ 01-03 п. 9, п. 106), распорядительным документом не установлен противопожарный режим в подведомственных учреждениях, в том числе: не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; режим курения и специально оборудованные для курения места; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п. 15,7).
В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению названных нарушений подлежат удовлетворению. При этом суд находит, что срок для устранения нарушений в течение 6-х месяцев является реальным и разумным, более того, представитель ответчика, не явившись в судебное заседание, лишил себя возможности выразить свои возражения относительно заявленного иска, не представил доказательств в обоснование своей позиции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Егоровского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
Обязать Администрацию Егоровского сельского поселения Тарского района Омской области в течение 06 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать подведомственные учреждения, гараж, мастерскую системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (НПБ 110-03 п. 14 таб. 1 п. 9, НПБ 104-03 п. 5.1 таб. 2 п. 9,15), оборудовать пирсы размерами 12x12 м. с твёрдым покрытием для забора воды пожарными автомобилями в любое время года (ППБ 01-03 п. 94), произвести замер сопротивления изоляции токоведущих частей силовых и осветительных электросетей на прочность в администрации, ДК <адрес>, клубе д. <адрес> (ФЗ № 123 ст. 4 п.2; ППБ 01-03 п. 3,57; ПТЭЭПп. 3.6.1 пр.3,т. 37), ДК <адрес>, клуб д. К.-Дубовка оборудовать аварийным освещением (ФЗ № 123 ст. 4 п.2; ППБ 01-03 п. 3; ВППБ 13-01-94 п. 4.4), прекратить эксплуатировать металлическую печь в клубе <адрес> (ППБ 01-03 п. 71), в полном объёме произвести обучение населения в населённых пунктах Егоровского сельского поселения мерам пожарной безопасности (ФЗ № 123 ст. 63; ППБ 01-03 п. 11; ФЗ 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст.ст. 10,13,19; Ф3-131 от 16.09.2003 ст. 14 п. 9), выполнить генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировке застройки территории поселения (ФЗ № 123 ст. 65), пропитать огнезащитным составом стропила и обрешётки кровли зданий администрации, ДК <адрес>. (СНиП 21.01.97 п. 5.18), произвести замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей зданий администрации, клуба <адрес> и д. <адрес> (ФЗ № 123 ст. 4 п. 2; ППБ 01-03 п. 57), для целей пожаротушения приобрести пожарные мотопомпы в д. <адрес> и <адрес> (ППБ 01-03, п. 31), обозначить соответствующими указателями пожарные гидранты, водоёмы (водоисточники), расположенные на территории администрации сельского поселения, по направлению движения к ним (ППБ 01-03 п. 90), объекты. администрации сельского поселения оборудовать молниезащитой (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2; СО 153-3.4.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), организовать ДПК с круглосуточным дежурством (ФЗ № 123 ст. 4 ч. 2, ст. 63; ППБ 01-03 п. 9, п. 106), распорядительным документом установить противопожарный режим в подведомственных учреждениях, в том числе: определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; режим курения и специально оборудованные для курения места; регламентировать: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п. 15,7).
3. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Судья